Эволюция мотива.
Главный вопрос: Как путешествует из изображения в изображение фигура Бога реки Иордан и как она изменяется?
Итоги: Античные речные боги могут являться во плоти, а могут быть бесплотными потоками, они ведут себя как хозяева, им присущи различные чувства – ненависть, раздражительность, любовь. В античных текстах, которые я посмотрела, только два проявления любви – родительская (Ксанф) и страсть (Алфей).
Греция, Салонники, Осиос Давид, 5 век.
Равенна, Арианский Баптистерий, 5в.
Равенна, Баптистерий Православных, 5в.
Греция, Осиос Лукас, 11в
Псков, Мирожский монастырь, Крещение,нач12века
Крещение, Икона,14 век Греция, Мистра, монастырь Бронтахион, 15в
Греция, Салоники, Осиос Илия, 14в
Стамбул, Фетхие джами, Крещение14век
Крещение,Кирилло- Белозерский монастырь, 15 в
Крещение Господне, Фреска16 в, Хилендарский монастырь.
Можно сказать, что отношение к Богу реки Иордан остальных персонажей – это восприятие Христианством природы. Тогда, первоначальный вопрос превращается в такой: Как изменяется восприятие природы Христианством судя по изображениям Крещения?
Бог реки Иордан такого же размера как и остальные персонажи, но маленького масштаба – символ могучей, но потрясенной силой Господа, природы. Бог реки Иордан такого же размера и масштаба, как и другие персонажи – символ могучей, единой с Богом и существующей с ним на равных правах, природы. Бог реки Иордан, который склонил перед Христом колено – символ слабой, нуждающейся в Господней поддержке, природы. Две фигуры Бога реки Иордан (чаще всего младенец и старец) – символ времени, возможно, символ того, что всё нуждается в Христе. Равнодушие между персонажами появляется, возможно, потому, что фигуры Бога реки Иордан изображаются по привычке, в качестве увлекательной подробности. Бог реки Иордан, указывающий путь Христу – символ единства Христианства с природой, но теперь они уже не на равных правах, а Бог реки Иордан – маленький помощник.
Конец.