Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Advertisements

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП НОО Результаты междисциплинарных (сквозных) программ – «Формирование УУД» и «Чтение. Работа с текстом», представленные:
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
Транксрипт:

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

План Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования как механизм реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ: –Цель –Место –Адресаты –Формы –Функции –Основные результаты начального общего образования –Структура Планируемые результаты освоения программы формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения программы по работе с информацией «Чтение: работа с информацией».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З «6»__октября ____2009г. __373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Закон РФ «Об образовании» (в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 3 ноября 2006 года 175- ФЗ) Статья 7. … Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Статья 7. … 4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)

Стандарт как общественный договор; Стандарт задает ориентиры развития системы образования; Ориентация стандарта на результаты образования; Системно-деятельностный подход; Стандарт – совокупность трех систем требований Образовательные стандарты: особенности подхода

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Системно-деятельностный подход предполагает организацию учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные, специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые понятия, теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними

Структура основной образовательной программы начального общего образования определяется в п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта: 1) пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3) учебный план начального общего образования; 4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5) программы отдельных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) программа коррекционной работы; 9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные, позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основные результаты начального общего образования Формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний; Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно- познавательных и учебно-практических задач; Индивидуальный прогресс в основных сферах личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

1.«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (раздел «Требования к результатам освоения ООП НОО»). 2.«Фундаментальное ядро содержания общего образования» (раздел «Универсальные учебные действия»). 3.«Планируемые результаты начального общего образования». Структура ПР (по ФГОС НОО) Личностные Метапредметные Предметные

Нормативные документы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, – 31 с. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

Методическое обеспечение ФГОС НОО Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, – 223 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, – 151 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, – 24 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 128 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 80 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 215 с. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 120 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. М. : Просвещение, с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, – 232 с. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, – 176 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, – 142 с.

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС для каждого учебного предмета с учетом ведущих целей изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся Важнейшим механизмом реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС являются Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования

ОбобщённаяОбобщённая форма (нормативный): авторы программ, КИМов, руководители ОУ Технологическая форма (инструктивно-методический уровень): учитель, родители, учащиеся В технологической форме отражены: целесообразные способы организации совместной учебной деятельности учащихся и учителя; целесообразные формы и способы текущей и итоговой оценки, самооценки; возможности и целесообразности использования различных средств обучения и т. д Технологическая

Структура ПР Цели-ориентиры «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Основа итоговой оценки

1.Цели-ориентиры, определяющие ведущие цели и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Дают ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»Цели-ориентиры 2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения.Цели

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Цели Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов

Задания базового уровня сложности Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Это стандартные учебно-познавательные или учебно- практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися

Задания повышенного уровня сложности Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт.

Чтение: работа с информацией

ИЗМЕРИТЕЛИ: PIRLS: PI PIRLS: The Progress in International RLS Reading Literacy Study («Исследование качества чтения и понимания текста») PISA: PI PISA: Program for International SA Students Assessment (Международное исследование образовательных достижений учащихся )

PIRLS: Переход от обучения чтению к чтению для обучения. Четвертый класс: 9 – 10 летние школьники. Читательская компетентность. 5-летний цикл.

ПИРЛС Чтение – это способность понимать письменный язык, правила которого приняты в обществе, а также пользоваться им. Юные читатели понимают значение самых разнообразных текстов. Они общаются с другими такими же читателями – как в школе, так и в обычной жизни – и читают для удовольствия.

PISA: Переход от мира ученичества к миру профессиональному. 15-летние школьники. Компетентность читательская. математическая, естественно-научная. 3-летний цикл.

ПИЗА Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества.

Международные исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS-2006) удивили и одновременно обрадовали российских педагогов: наши четвероклассники заняли первое место! Их результаты оказались выше, чем у традиционных лидеров подобных тестирований школьников из Финляндии, Канады, Японии, Гонконга и Сингапура. Победа наших ребят тем более приятна, что на аналогичном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA-2009), проводимом среди 15-летних учеников, наши тинейджеры заняли, не самое престижное место е из 65 возможных.

Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл (493 балла). Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Китая (556), Республики Корея (539) и Финляндии (536). В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем– 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27% (35% в среднем). Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале)

Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Следует обратить особое внимание на 5-7 классы. В международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.

Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения. Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах. К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов. Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.

В России низких результатов много, а высоких – мало… PISA 2000: читательская компетентность - Высокий уровень учебной самостоятельности. - Низкий уровень учебной самостоятельности. - Средний уровень учебной самостоятельности.

низких результатов становится больше, а высоких – меньше…

Шкалы оценки читательской компетентности Вычитывание информации из текста Интерпретация прочитанного Размышления и оценка прочитанного

Я могу найти в тексте информацию, нужную для ответа на мой вопрос Я могу «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы, сузить зону поиска, опознать необходимую информацию, которая в самом тексте выражена в иной (синонимической) форме, чем в вопросе

Я умею интерпретировать прочитанное Я не могу не делать следующее: связывать воедино элементы информации, содержащейся в тексте, авторских искать в тексте доводы в подтверждение авторских тезисов, делать выводы из сформулированных автором посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Я умею размышлять о прочитанном и оценивать то, что мне сообщил автор Я имею привычку связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, сопоставлять утверждения, сделанные в тексте, со своими представлениями о мире, вести внутренний диалог с автором: искать доводы в защиту своей и авторской точки зрения

Чтение: работа с информацией Раздел «Получение, поиск и фиксация информации» Раздел «Понимание и преобразование информации» Раздел «Применение и представление информации» Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

Программа формирования УУД (личностные и метапредметные результаты)

Понимание УУД 1. Выберите правильное определение термина «универсальные учебные действия»: Это совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности 2. Выберите в предложенном списке существующие виды УУД: регулятивные, личностные, игровые, логические, мыследеятельностные, познавательные, информационные, коммуникативные. 3. Метапредметные результаты включают: регулятивные, познавательные, коммуникативные да нет 4. На каких учебных предметах могут формироваться УУД?

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться

В 60-е годы ХХ века интересы образования строились вокруг проблемы вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками

В 80-е годы система образования «поворачивается к человеку», и во главу угла пытаются поставить интересы развития ребенка, формирование таких общеучебных умений и навыков, с помощью которых ребенок будет способен организовать свою учебную деятельность, процесс познания

Виды общеучебных умений, навыков и способов деятельности (ФК ГС 2004 г.) 1гр. Познавательная деятельность. 2гр. Речевая деятельность и работа с информацией 3гр. Организация деятельности

В настоящее время основными целями образования становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться» Актуальной и новой задачей современной школы становится обеспечение развития универсальных учебных действий как важной составляющей фундаментального ядра содержания образования

Психологическое значение УУД – это совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

УУД в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (самоусвоение новых знаний и умений)

Основные функции УУД: Регуляция учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Создание условий для саморазвития и самореализации личности: готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться; формирование гражданской идентичности и толерантности; развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Обеспечение успешности обучения: успешности усвоения знаний, умений и навыков; формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно- этическая ориентация

Личностные УУД Это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях

Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Вид УУДСостав- ляющие Типовые задачиСвязь с учебными предметами Регуля- тивные Целепо- лагание Постановка учебной задачи (выход учащихся в коллективно-распределенной деятельности на новый способ действия через « интеллектуальный конфликт » ). Индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок. Учебные предметы Что такое учебная задача?

Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно- практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Леонтьев А.Н.

Целеполагание Вариант 1 Подчеркните зеленым цветом те орфограммы, которые вам уже известны. Вариант 2 Детям предлагается вставить пропущенные буквы о или а в слове к _ л _ бок.

Постановка учебной задачи П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь. Слова на доске и на карточках у детей. У. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм. У. Выпишите слова в два столбика. Проверка. У. По каким признакам распределили слова? Д. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком У. Зачитайте слова первого столбика.(Дети зачитывают слова) У. Зачитайте слова второго столбика.(Дети зачитывают слова)

У. О чем задумались во время работы? С какой проблемой столкнулись? Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. Д. А я не согласен, ведь [щ, ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое. У. Мы видим, что мнения ваши разошлись. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока.

Все эти умения основаны на осознанности поведения, осознанности своих действий. Ребенок должен понимать смысл своих действий, своей деятельности

Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться

Понимание УУД 1. Выберите правильное определение термина «универсальные учебные действия»: Это совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности 2. Выберите в предложенном списке существующие виды УУД: регулятивные, личностные, игровые, логические, мыследеятельностные, познавательные, информационные, коммуникативные; 3. Метапредметные результаты включают: регулятивные, познавательные, коммуникативные да нет 4. На каких учебных предметах могут формироваться УУД?

Типология уроков А. К. Дусавицкого Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки.

Исходя из этого в дидактической системе «Школа » уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы: 1.Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. 2.Урок рефлексии. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3.Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов. 4.Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Структура урока, на котором вводится новый учебный материал (технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон) Мотивация к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности.

/. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности самоопределение; смыслообразование; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии анализ, синтез, сравнение, обощение, классификация, сериация ; извлечение необходимой информации из текстов ; использование знаково- символических средств ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; подведение под понятие; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выражение своих, мыслей с достаточной полнотой и точностью ; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; учет разных мнений;

3. Выявление места и причины затруднения использование критериев для обоснования своего суждения. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4. Построение проекта выхода из затруднения самоопределение; смыслообразование; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование; прогнозирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Урок личностно-ориентированный его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация

Учебная ситуация Под учебной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников Цель – учить учиться, осваивать метапредметные результаты образования

ситуации стимулирования; ситуации выбора; ситуации успеха; конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказания; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации соревнования и соперничества; ситуации сопереживания; ситуации проявления невнимания; игровые ситуации; ситуации ответственных решений; ситуации освоения новых способов деятельности; ситуации выражения веры и доверия; ситуации предъявления требований;

Проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.

Проблемно-поисковый подход · создание проблемных ситуаций · выдвижение предположений · поиск доказательств · формулирование выводов · сопоставление результатов с эталоном.

Приемы создания проблемных ситуаций Одновременно предъявляются противоречивые факты, точки зрения. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?»

Сталкиваются мнения учеников вопросом или практическим заданием. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Сколько в классе мнений?», «Почему так получилось?». Этот прием целесообразно использовать при ознакомлении учащихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений

Учащимся предлагается вопрос или практическое задание «на ошибку». Затем с помощью наглядности показывается ошибочность выполнения задания. Этот прием целесообразно использовать при изучении величин и единиц их измерения

Учащимся предлагается задание, не сходное с предыдущими. Им предлагается ответить на вопросы: «Почему вы не смогли выполнить это задание?», «Чем оно не похоже на предыдущие?». Этот прием можно использовать при ознакомлении учащихся с новыми вычислительными приемами

Учащимся предлагается задание, сходное с предыдущими. Затем показывается ошибочность его выполнения. Этот прием можно использовать при ознакомлении с новыми способами действий, похожими внешне на ранее изученные

Подводящий диалог Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни

Сообщение темы с мотивирующим приемом Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней: « яркое пятно », который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве « яркого пятна » могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др. « актуальность » - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни