Программа развития школы: ключ к успеху Как разработать главный стратегический документ школы и получить шанс на победу в конкурсе в рамках ПНПО?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Advertisements

Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Областная конференция "Модернизация управления образованием в Московской области" 28 марта 2006 г. 1 ПНПО как механизм стимулирования модернизации управления.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Инновационный проект «Моделирование социальной одаренности детей в условиях МООУ санаторно-лесной школы» Руководитель проекта: С.Р.Верхотуров, директор.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Программа деятельности МАОУ гимназия 4 по развитию общественной составляющей в управлении образовательным учреждением Заместитель директора по ВР Фомина.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (4 часа) Программа развития школы.
Заседание – практикум «Работа по созданию проекта как вида современной научно-исследовательской деятельности»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Алгоритм (технология) составления социального проекта (программы) Социальный проект – действие, целью которой является создание, модернизация или поддержание.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Программа развития дошкольного образовательного учреждения Сколько прошел? Где я сейчас? Сколько нужно пройти?
Транксрипт:

Программа развития школы: ключ к успеху Как разработать главный стратегический документ школы и получить шанс на победу в конкурсе в рамках ПНПО?

К чему ПНПО побуждает наши школы? К достижению нового качества образования и новых качеств самой школы К достижению нового качества образования и новых качеств самой школы К осуществлению инновационных образовательных программ К осуществлению инновационных образовательных программ К усилению открытости школы и общественного участия в управлении (Управляющие советы, Публичные доклады) К усилению открытости школы и общественного участия в управлении (Управляющие советы, Публичные доклады) К разработке программ развития, в которых раскрываются все эти направления… К разработке программ развития, в которых раскрываются все эти направления…

Программа развития школы Необязательный документ, без которого, однако, сегодня не обойтись уважающей себя школе Необязательный документ, без которого, однако, сегодня не обойтись уважающей себя школе Практика, имеющая солидные научно- методические основы и 15-тилетнюю историю, но осуществляемая пока с переменным успехом Практика, имеющая солидные научно- методические основы и 15-тилетнюю историю, но осуществляемая пока с переменным успехом Шанс сделать новые шаги в развитии школы Шанс сделать новые шаги в развитии школы

Программа нужна, когда Есть сильное желание изменить ситуацию к лучшему, добиться стратегического успеха Есть сильное желание изменить ситуацию к лучшему, добиться стратегического успеха Ситуация недостаточно стабильна и ресурсы ограничены Ситуация недостаточно стабильна и ресурсы ограничены Нужна мобилизация всех имеющихся сил и средств (в том числе – внешних) Нужна мобилизация всех имеющихся сил и средств (в том числе – внешних)

Условия успеха Программы Серьезность намерений Серьезность намерений Готовность лидеров к реальным изменениям (начиная с себя) Готовность лидеров к реальным изменениям (начиная с себя) Наличие команды Наличие команды Включенность коллектива Включенность коллектива Развитая инновационная способность Развитая инновационная способность Освоение стратегического, программно-целевого подхода к управлению Освоение стратегического, программно-целевого подхода к управлению Общественная и административная поддержка Общественная и административная поддержка

Программа развития - основные грани 1. Программа как Мысль и Слово - текст, документ определенной структуры и содержания – аналитика, образ будущего, стратегия и тактика перехода к нему 2. Программа как Дело – конкретные программные действия и мероприятия, реализация которых ведет к развитию 3. Программа как Люди – центральная команда (ядро) и широкое сообщество людей, ставших субъектами выполнения Программы, ее носителями, движущей силой ее создания и выполнения

Программы развития – для кого? Внутри школы – дети, родители, учителя, вспомогательный персонал, администрация, органы ГОУ (Управля- ющий совет и т.д.) Внутри школы – дети, родители, учителя, вспомогательный персонал, администрация, органы ГОУ (Управля- ющий совет и т.д.) Вне школы – учредитель, местная власть и самоуправление, население, работодатели, учебные заведения, партнеры, культпросветучреждения, СМИ… Вне школы – учредитель, местная власть и самоуправление, население, работодатели, учебные заведения, партнеры, культпросветучреждения, СМИ… Вопрос: Кто должен участвовать и как привлечь? Вопрос: Кто должен участвовать и как привлечь?

Когда можно рассчитывать на вовлечение партнеров? Когда организаторы разработки и выполнения подумали и увидели широкий круг соисполнителей Когда организаторы разработки и выполнения подумали и увидели широкий круг соисполнителей Когда стало ясно, для чего всем потенциальным соисполнителям нужна Программа и какой к ней интерес Когда стало ясно, для чего всем потенциальным соисполнителям нужна Программа и какой к ней интерес Когда нашли механизмы вовлечеения всех в работу с учетом их потребностей и интересов Когда нашли механизмы вовлечеения всех в работу с учетом их потребностей и интересов Когда просчитали плюсы от работы с сообществом и минусы «гордого одиночества» Когда просчитали плюсы от работы с сообществом и минусы «гордого одиночества»

Программа – это Люди Если их мало, школа может сделать много, но намного меньше, чем то, что она сделает вместе с органами ГОУ, местным сообществом и партнерами Если их мало, школа может сделать много, но намного меньше, чем то, что она сделает вместе с органами ГОУ, местным сообществом и партнерами Если – это только героические профессионалы, то Программа не поможет приблизить школу к народу Если – это только героические профессионалы, то Программа не поможет приблизить школу к народу Сделаем ли Дело? Сделаем ли Дело?

