Подготовили: Педагог-психолог Копина О.В. Старший воспитатель Климентова Е.Ю.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» А. С. Макаренко
В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.Предметная деятельность ведущая, она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: орудийных действий становление орудийных действий; наглядно-действенного мышления развитие наглядно-действенного мышления; познавательной активности развитие познавательной активности; целенаправленности действий формирование целенаправленности действий ребёнка.
Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки; метелочки, грабельки; сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
удочки с магнитом для "ловли рыбок"; игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.; кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу; вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания; матрёшки 3-4-местные;
"коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений; столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания; крупные пазлы и мозаики; кубики крупные пластмассовые и деревянные; шнурок и бусины для нанизывания; народные игрушки с подвижными частями; желобок и шарик для скатывания.
Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование, предполагающее поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки;
клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового; материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Это: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.; пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.); составные игрушки - машинки, домики и пр.;
строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу; бусы для нанизывания; шнуровки и застёжки.
Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
Игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей; сюжетные картинки с изображением действий; наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей; элементарные виды детского домино и лото;
последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок; наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок; звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок; диафильмы; игрушечный телефон.
Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть: тряпичные - гибкие (высота см); пластиковые - гибкие; кукла-голыш с набором одежды; кукла в одежде; маленькие "пупсики" в разных позах.
Для игры маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол, а также машины и разнообразный транспорт. набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик); "продукты питания" - наборы овощей, фруктов; "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.; игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например: шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр. Игровые пособия, способствующие физическому развитию Мячи (разных размеров). Обручи. Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка). Скамеечки для ходьбы. Коврики с разной поверхностью.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушки, аккуратно их складывать, убирать после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям.