Компетентностный подход как инновационная основа образовательной деятельности по реализации стандартов второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Advertisements

Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Готовимся к внедрению стандартов второго поколения.
Транксрипт:

Компетентностный подход как инновационная основа образовательной деятельности по реализации стандартов второго поколения

Образовательные стандарты как инструмент введения компетентностного подхода

Особенность стандартов второго поколения Образовательный процесс строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и специфические способы действий, свойства объектов и отношения между ними

Образование – специально организованный процесс развития способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых

Новый подход – новая модель образования принципиальные изменения (по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний») в организации учебного процесса, в управлении им, в способах оценивания образовательных результатов учащихся признание основной ценностью освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях

новое качество образования цели и задачи образовательной деятельности учащиеся – субъекты образовательной деятельности

Задачи по обновлению содержания образования Устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний и не востребованы в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности Усилить ориентацию … на изучение не набора фактов, а процедур и технологий через расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни Изменить методы обучения, активно применяя те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения Поднять роль самостоятельной работы учащихся

Задачи по обновлению содержания образования Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ, в том числе и в рамках профильных классов Уменьшить долю обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования, увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность) Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее шести часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникативных технологий

Требования к результатам образования знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности понимание причинно-следственных, связей и взаимозависимостей предметов владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования умения на основе полученных знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей умения применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций и проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей

Требования к результатам образования Результаты образования, имеющие универсальное значение: умения организовывать свою деятельность ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности готовность к профессиональному выбору гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и в деятельности, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей)

Модель системы универсальных учебных действий познавательные личностные коммуникативные регулятивные

Личностные УУД Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение Действие смыслообразования («какой смысл имеет учение?») Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль и коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Познавательные УУД Общеучебные (поиск, выделение и преобразова- ние необходимой информации; структурирование знания; осмысленное чтение текста и т.п.) Логические (анализ и синтез; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство и т.п.) Постановка и разрешение проблем (формулирование проблемы; выбор способов решения проблем)

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Владение монологической и диалогической формами речи

Спектр противоречий ПРОТИВОРЕЧИЯПРОТИВОРЕЧИЯ Между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами Между интенсивным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся Между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности Между господствующим в школе репродуктивным обучением к потребностью общества в людя х с развитыми творческими способностями

Компентностный подход Компентностн ы й подход к содержанию образования Характеризуется и личностным,и деятельностным компонентом Усиливает практическую направленность и гуманистическую направленность образовательного процесса Обеспечивает переход к реальному освоению целостной системы методов познания Выдвигает на первое место не информированность, а умения разрешать проблемы Определяет результативно-целевую направленность образования

Иерархия компетентностей Предметные – к конкретным учебным предметам Общепредметные – относящиеся к определённому кругу учебных предметов Ключевые – относящиеся к общему (мета- предметному) содержанию образования

Уточняем понятия Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности Ключевые компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к объекту

КЛЮЧЕВЫЕКОМПЕТЕНЦИИКЛЮЧЕВЫЕКОМПЕТЕНЦИИ Политические и социальные Связанные с жизнью в многокультурном обществе Относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией Связанные с возрастанием информатизации общества Способность учиться на протяжении всей жизни Компетентность - готовность и способность действовать в ситуации неопределённости деятельность Компетенция - готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации

Три группы ключевых компетентностей Компетентность разрешения проблем (аспекты: определение проблемы - целеполагание и планирование деятельности - применение технологий - планирование ресурсов - оценка деятельности - оценка результата деятельности - оценка собственного продвижения (рефлексия) Информационная (аспекты: письменная коммуникация - публичное выступление - диалог - продуктивная групповая коммуникация) Коммуникативная (аспекты: планирование информационного поиска - извлечение первичной информации - извлечение вторичной информации - первичная обработка информации - обработка информации)

Компетентности отличаются от знаний (информации, усвоенной человеком) тем, что всегда существуют в форме деятельности от умений (подготовленности к действиям) тем, что совершенствуются не по пути превращения в навык, а в интеграции с другими компетентностями от навыка (действия, выполняемого автоматически) тем, что связаны с осознанием деятельности от общеучебных умений и навыков (проявляющихся при решении учебных задач) тем, что проявляются в жизненных ситуациях

создает условия и развивающую среду, в которых становится возможным развитие способностей и достижение образовательных результатов в виде компетенций перестает быть вместе с учебником носителем «объектив- ного знания» обеспечивает мотивацию учащихся к проявлению инициативы и самостоятельности обеспечивает мотивацию учащихся к проявлению инициативы и самостоятельности ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Основные компетентности Уметь учиться вместе с учениками Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности для наработки ими компетенциий Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и интересов Владеть проектным мышлением, уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею Владеть исследовательским мышлением, уметь организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии

Виды компетентностей (способность использовать ресурсы для образования) образовательная (умение работать с различными источниками информации) информационная (способность к социальному взаимодействию, умение ориентироваться на рынке труда) социально-трудовая (способность личности к речевому общению, в том числе в диалоге) коммуникативная (способность к выбору ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания) в сфере личностного самоопределения

Проектные задания ОУВиды компетентностей МОУ СОШ 68, 88информационная МОУ СОШ 32, 72коммуникативная гимназия ТюмГУ, МОУ СОШ 17 личностного самоопределения МОУ СОШ 16, 40образовательная Гимназия 12, МОУ СОШ 66,70 социально-трудовая

Алгоритм содержания методических рекомендаций Пояснительная записка Краткое описание сущности данного вида компетентности Перечень эффективных технологий и методических средств Образцы компетентностно-ориентированных заданий Конспекты компетентностных уроков и карты их анализа (самоанализа)

Алгоритм содержания методических рекомендаций Описание методов, инструментария и процедуры оценивания сформированности универрсальных учебных действий и компетентности Механизм (алгоритм) организации методической работы в ОУ Список источников информации по формированию данного вида компетентности

Критерии урока в контексте компетентностного подхода в целеполагании: четкость в постановке обучающих и развивающих целей, вовлеченность в их постановку учащихся в содержании образования: понимание учителем разницы между содержани- ем образования (чему учить) и содержанием учебного материала (с помощью чего учить); вовлеченность учащихся в проектирование способов деятельности

Критерии урока в контексте компетентностного подхода в содержании учебного материала: эффективность подобранного учебного материала для освоения запланированного содержания образования на основе мотивации учащихся в структуре урока: соответствие выбранной структуры урока психологической структуре деятельности учащихся (ведущим видам деятельности по возрастным этапам)

Критерии компетентностного урока в формах организации учебно-познавательной деятельности: соответствие выбранных форм обучения запланированной цели и содержанию образования, а также результатам педагогической диагностики и рефлексии учащихся на уроке) в методах обучения: соответствие используемых методов (репродуктивных, продуктивных) целям урока

Когнитивно - ориентированные: семинары – дискуссии, технология критического мышления, проблемное обучение, тренинги рефлексии Деятельностно - ориентированные: методы проектов и моделирования, оргдеятельностные игры, технологические карты Личностно - ориентированные: тренинги развития, интерактивные и имитационные игры