Тема 1. Основы бухгалтерского учета 1.1. Определение бухгалтерского учета, его задачи и объекты 1.2. Регулирование бухгалтерского учета в России 1.3. Требования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
Хозяйственный учёт представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля.
Предназначен для отражения и контроля конкретного объекта учета ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ СТРОЕНИЕ Счет - способ группировки и текущего.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
УЧЕТ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА Задачи бухгалтерского учета основных средств: 1) правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления.
1 Лекция 4. Бухгалтерский баланс Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Структура и содержание бухгалтерского баланса.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС Сорокина М.Н.. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам.
В СООТВЕТСТВИИ С ПБУ 5/01 «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПРИНИМАЮТСЯ АКТИВЫ: используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве.
Формирование учетной политики организации Х Слайды для интерактивных занятий Подготовила: Богданова М.М.
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
Транксрипт:

Тема 1. Основы бухгалтерского учета 1.1. Определение бухгалтерского учета, его задачи и объекты 1.2. Регулирование бухгалтерского учета в России 1.3. Требования к ведению бухгалтерского учета 1.4. Учетные процедуры и способы ведения бухгалтерского учета

Учет – процесс регистрации фактов, явлений, состояний – присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, необходим человеку для получения информации, понимания происходящих изменений и пр. В экономической деятельности человека – ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ регистрация, накопление и обобщение данных об экономических явлениях и процессах, с целью управления экономическими объектами Статистический учетБухгалтерский учетОперативный учет Организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность (юридические лица) ведут бухгалтерский учет. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Задачи бухгалтерского учета Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

Пользователи бухгалтерской отчетности Пользователи бухгалтерской отчетности – лица, имеющие потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию. Внутренние пользователи – лица, осуществляющие управление финансово- хозяйственной деятельностью организации, им доступна любая информация, необходимая для управления. Внешние пользователи - лица, заинтересованные в информации об финансово-хозяйственной деятельности организации, но не осуществляющие управление ее деятельностью. Таким пользователям информация представляется в виде бухгалтерской отчетности, содержащей показатели, характеризующие финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. К внешним относят таких пользователей как: - инвесторы и кредиторы; - работники; - банки, страховые компании; - покупатели, заказчики; - поставщики, заказчики; - органы статистики, налоговые органы; - аудиторы; - общественность и др.

Система бухгалтерского учета Внешняя среда Влияние внешней среды Лица, осуществляющие управление деятельностью организации Внутренняя среда Лица, имеющие интерес к организации Информация о внешней среде Экономические ресурсы организации Финансово-хозяйственная деятельность

Регулирование бухгалтерского учета в РФ Законодательство о бухгалтерском учете Правительство РФ Министерство финансов РФ Осуществляет общее методологическое руководство Разрабатывают и утверждают: а) Планы счетов; б)Положения (стандарты); в)Другие нормативные документы и методические указания; г) Положение и стандарты, устанавливающие правила учета и отчетности для таможенных целей Организации Формируют учетную политику на основе общих методологических подходов в соответствии со спецификой финансово- хозяйственной деятельности Центральный банк РФ

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из: Федерального закона «О бухгалтерском учете» от г. 129-ФЗ Других федеральных законов Указов Президента Российской России Постановлений Правительства Российской Федерации Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Цель законодательства РФ о бухгалтерском учете: - Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; - Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности

Правительство Российской Федерации осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом Министерство Финансов РФ и Центральный банк РФ, как органы которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; Положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. Организации, руководствуясь законодательством РФ и нормативными актами самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности

Бухгалтерская информационная система организации Первичные учетные документы Финансово –хозяйственная деятельность организации Учетная политика (выбранные организацией способы учета) Нормативные документы (положения (стандарты), инструкции, указания) Законодательство о бухгалтерском учете Регулирование бухгалтерского учета Бухгалтерская отчетность Пользователи бухгалтерской отчетности

Организация бухгалтерского учета Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций Руководители в зависимости от объема учетной работы могут: Учредить бухгалтерскую службу (структурное подразделение), возглавляемую главным бухгалтером; Ввести штатную должность бухгалтера; Передать ведение учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту на договорной основе; Вести бухгалтерский учет лично. Принятая учетная политика утверждается приказом лица, ответственного за организацию и состояние учета Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности

Требования к ведению бухгалтерского учета Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося в данной организации Бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством РФ Организации ведут учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. (Синтетический учет – учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам; аналитический учет – детальная информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета) Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий В бухгалтерском учете текущие затраты и капитальные затраты учитываются раздельно

Учетные процедуры и способы ведения бухгалтерского учета Первичное наблюдение Классификация объектов наблюдения Документирование хозяйственных операций Инвентаризация имущества и обязательств Стоимостное измерение Оценка имущества по себестоимости Амортизация Резервирование и др. Текущая группировка и обобщение Счета Двойная запись на счетах Учетные регистры Представление информации Бухгалтерская отчетность

1. Анализ первичного учетного документа и идентификация хозяйственной операции по дате, сумме и характеру изменений 2.Регистрация хозяйственной операции на основании первичного учетного документа (журнал регистрации) 3. Группировка, систематизация и накопление (запись данных в хронологических и систематических учетных регистрах) 4. Контроль правильности ведения учета (Оборотная ведомость, Инвентаризация) Последовательность выполнения учетных процедур Хозяйственная операция (Данные в первичном документе) Составление и представление бухгалтерской отчетности

Объекты бухгалтерского наблюдения Имущество (активы, экономические ресурсы) Источники образования имущества (капитал и обязательства) Факты хозяйственной деятельности Хозяйственные процессы

АКТИВЫКАПИТАЛОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ = = + ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ

Бухгалтерский баланс на г. АКТИВПАССИВ I. Внеоборотные активыIII. Капитал Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Незавершенное строительство Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток) II. Оборотные активыIV. Долгосрочные обязательства Запасы: материалы готовая продукция, товары незавершенное производство Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Кредиты и займы Долгосрочная кредиторская задолженность V. Краткосрочные обязательства Кредиты и займы Кредиторская задолженность поставщики работники налоги (сборы) другие БАЛАНС

Имущество (активы) хозяйственные средства (экономические ресурсы), контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности, которые должны принести ей в будущем экономические выгоды Внеоборотные: Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в МЦ Незавершенные капитальные вложения Оборотные: Запасы Дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Материальные Нематериальные Финансовые

Обязательства существующая на определенную дату задолженность организации, являющаяся следствием прошлых событий хозяйственной деятельности, погашение которой приведет к оттоку ресурсов (активов), в которых заключены экономические выгоды Долгосрочные: Займы и кредиты Прочие долгосрочные обязательства Краткосрочные (текущие): Займы и кредиты Кредиторская задолженность поставщики работник налоги и сборы Участники (учредители)

Капитал Остаток имущества (активов) после вычета из них обязательств. Собственные источники формирования имущества организации: Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Первоначальные инвестиции Реинвестированные средства

Финансово-хозяйственная деятельность организации – совокупность хозяйственных процессов Хозяйственный процесс – последовательность совершаемых во времени фактов хозяйственной деятельности Факт хозяйственной деятельности – единичное действие или событие, осуществляемое с определенной целью, вызывающее изменения (в настоящем или будущем) имущества организации Подлежащие отражению в бухгалтерском учете – «хозяйственные операции» Не подлежащие отражению в бухгалтерском учете

Хозяйственная операция – единичное действие (событие, состояние), вызывающее изменение хозяйственных средств организации, имеющее количественно – суммовые характеристики. Каждая хозяйственная операции изменяет состояния активов, обязательств или капитала В бухгалтерском учете отражается хозяйственная операция если: 1.Существует подтверждение факта совершение операции – есть оправдательный документ 2.Существует возможность измерить хозяйственную операцию в денежном выражении 3.В результате операции произошло изменение в активах организации и (или) обязательствах и капитале

Доходы – полученные экономические выгоды (приток имущества) Расходы – величина затрат, обеспечивших получение доходов (отток ресурсов) Прибыль – превышение доходов над расходами Нераспределенная прибыль – реинвестиции участников Распределенная прибыль – выплаты доходов участникам Поступление активов (или уменьшение обязательств) Выбытие активов (или увеличение обязательств)

Первичные учетные документы Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет Документирование хозяйственных операций регламентируется Положением «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» Формы первичной учетной документации разрабатываются и утверждаются постановлениями Государственного комитета по статистике

Первичный учетный документ Документ, составленный на бумажном или электронном носителе информации, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции Документ принимается к учету если он составлен по унифицированной форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации Если не предусмотрена унифицированная форма документа, то он должен содержать обязательные реквизиты: Наименование документа; Дата составления документа Наименование организации Содержание хозяйственной операции Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении Наименование должностей лиц, подписавших документ Личные подписи указанных лиц

Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после окончания операции. В первичных учетных документах допускаются оговоренные исправления В банковских и кассовых документах исправления не допускаются Своевременное и качественное оформление первичных документов, их передачу в установленные сроки бухгалтерию для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие документ. Порядок оформления документов

Классификация документов По месту составления: Внешние Внутренние По содержанию хозяйственных операций: Материальные (Накладные, Акты и другие подтверждающие движение материальных ценностей) Расчетные (Счета, Платежные поручения, Приходные и Расходные кассовые ордера, Платежные и Расчетные ведомости и другие, подтверждающие расчеты организации) Документы, подтверждающие наличие и движение денежных средств организации (Выписки банка, Кассовая книга) Документы бухгалтерского оформления (документы, составленные бухгалтерией по внутренним операциям Расчеты, Справки и пр.) По способу отражения операций: Разовые (составляются по каждой операции) Накопительные (содержат информацию по однородным операциям за определенный период времени Лимитно-заборные карты, Месячные наряды) По порядку составления: Первичные (составляются по хозяйственным операциям в момент их совершения) Сводные (обобщают информацию по однородным первичным за определенный период времени)

Документооборот Документооборот – путь документа с момента его составления до сдачи в архив С целью установления сроков и порядка составления, представления в бухгалтерию и сдачи документов в архив главным бухгалтером разрабатывается, а руководителем утверждается ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА Для каждой организации График документооборота разрабатывается с учетом конкретных особенностей По каждому документу в График включают разделы Порядок создания документа Порядок проверки документа Порядок обработки документа Порядок сдачи в архив На следующем слайде представлен пример Графика документооборота для документа Требование-накладная

Пример графика документооборота Наименование документаТребование-накладная Создание документа Количество экземпляров2 Отв. за выпискуЦех - получатель МЦ Отв. за оформлениеОтдел МТС, бухгалтерия Отв. за исполнениеСклад материалов Срок исполненияЕжедневно до ___ час. Проверка документа Отв. за проверкуБухгалтерия (ФИО) Отв. за представление1-й экземпляр – цех 2-й экземпляр - склад Порядок представленияС отчетом при реестре Срок представленияЕжедневно до ___ час. Обработка документа ИсполнительБухгалтерия (ФИО) Срок исполненияЕжедневно Передача в архив ИсполнительБухгалтерия (ФИО) Срок исполненияВ течение ___дней после подготовки квартальной отчетности

1.Проверка документа по форме, по существу, арифметическая 2.Таксировка 3. Группировка и составление сводных документов 4. Контировка 5. Регистрация документа и запись данных в учетных реситрах 6. Передача документа в архив Расчет в документе денежной оценки хозяйственной операции, например, таксировка материального документа – умножение количества на цену, таксировка наряда – умножение отработанного времени на часовую тарифную ставку и др. Указание на документе дебетуемого и кредитуемого счетов бухгалтерского учета, на которые относится сумма хозяйственной операции, подтвержденной этим документом Этапы обработки документов

Инвентаризация Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяются руководителем, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности При смене материально ответственных лиц При выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества В случае стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств При реорганизации или ликвидации организации При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, преобразовании ГУП или МУП Инвентаризация проводится обязательно в случаях: Выявленные расхождения подлежат отражению в бухгалтерском учете

Виды инвентаризаций В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств различают следующие виды инвентаризации: Полная инвентаризация Проверка всех без исключения видов имущества и обязательств. Обязательно проводится в конце года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности Частичная инвентаризация Охватывает проверкой один или несколько видов имущества/обязательств. Проводится обычно в случаях смены материально-ответственных лиц в подразделениях Выборочная инвентаризация Проводится в отдельных подразделениях для контроля за наличием имущества или проверки работы материально- ответственных лиц Периодическая инвентаризация Проводится регулярно в установленные сроки по отдельным видам имущества (например, раз в несколько лет проводится инвентаризация основных средств)

Порядок проведения инвентаризаций Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения и перечень имущества, подлежащего проверке при каждой из них, утверждается руководителем Для проведения инвентаризаций в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерии, аудиторы (если необходимо) Инвентаризация включает 3 этапа работ: Подготовительный этап – изучение объектов, пломбирование мест хранения МЦ, проверка измерительных приборов Проверка наличия МЦ, обязательств и их оценки, составление инвентаризационных описей Сверка данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, составление Сличительной ведомости, выявление расхождений, принятие решения руководителем по результатам, отражение результатов в бухгалтерском учете

Инвентаризация имущества и обязательств Инвентарные описи Бухгалтерский учет Учетные регистры Сличительная ведомость Есть расхождения? Да

Способы измерения Учетные измерители натуральныетрудовые Денежные Для отражения в бухгалтерском учете имущество и обязательства должны быть выражены в денежном измерителе

Оценка – способ выражения объектов бухгалтерского наблюдения в денежном измерителе - рублях Основной способ оценки в бухгалтерском учете – фактическая себестоимость Фактическая себестоимость – сумма фактических затрат на приобретение (изготовление, продажу)

Порядок оценки активов при принятии к учету Вид активаСпособ оценки стоимости Денежные средстваОцениваются по номиналу независимо от формы (на счете в банке, в кассе организации) Денежные средства в иностранной валюте Оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции Дебиторская задолженностьОценивается в сумме денежных средств, исходя из цены переданного (проданного) товара или суммы переданных (уплаченных) денежных средств (авансы)

Порядок оценки активов при принятии к учету «Неденежные» активыОценка производится: Способ приобре тения Приобретенные за деньгиВ сумме фактических затрат, связанных с приобретением актива Полученные по договорам с неденежным исполнением обязательств В сумме, соответствующей стоимости переданных или подлежащих передаче ценностей, рассчитанная исходя из цены, по которой обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. Полученные в счет вклада в уставный капитал В сумме денежных средств, согласованной между участниками (учредителями) Полученные безвозмездноПо текущей рыночной стоимости полученных ценностей Созданные/ изготовленные организацией В сумме фактических затрат на создание/изготовление, включая: материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на социальное страхование и обеспечение, амортизацию внеоборотных активов, прочие затраты

Термины, используемые для определения фактической себестоимости Первоначальная стоимость – фактическая себестоимость принятых к учету основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности, финансовых вложений Фактическая себестоимость приобретения – сумма фактических затрат на приобретение материалов, товаров Фактическая производственная себестоимость – сумма фактических затрат на изготовление продукта (готовой продукции, работ, услуг), предназначенного для продажи

Способы оценки активов, применяемые в процессе использования активов Вид активаСпособ оценки Материалы при отпуске Товары при отпуске По себестоимости единицы По средней себестоимости группы По способу ФИФО Основные средства в процессе использования переносят стоимость на продукт постепенно в течение срока полезного использования (амортизация) Линейный способ Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ уменьшаемого остатка Пропорционально объему продукции, работ

