Здоровьесберегающее обучение. «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию» Гете «При перегрузке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики Кутищева Н.С.
Advertisements

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Здоровьесберегающие технологии на уроке подготовила учитель начальных классов школы27 Хасанова Гульназ Загитовна.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Здоровьесбережение на уроках математики Кочкарева Н.Н. учитель математики высшей категории Новосибирск 2013.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии на уроках Учитель русского языка и литературы Митрофанова И.Н.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14» г.Яровое Зам.директора по УВР Дьяконова Г.Н.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Здоровье как образовательный результат Красноярск 2007.
Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Здоровьесберегающая школа. Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик и технологий.
Здоровье человека - первостепенная тема XXI века Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой,
Транксрипт:

Здоровьесберегающее обучение

«В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию» Гете «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление – явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы» В.Кучма, директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ, профессор

SOS-традание… 60% российских школьников имеют патологии «Пик» школьного нездоровья приходится на лет От 1-го класса к 11-му нарастает количество учеников с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы –I место по частоте заболеваний Гиподинамия: у заканчивающих начальную школу (со временем на приготовление домашнего задания) рабочий день часов, у старшеклассников – часов. Более полусуток обездвиженности! Движение – это жизнь, а обездвиженность -…?! Нервно-психические расстройства (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства, расстройства поведения) – II место по частоте заболеваний. Это не стресс конфликта со сверстниками, родителями или учителями. Это стресс … ограничения времени («быстрее читай, быстрее пиши, быстрее думай…») – самый разрушительный стресс Снижение зрения

Износ одной шины = 1 кг шинной пыли коньюктивит крапивница ринит бронхит бронхиальная астма Миллионы бит информации = интенсификация образовательного процесса ИТОГ: Уровень общей заболеваемости детей в РФ увеличился в 1,5 раза (за последние 10 лет) 80% наших школьников постоянно пребывают в состоянии стресса

На формирование здоровья детей влияют многие факторы, из них внутришкольная среда – на % природная образ жизни микросреда ОУ среда семьи наиболее управляемое «звено» - организация здоровьесберегающего педагогического процесса – Ситуация РИСКА – нарушение гармоничных отношений, равновесия между ребенком и средой Комплекс факторов риска

Здоровьесберегающее образование достигается через Здоровьесберегающее обучение Активизацию физического развития Соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм Психологический комфорт участников образовательного процесса Пропаганду здорового образа жизни (среди взрослых и детей) Здоровье как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие (а не отсутствие болезней), т.е. здоровье тела, души и духа

Здоровьесберегающее обучение Цель: обеспечение здоровья учащихся и учителя (!) Учет возрастных, психологических и др. особенностей аудитории Воодушевляющее управление Создание благоприятного психологического климата на уроке Доброжелательная методическая помощь Преподавание, сохраняющее интерес детей к учебному материалу (предмету) НОПТ Полноценное общение Создание условий для самовыражения Разнообразие видов деятельности НОТ школьника

Личный пример педагога Использование специальных педтехнологий Конструктивная самооценка (рефлексия) деятельности педагога на уроке Использование возможностей семьи

Пример заразителен: 40% учителей имеют умеренные нервные расстройства 80% - высокий уровень ситуативной напряженности 60% - постоянной напряженности 65% педагогов находятся в зоне психологического неблагополучия У 1/3 учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозом Е.Л. Гутковская, зав. кафедрой ККИДППО, канд. пс. наук

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН: …«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях… предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся…»

За счет: реальной разгрузки содержания общего образования использования эффективных методов обучения повышения удельного веса и качества занятий физической культурой организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи

Школьные факторы риска (ШФР) – комплекс проблем, которые являются результатом деятельности самого образовательного учреждения или системы образования в целом ШФР, негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье детей: стрессовая педагогическая тактика интенсификация учебного процесса несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников преждевременное начало дошкольного систематического обучения

несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей частичное разрушение служб школьного врачебного контроля провалы в системе физического воспитания отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Один из факторов школьного риска – нерациональная организация учебного процесса начало обучения с 6 лет пятидневная рабочая неделя 3-х летняя начальная школа превышение познавательных возможностей школьников (по иностранному языку в 3 раза, по математике в 20 раз) 40% школьных программ сориентированы на «продвинутых» детей, которых не более 15% вопрос о рациональной организации учебного процесса не ставится даже в школах, называющих себя школами здоровья (аппараты Зож, горный воздух, фиточаи) но … НО… … не снизив уровня напряженности образования, сделать обучение в школе здоровьесберегающим проблематично

Педагогические технологии в обеспечении здоровьесбережения на уроке (авт. Севрук А.И., Юнина Е.А) Технология личностно ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств (мыслительных, речевых, поведенческих, коммуникативных, творческих, физических, эмоционально-чувственных) учащихся с помощью учебных предметов. Личностно ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, т.к. самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения Опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, психологических, индивидуально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи школьникам для успешности их учебной деятельности. Результат – позитивное отношение к учебной деятельности со стороны учащегося, наиболее адекватное силам, склонностям, особенностям ученика педагогические воздействия

Технология ненасильственного обучения Помогает педагогу уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, КМД (коллективной мыслительной деятельности). При условии соблюдения этикетности речи технология ненасильственного обучения создает благоприятный психологический климат, предупреждает гиподинамию тела и ума через разнообразные формы коллективной деятельности

Технология диалогового обучения - построение урока на диалоговой основе, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (обмен информацией) интерактивная (организационный аспект общения) эмотивная (эмоциональный контакт) конативная (обратная связь) креативная (обмен идеями) перцептивно–когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения) биоэнергетическая (энергетический обмен)

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Дает возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, психологического состояния (тревожность, утомляемость, заинтересованность), отношение к изучаемому материалу, уроку, участникам урока при помощи обратной связи. Позволяет значительно повысить педагогическую эффективность УВП. Общий результат: приоритетными на уроке становятся взаимопонимание, взаимоуважение, взаимообогащение, взаимоподдержка.