Цели развития школы Отличное от прежнего качество образования (конкретно – в чем отличия, с чем новым уходят в жизнь выпускники?) Отличное от прежнего качество образования (конкретно – в чем отличия, с чем новым уходят в жизнь выпускники?) Отличное от прежнего состояние (качество) самой школы – (большая безопасность? иной воспитательный потенциал? больше возможностей выбора? здоровая среда? открытость?, социальная активность? Место в рейтинге школ) Отличное от прежнего состояние (качество) самой школы – (большая безопасность? иной воспитательный потенциал? больше возможностей выбора? здоровая среда? открытость?, социальная активность? Место в рейтинге школ) Другое образование (другая среда, процесс)? Другое образование (другая среда, процесс)? Новые взаимоотношения детей и взрослых? Новые взаимоотношения детей и взрослых? Другие, более современные и подходящие программы и технологии? Другие, более современные и подходящие программы и технологии? Иная ресурсная база? Более разумное управление? Иная ресурсная база? Более разумное управление?

Программа развития отличается от: Образовательной программы школы Образовательной программы школы Модульных целевых программ и проектов (так наз. «комплексно-целевых программ»), охватывающих отдельные части или частные проблемы школы Модульных целевых программ и проектов (так наз. «комплексно-целевых программ»), охватывающих отдельные части или частные проблемы школы Перспективных долгосрочных планов, предполагающих, что в будущем будет то же, что и в настоящем Перспективных долгосрочных планов, предполагающих, что в будущем будет то же, что и в настоящем

Программа развития – особая разновидность общего плана работы 1. Как всякий план, имеет аналитическое обоснование (правда, совсем не такое, как в традиционном плане) 2. Как всякий план, ставит определенные цели, задачи, ориентиры, выдвигает критерии и показатели их достижения (правда, делает это более строго, чем обычно) 3. Как всякий план, обязательно отвечает на вопросы: кто, что, в какие сроки, с какими ресурсами будет делать (в отличие от концепций и доктрин)

Программа развития – стратегический документ Опирающийся на стратегическое управление как новый, особый тип управления Опирающийся на стратегическое управление как новый, особый тип управления Рассчитанный на стратегический успех школы Рассчитанный на стратегический успех школы Ориентированный на заказ и ситуацию во внешней среде Ориентированный на заказ и ситуацию во внешней среде Учитывающий изменения ситуации Учитывающий изменения ситуации Проектирующий сначала стратегические основания, рамки, направления – потом конкретные действия, строго подчиненные стратегиям и ведущие к стратегическим изменениям Проектирующий сначала стратегические основания, рамки, направления – потом конкретные действия, строго подчиненные стратегиям и ведущие к стратегическим изменениям

Программа развития – инновационный и прогностический документ Четко нацеленный на развитие Четко нацеленный на развитие Содержащий планы осуществления конкретных новшеств и нововведений Содержащий планы осуществления конкретных новшеств и нововведений Проектируемый от будущего, а не от достигнутого Проектируемый от будущего, а не от достигнутого Опирающийся на предвидение, прогнозирование Опирающийся на предвидение, прогнозирование

Задачи Программы как документа 1. Зафиксировать нынешнее состояние, достигнутый уровень развития школы (объективная картина, достижения, преимущества, проблемы) 2. Спроектировать и описать образ желаемого будущего состояния школы, ее завтрашние стратегические основания, результаты, приоритеты, структуру, порядок функционирования 3. Определить и описать эффективную стратегию и тактику перехода в новое состояние

Сверхзадачи Программы (и процесса ее разработки) Развитие самосознания коллектива Развитие самосознания коллектива Сплочение коллектива и расширение школьного сообщества Сплочение коллектива и расширение школьного сообщества Рост управляемости Рост управляемости Привлечение внимания к школе, ее проблемам и возможностям Привлечение внимания к школе, ее проблемам и возможностям Развитие общественных связей Развитие общественных связей Улучшение взаимопонимания с зака-зчиками и партнерами Улучшение взаимопонимания с зака-зчиками и партнерами Привлечение ресурсов Привлечение ресурсов Развитие доброго имени школы и др. Развитие доброго имени школы и др.