Способы оценки активов, применяемые в процессе использования активов Нематериальные активы амортизируются Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Пропорционально объему продукции, работ Финансовые вложения (по которым текущая рыночная стоимость не определяется) при выбытии По первоначальной стоимости единицы финансовых вложений По средней первоначальной стоимости По первоначальной стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)

Изменение стоимости активов Вид активаСлучаи изменения стоимости Основные средства Увеличение первоначальной стоимости - достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация Уменьшение первоначальной стоимости – частичная ликвидация Увеличение/уменьшение первоначальной стоимости – переоценка основных средств Финансовые вложения Увеличение/уменьшение первоначальной стоимости - последующая оценка финансовых вложений по текущей рыночной стоимости Денежные средства, дебиторская задолженность в иностранной валюте Пересчет стоимости иностранной валюты при изменении курса ЦБ РФ на дату операции

Создание резервов Вид активаВид резерва Материалы Товары Резерв под снижение стоимости материальных ценностей (за счет финансовых результатов) Финансовые вложенияРезерв под обесценение финансовых вложений (за счет финансовых результатов) Дебиторская задолженность Резерв по сомнительным долгам (за счет финансовых вложений) Суммы резерва включаются в текущие затраты (расходы) Резервы предстоящих расходов и платежей: резерв на ремонт основных средств, резерв на оплату отпусков, резерв на гарантийный ремонт

Капитальные (долгосрочные) затраты и текущие затраты Затраты – сумма денежных средств, использованных с определенной целью Капитальные затраты – приобретение / создание внеоборотных (долгосрочных) активов Текущие затраты (состав различается в зависимости от вида деятельности организации): Затраты на продукт – затраты на приобретение и/или изготовление продукта, предназначенного для продажи: в торговле – затраты на приобретение товаров в производстве продукции – затраты на приобретение материалов и изготовление из них готовой продукции в выполнении работ, оказании услуг – затраты на выполнение работ, оказание услуг Затраты периода Расходы будущих периодов

Калькуляция – способ оценки, применяемый для определения себестоимости единицы произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги) Калькулирование – оценка использованных для производства единицы продукции сырья, материалов, основных фондов, затрат труда и прочих затрат Калькуляции Фактические Нормативные Сметные Плановые Калькулирование фактической производственной себестоимости готовой продукции (работ, услуг)

Статьи калькуляции Прямые затраты на продукт Сумма 1. Сырье и материалы 2. Возвратные отходы (вычитаются) ( ) 3. Покупные полуфабрикаты, комплектующие, работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями 4. Зарплата основных производственных рабочих 5. ЕСН и отчисления на социальное страхование и обеспечение с заработной платы основных производственных рабочих Косвенные затраты на продукт 6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 7. Цеховые расходы 8. Цеховая себестоимость ( ) 9. Общезаводские расходы 10. Потери от брака 11. Прочие производственные расходы 12. Производственная себестоимость ( ) Затраты периода 13. Управленческие (административные) 14. Коммерческие (расходы на продажу) 15. Полная себестоимость ( )

Обязательство, возникшее из договора, оценивается исходя из цены полученного имущества (выполненных работ, оказанных услуг) Обязательство, возникшее вследствие причинения вреда, оценивается исходя из стоимости причиненного вреда Обязательство, возникшее в силу действия закона, оценивается исходя из установленных законом требований Исполнение обязательств приводит к оттоку (передаче) имущества (денежных средств) из организации Оценка обязательства представляет собой денежную оценку имущества, которое будет передано для исполнения обязательства Оценка обязательств (кредиторской задолженности)

Доходы Доходы от обычных видов деятельности (выручка) Прочие доходы Поступление денежных средств, дебиторской задолженности в сумме исходя из цены, установленной в договоре; в сумме, признанной должником или присужденной судом; иного имущества исходя из его текущей (рыночной) стоимости и др. Доходы – это оценка активов, поступивших в организацию в результате совершения хозяйственных операций за определенный период времени Оценка доходов