Наиболее эффективный способ отслеживания вклада учителя в здоровьесбережение - Мониторинг как объективное средство суждения о качестве деятельности учителя на уроке. Сложность задачи – необходимость применять доступные (для внешнего наблюдения) универсальные (по отношению к преподаваемому предмету) унифицированные (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методы и средства отслеживания показателей здоровьесбережения

А пока … В России у каждого пятого ребенка дефицит массы тела По физическому развитию отстает от нормы более 1/3 детей 70% подростков от 10 до 17 лет страдают хронической патологией За последние 20 лет количество нервно-психических больных среди школьников утроилось За 2003г. количество зафиксированных случаев алкогольного психоза у детей до 14 лет, среди летних - более 38 тысяч В ряде школ число детей с нарушением опорно- двигательного аппарата достигает 70% Вес ранца у учащегося начальной школы достигает 5-6 кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые нормы

56% случаев детской смертности вызваны травмами, отравлениями, самоубийствами у 5-9 летних детей и 76% - среди летних Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством около 7 тыс. детей Главный санитарный врач России Г.Онищенко: «Не СПИД и не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». 60% детей начали пить пиво в лет 40% школьников употребляют пиво регулярно 10-15% подростков пьют пиво с согласия родителей Пивной алкоголизм развивается незаметно, но сразу переходит в тяжелую форму

Профессионал? Болен! 95% учителей имеют нервно-психические заболевания 30% - заболевания сердечно-сосудистой системы 26% - опорно-двигательного аппарата 21% - проблема со зрением 20% - заболевания дыхательных путей 15% - пищеварительной системы Среди учителей со стажем работы свыше 10 лет нет ни одного абсолютно здорового человека!

Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать защитные регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективное функционирование и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности

По мнению учителей на их самочувствие влияют: положительно: успехи учеников момент творческого озарения уважение школьников и их родителей комфортный моральный климат в коллективе положительные изменения в поведении «трудных учеников» достойная заработная плата отрицательно: невоспитанность учеников стихийность мероприятий нервное напряжение на уроке дежурство по школе командный тон руководителей работа с «трудными» детьми низкая заработная плата и падение престижа профессии

Что представляет наибольшую опасность для здоровья учителя 64% болезней возникает на почве конфликтов с учениками 51% - в результате ссор с родителями школьников 49% - из-за отрицательного отношения администрации школы к учителю Думать об Учителе – значит, думать о России и о своем будущем

Рецепты успешности учителя - ученика

I рецепт Ничего лишнего, ничего сверх необходимого в УВП (щадите себя, окружающих и природу): 1) при отборе содержания (пренебрегаем прочным усвоением необходимого, упрочением базисных знаний и умений – зато увлекаемся экзотикой: соединяем Интернет с сексуальным воспитанием, бизнес с христианской этикой и т.д.). 2) излишества в технологии (например, чрезмерно превалирует стимулирование интересом, игрой)

II рецепт Постоянно обращайте внимание на грамматическую правильность своей речи и ответов учеников. Если ежедневно и ежемесячно на каждый правильный с точки зрения грамматики и языка вопрос дается безупречный и правильный ответ, то это оказывает большое влияние на умственное развитие учеников. Если учитель пропускает несовершенных ответов, то это весьма плохо отражается на формировании правильного образа мышления учащихся.

III рецепт Настойчиво приучайте себя (потребуются большие затраты сил!) к более быстрому темпу речи. Думает человек в 6 раз быстрее, чем говорит. Во-первых, резко возрастет объем излагаемого материала. Во-вторых, это заставит учеников быть сосредоточеннее на уроке. Как следствие - это позитивно скажется на дисциплине и отношении школьников к учителю.

IV рецепт Вытравите из себя унижение как привычный способ воспитания. Унижение как привычный способ общения. Как способ жизни в семье и коллективе. «Каждый мальчик – герой, каждая девочка – красавица!» Поддерживайте. Хвалите. Никому не нужен опыт унижения. Но эта работа не для слабых.

Помните: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики …»

Литература по теме 1.Севрук А.И., Юнина Е.А. Диагностика состояния преподавания в школе. // Школьные технологии. 2002, 25, с Севрук А.И., Юнина Е.А. Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга. // Школьные технологии , с Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. // Школьные технологии. 200, 2, с Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровья школьников.// Директор школы. 2004, 5, с Киселева Т. Столп нашей жизни. Чем грозит нам наша скованность. // Лидеры образования. 2004, 6, с Г. Халемский. Школа как территория здоровья.// Народное образование. 2006, 1, с Е. Ушакова. Контроль, который не вызовет стрессов.// Директор школы. 2005, 1, с Г.Селевко. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М: НИИ школьных технологий, 2006.