Современные педагогические технологии как одно из средств введения ФГОС И.Б.Быкова, заместитель директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Advertisements

Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
«Педагогические технологии как средство достижения планируемых результатов обучения в начальной школе»
Образовательные технологии: классификация, особенности применения. Л.Е.Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Районное педагогическое сообщество учителей образовательной области «Искусство»
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Технологии оценивания профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации Машуков Александр Васильевич.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Современные технологии коррекционной педагогики «Работа с трудными является пробным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Педагогический совет 3 по теме «Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе» г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Ключевые профессиональные компетентности учителя.
«Проектирование современного урока биологии в условиях внедрения ФГОС второго поколения» Из опыта работы учителя биологии МБОУ «Каракудукская СОШ» Акбулакского.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Транксрипт:

Современные педагогические технологии как одно из средств введения ФГОС И.Б.Быкова, заместитель директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района

Становление новой системы образования: ориентация на вхождение в мировое образовательное пространство Изменения в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса Смена образовательной парадигмы

Содержание образования: новые процессуальные умения, способность оперирования информацией, творческое решение проблем, индивидуализация образовательных программ Способы передачи информации: компьютерные средства обучения, Инт ернет Педагогический процесс: личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся Особая роль воспитания: духовное воспитание личности, становление нравственного облика Человека Интеграция образовательных факторов: школа, семья, микросоциум, макросоциум Увеличение роли науки: создание педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания

Тенденции совершенствования педагогических технологий Переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное Переход от ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структуированным системам умственных действий Переход от ориентации на усреднённого ученика к дифференциации и индивидуализации процесса обучения Переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции

Необходимость: -ориентация в широком спектре современных образовательных технологий -умение применять современные образовательные технологии на том или ином уроке Выбор: содержание образованияпедагогические технологии Переход на ФГОС: конструирование педагогического процесса

Стандарт Стандарт устанавливает - личностную ориентацию содержания образования; - деятельностный характер образования; -направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности (универсальные учебные действия)

Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих учащихся: постановку проблемы, формулирование задачи; обсуждение критериев желаемого результата (продукта); поисковую работу с информационными источниками; самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта; предъявление своего результата другим, участие в обсуждении ре­зультатов других, взаимооценка; самооценку, коррекцию результата.

Технологический подход в образовании ТЕХНОЛОГИЯ – научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком для преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Отличительными признаками технологического подхода к обучению является тот, при котором основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых: преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Обзор понятий Педагогическая технология – разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. (Б.Т. Лихачев, С.А.Смирнов, М. Мейер) Педагогическая технология – процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий системный анализ для улучшения обучения. (В.П. Беспалько, М.А. Чошапов, А.М. Кушнир, С. Гибсон, Б. Скиннер) Педагогическая технология – о бширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук. ( П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, Р Кауфман, С. Ведемейер) Педагогическая технология – м ногоаспектный подход, предполагающий рассмотрение нескольких значений одновременно. (В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Р. Томас)

Обзор понятий Образовательные технологии Образовательные технологии система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов обучения. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, – С.174 Педагогическая технология Педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, – С.191 Педагогическая (образовательная) технология Педагогическая (образовательная) технология система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко)

Обзор понятий Варианты понятия «технология»: понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), так как: -образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико- педагогические, экономические и другие смежные аспекты -педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека -«педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики (социальная, дошкольная, школьная, вузовская, коррекционная, производственная, семейная) (Г.К. Селевко)

Обзор понятий Сущность педагогической технологии: -система способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося; -разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантируемый результат (Кудинов В.В.)

СОВРЕМЕ́ННЫЙ СОВРЕМЕ́ННЫЙ, ая, ое; -е́нен, е́нна, е́нно 1. Кому-чему. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь. (Современные Пушкину поэты. Современная Гоголю критика). 2. Относящийся ко времени существования того, о ком-чем идет речь. (Портрет Ломоносова, сделанный по современной гравюре). 3. Относящийся к настоящему времени, к текущему моменту, к настоящей эпохе, теперешний. (Современная литература. Современная жизнь). Характеризующий настоящее время, текущую действительность, характерный для настоящей эпохи. (Современный тип женщины. Современный быт). 4. Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. Толковый словарь Ушакова Обзор понятий

Современные образовательные технологии: это инновационные технологии это изменение содержания и смысла в отношениях между учителем и учеником

Характерные особенности современных образовательных технологий направленность на максимальное развитие творческих сил учащихся и обеспечение глубоких и прочных знаний; усиление внимания к совершенствованию процесса учения на основе его психолого-педагогических закономерностей; активизация учения, мышления, познания; стремление к обеспечению постоянно функционирующего эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе индивидуальной обратной связи.

Обзор понятий МЕТО́ДИКА 1. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. (Методика лабораторных исследований. Методика составления карт.) 2.Наука о методах преподавания. (Методика преподавания русского языка.) (Толковый словарь иноязычных слов)

Обзор понятий

Методы обучения

Методы Метод Метод (от древне греческого - путь) систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.систематизированнаязадачуцели В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом.