Расходы Расходы по обычным видов деятельности (себестоимость продаж) Прочие доходы Выплата денежных средств или сумма кредиторской задолженности, исходя из цены приобретенных и использованных материальных ценностей; потребленных работ и услуг; текущая (рыночная) стоимость переданного имущества и др. Расходы – это оценка активов (затрат), использованных организацией за определенный период времени, для получения доходов Оценка расходов

Накладные затраты Основные затраты Приобретение активов Производство продукта Продажа Затраты на продукт Затраты периода (общехозяйственные, управленческие) Фактическая себестоимость актива Прямые Косвенные Ф.П.С. готовой продукции (работ, услуг) Затраты периода (расходы на продажу, коммерческие расходы) Себестоимость продаж (расходы по обычным видам деятельности) Схема затраты – расходы Себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг)

Доходы от обычных видов деятельности (выручка) Расходы по обычным видам деятельности (себестоимость продаж) Прибыль (+) или убыток (-)от продаж Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (+) или убыток (-) до налогообложения Налог на прибыль Формирование финансового результата деятельности

Балансовое уравнение Активы = Капитал + Обязательства Активы = имущество организации в денежной оценке Капитала и обязательства = источники, за счет которых получено имущество и требования, по которым организация отвечает своим имуществом Капитал = Активы – Обязательства Капитал = остаток активов после того как все обязательства исполнены Бухгалтерский баланс – документ отчетности, составленный по правилу, определенному балансовым уравнением Актив баланса = характеристика активов по составу и в денежной оценке на определенную дату Пассив баланса = характеристика капитала и обязательств на определенную дату Равенство Актива и Пассива всегда сохраняется Сумма балансовых статей Актива баланса, равная сумме балансовых статей Пассива баланса называется валюта баланса

В результате каждой хозяйственной операции происходит изменение в составе активов и (или) обязательств и (или) капитала, но при этом равенство между величиной активов и величиной капитала и обязательств (левой и правой частями уравнения) всегда сохраняется Типы хозяйственных операций относительно балансового уравнения 1. увеличение активов и одновременное уменьшение активов на одну и ту же сумму, валюта баланса не изменяется; 2. увеличение обязательств (капитала) и одновременное уменьшение обязательств или капитала на одну и ту же сумму, валюта баланса не изменяется; 3. увеличение активов и увеличение обязательств (капитала) на одну и ту же сумму, валюта баланса увеличивается; 4. уменьшение активов и уменьшение обязательств (капитала) на одну и ту же сумму, валюта баланса уменьшается. Хозяйственные операции с точки зрения балансового уравнения

Текущая группировка и обобщение данных об имуществе и обязательствах организации Группировка данных о хозяйственных операциях производится способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называют – ПЛАН СЧЕТОВ Каждый счет выполняет в процессе группировки данных определенную функцию Накопление и обобщение данных в хронологии с систематизацией по счетам производится в УЧЕТНЫХ РЕГИСТРАХ Основной регистр – ГЛАВНАЯ КНИГА – реестр открытых счетов с обобщенными данными

Счет бухгалтерского учета (счет) – способ группировки информации об экономически однородных хозяйственных операциях АктивыКапиталОбязательства =+ Дебет Кредит (+)(-) С.н= Дт оборотКт оборот С.к = Дебет Кредит С.н= (-)(+) Дт оборотКт оборот С.к = Дебет Кредит С.н= (-)(+) Дт оборотКт оборот С.к = КапиталПрибыль РасходыДоходы Дт Кт - + Дт Кт - + Дт Кт + Дт Кт +

Двойная запись на счетах – запись хозяйственной операции по дебету одного или нескольких счетов и кредиту другого счета в одинаковой сумме или запись хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту одного или нескольких счетов в одинаковой сумме Бухгалтерская проводка – указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции Участвующие в отражении хозяйственной операции счета называют корреспондирующими счетами

РазделНазвание разделаНомера счетов IВнеоборотные активы IIПроизводственные запасы IIIЗатраты на производство IVГотовая продукция и товары VДенежные средства VIРасчеты VIIКапитал VIIIФинансовые результаты Забалансовые счета План счетов – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