Плохая Программа Безликая Безликая Безадресная Безадресная Наукообразная Наукообразная Не инновационная Не инновационная Не продвигающая Не продвигающая Не сплачивающая коллектив Не сплачивающая коллектив Необоснованная Необоснованная Скучная, непривлекательная Скучная, непривлекательная Спрятанная от публики Спрятанная от публики

Хорошая программа Ориентированная на решение ключевых проблем – потребностей школы в развитии Ориентированная на решение ключевых проблем – потребностей школы в развитии С четкими целями и индикаторами их достижения С четкими целями и индикаторами их достижения Осмысленная и обоснованная Осмысленная и обоснованная Просчитанная и проработанная Просчитанная и проработанная Реализуемая Реализуемая Открытая, вовлекающая широкий круг Людей, в том числе – пока далеких от школы Открытая, вовлекающая широкий круг Людей, в том числе – пока далеких от школы

Хорошая Программа Привлекательная Привлекательная Сплачивающая людей Сплачивающая людей Управляемая и контролируемая Управляемая и контролируемая Развивающаяся Развивающаяся Развивающая Развивающая Авторская Авторская Понятная людям Понятная людям Информативная… Информативная…

Структура Программы Паспорт Программы Паспорт Программы Введение Введение Информационная справка Информационная справка Аналитико-прогностическое обоснование Аналитико-прогностическое обоснование Концептуальный проект желаемого будущего состояния школы Концептуальный проект желаемого будущего состояния школы Стратегия (стратегический план) и тактика (план реализации) перехода к желаемому будущему Стратегия (стратегический план) и тактика (план реализации) перехода к желаемому будущему Приложения Приложения

Что дополнительно вносит ПНПО? Наличие среди критериев участия наличия органов ГОУ, сайта, публичного доклада Наличие среди критериев участия наличия органов ГОУ, сайта, публичного доклада Необходимость соответствия критериям отбора Необходимость соответствия критериям отбора Необходимость показа продуктивности реализации программы Необходимость показа продуктивности реализации программы Просчитанность цены вопроса (и на что расходовать средства в случае успеха в конкурсе) Просчитанность цены вопроса (и на что расходовать средства в случае успеха в конкурсе)

Этапы разработки Программы 1. Подготовительный этап 2. Основной этап, собственно разработка Программы 3. Экспертиза, подведение итогов, принятие решений

Анализ в программе развития Анализ социального заказа Анализ социального заказа Анализ широкой внешней среды Анализ широкой внешней среды Анализ ближней внешней среды Анализ ближней внешней среды Анализ конкурентной позиции Анализ конкурентной позиции Анализ ресурсных возможностей Анализ ресурсных возможностей Анализ достижений и преимуществ Анализ достижений и преимуществ Анализ текущей стратегии Анализ текущей стратегии Анализ инновационного потенциала Анализ инновационного потенциала Анализ проблем и их причин Анализ проблем и их причин

Концептуальный проект желаемого будущего (почувствуем разницу!) Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение) Стратегическое самоопределение (ценности, позиция, миссия, социальные обязательства, видение) Стратегические цели школы (качество образования, качество школы, качество школьной жизни, качество социального служения, место в рейтинге школ) Стратегические цели школы (качество образования, качество школы, качество школьной жизни, качество социального служения, место в рейтинге школ) Какой будет и как будет работать образовательная система? Какой будет и как будет работать образовательная система? Какие будут ресурсы и как они работают? Какие будут ресурсы и как они работают? Как выглядят внешние связи? Как выглядят внешние связи? Каким будет школьное сообщество? Каким будет школьное сообщество? Какой будет система управления? Какой будет система управления?

Стратегия перехода к новой школе В каких областях жизни школы происходят стратегические изменения? В каких областях жизни школы происходят стратегические изменения? Что это за изменения? Какова их направленность, векторы (от чего – к чему идет переход)? Что это за изменения? Какова их направленность, векторы (от чего – к чему идет переход)? Как они осуществляются? Как они осуществляются? Каковы желаемые результаты изменений? Каковы желаемые результаты изменений? Какова последовательность и связь этих изменений? Какова последовательность и связь этих изменений? Как выстроить стратегический план развития школы? Как выстроить стратегический план развития школы?

Целеполагание В каких областях нужно получить значимые результаты развития? В каких областях нужно получить значимые результаты развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей?

Конкретный план действий Переходим от перечня стратегических изменений к конкретным действиям, которые к ним приводят Переходим от перечня стратегических изменений к конкретным действиям, которые к ним приводят Просчитываем их ресурсное обеспечение Просчитываем их ресурсное обеспечение Планируем их управленческое сопровождение Планируем их управленческое сопровождение Увязываем все с реальными сроками (график Гантта) Увязываем все с реальными сроками (график Гантта) Отмечаем реальное выполнение пунктов плана Отмечаем реальное выполнение пунктов плана

Приложения Все, что может быть полезно, но не идет в основную часть Программы (результаты исследований, мнения людей, фотогалереи, публикации о школе, видеозаписи – но нужно внимательно смотреть, что требует Конкурсная комиссия) Все, что может быть полезно, но не идет в основную часть Программы (результаты исследований, мнения людей, фотогалереи, публикации о школе, видеозаписи – но нужно внимательно смотреть, что требует Конкурсная комиссия)

Спасибо за внимание! Александр Матвеевич Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности ГОУ ВПО МО"Академия социального управления« Тел. (495) , д.119 (сл.), (дом.), (сот.) (сл.), (дом.)