Преимущества технологии перед отдельными методиками обучения

Признаки образовательной технологии 1 2 Результативность 3 Экономичность 4 Алгоритмируемость 5 Проектируемость 6 Целостность 7 Управляемость 8 Корректируемость 9 Визуализация Воспроизводимость Целеполагание

Структура педагогической технологии

Вертикальная структура: 1. Метатехнологии – образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (технология развивающего обучения, управления качеством образования, воспитательной работы в образовательном учреждении). 2. Макротехнологии (отраслевые) – технологии, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания учебного предмета, компенсирующего обучения).

Структура педагогической технологии Вертикальная структура: 3. Мезотехнологии (модульно-локальные) – технологии, осуществляющие отдельные части (модули) образовательного процесса или направленные на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология изучения данной темы, отдельных видов деятельности, урока, повторения или контроля знаний). 4.Микротехнологии – технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию объектов педагогического процесса (технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств).

Структура педагогической технологии Горизонтальная структура: 1.Научный аспект: -знания о процессе (закономерности, термины, понятия, механизмы, опыт прошлого); -методология ( положения, принципы, философские основы, факторы развития, подходы); -классификация (признаки, направления, ориентация); -зона развития (проекты, прогноз, гипотезы, обоснование ).

Структура педагогической технологии Горизонтальная структура: 2. Формально-описательный аспект: -цели; -концепция; -содержание; -модель (алгоритм): начальный этап – шаги, ступени, операции, действия, приемы – конечный этап; -учебно-методическое обеспечение.

Структура педагогической технологии Горизонтальная структура: 3. Процессуально-действенный аспект: -целеполагание (анализ опыта, диагностика состояния, дерево целей); -планирование (выбор средств, построение программ); -организация (виды деятельности, диагностический инструментарий); -реализация целей (содержание, методы и формы, управление); -анализ результатов (результаты мониторинга, анализ, рефлексия).

Аспекты понятия "педагогическая технология"

Педагогическая технология

Классификации педагогических технологий Г.П. Селевко по ведущему фактору психологического развития по ориентации на личностные структуры по характеру содержания и структуры В.В. Гузеев «традиционные методики» модульно – блочные цельноблочные интегративные В.П. Беспалько классические методы обучения обучение с помощью аудиовизуальных технических средств система «консультант» обучение с помощью учебной книги система «малых групп», групповые, дифференцированние способы обучения компьютерное обучение система «репетитор» «програмированное обучение»

Классификация педагогических технологий 1.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): -игровые технологии; -технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; -интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации; -технологии формирования субъектной активности.

Классификация педагогических технологий 2.Технологии развивающего обучения: -система развивающего обучения Л.В. Занкова; -система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; -технология диагностического прямого развивающего обучения; -система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств; -личностно-ориентированное развивающее обучение; -технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко.

Классификация педагогических технологий 3. Альтернативные технологии: -технология продуктивного образования; -технология мастерских; -технология эвристического образования; -технология обучения детей с признаки одаренности; -технология саморазвития (М. Монтессори); -технология Дальтон-план.

Классификация педагогических технологий 4. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования образовательного процесса: -укрупнение дидактических единиц; -технологии модульного обучения; -технологии интеграции; -концепция гражданского образования.

Однозначное и строгое определение целей обучения Почему и для чего? Отбор и структура содержания Что? Оптимальная организация учебного процесса Как? Методы, приемы, средства обучения С помощью чего? Уровень квалификации учителя Кто? Объективные уровни оценки результатов Так ли это? Критерии педагогической технологии

Критерии технологичности педагогической технологии

Современные педагогические технологии Причины выбора: легко вписываются в учебный процесс способствуют достижению образовательных целей обеспечивают внедрение основных педагогических стратегий обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся обеспечивают доброжелательность привлекают внимание к индивидуальности человека ориентация на развитие творческой деятельности

Принципы отбора педагогических технологий -природосообразность -соответствие половозрастным особенностям обучающихся -деятельностный подход -сообразность индивидуализации (как обучающихся так и педагога) -высокая эффективность технологий в педагогической практике -соответствие технологий поставленным целям и задачам обучения, воспитания и развития -систематичность использования -культуросообразность (соответствие технологии другим средствам) -доступность -осознание педагогом критериев эффективности педагогической технологии -развивающий характер для обучающихся

Содержание критерия При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели: использование ИКТ в процессе обучения предмету; использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе; разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов; результативность использования современных образовательных технологий. Подтверждение Показатели по данному критерию подтверждаются открытыми учебными, внеурочными и воспитательными занятиями, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в т.ч. в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования), научно-методическими публикациями, обобщением и диссеминацией инновационного педагогического опыта. Критерий «владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности»

как выбрать из многообразия технологий ту, которая соответствует намеченным целям? как выбрать из многообразия технологий ту, которая соответствует возрастным особенностям учащихся? как овладеть данной технологией? как оценить результативность ее применения, способствует ли она достижению образовательных результатов у учащихся? Проблемы педагога

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П. Беспалько