Классификация счетов бухгалтерского учета Балансовые Забалансовые Активные (счета учета активов) Пассивные (счета учета обязательств и капитала Основные Результативный Вспомогательные Калькуляционные Распределительные Регулирующие Сопоставительные Собирательные

По степени обобщения данных счета разделяют на синтетические и аналитические Синтетические счета Машины и оборудование Уаз Ваз Газ Основные средства Транспортные средства Станок 2 Станок 3 Станок 1 Субсчета Аналитические счета

Информация, полученная из первичных документов, систематизируется и накапливается в учетных регистрах Учетные регистры – документы на бумажном или машинном носителе информации, в которых производятся в хронологическом порядке с систематизацией по счетам бухгалтерского учета записи о совершенных хозяйственных операциях По внешнему виду Книги По способу записи Комбинированные По степени обобщения Синтетические Журналы (ведомости) КарточкиХронологические Систематические Аналитические Учетные регистры

Пример отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи 1 января зарегистрирована организация. Уставный капитал – рублей, 50% оплачено. Вступительный баланс на 01 января АктивПассив Денежные средства50000Уставный капитал Задолженность участников Баланс100000Баланс100000

Счет 51 «Расчетный счет» ДебетКредит Сн.= Счет 80 «Уставный капитал» ДебетКредит Сн.= Счет 75 «Расчеты с учредителями» ДебетКредит Сн.= На основании Вступительного баланса открыты счета

5 января получен заем в сумме рублей, денежные средства зачислены на расчетный счет Счет 51«Расчетный счет» ДебетКредит Сн.= Счет 66 «Займы и кредиты» ДебетКредит Сн.=

06 января приобретены товары на сумму рублей Счет 41 «Товары» ДебетКредит Сн.= Счет 60 «Расчеты с поставщиками» ДебетКредит Сн.=

07 января оплачено обязательство перед поставщиком в сумме рублей Счет 60 «Расчеты с поставщиками» ДебетКредит Сн.= Счет 51 «Расчетный счет» ДебетКредит Сн.=

10 января проданы товары покупателю на сумму рублей Счет 90-1 «Выручка» ДебетКредит Сн.= Счет 62 «Расчеты с покупателями» ДебетКредит Сн.= Счет 41 «Товары» ДебетКредит Сн.= Счет 90-2 «Себестоимость продаж» ДебетКредит Сн.=

11 января покупателем оплачена задолженность в сумме рублей Счет 51 «Расчетный счет» ДебетКредит Сн.= Счет 62 «Расчеты с покупателями» ДебетКредит Сн.=

31 января участники внесли в оплату вкладов в уставный капитал рублей Счет 51 «Расчетный счет» ДебетКредит Сн.= Счет 75 «Расчеты с учредителями» ДебетКредит Сн.=

На всех открытых счетах подсчитываются обороты и определяются конечные сальдо Счет 51 «Расчетный счет» ДебетКредит Сн.= Дт об = Кт об = Ск = Ск = Сн + Дт об – Кт об Счет 75 «Расчеты с учредителями» ДебетКредит Сн.= Дт об = 0Кт об = Ск = 0 Активные счета

Счет 41 «Товары» ДебетКредит Сн.= Дт об = 80000Кт об = Ск = 0 Счет 62 «Расчеты с покупателями» ДебетКредит Сн.= Дт об = Кт об = Ск = 0

Пассивные счета Счет 80 «Уставный капитал» ДебетКредит Сн.= Дт об = 0Кт об = Ск = Счет 66 «Займы и кредиты» ДебетКредит Сн.= Дт об = 0Кт об = Ск = Ск = Сн + Кт об – Дт об Счет 60 «Расчеты с поставщиками» ДебетКредит Сн.= Дт об =80000Кт об = Ск = 0

Счет 90-2 «Расходы» ДебетКредит Сн.= Дт об = 80000Кт об = Ск = Счет 90-1«Доходы» ДебетКредит Сн.= Дт об = 0Кт об = Ск = Счет 99 «Прибыли/убытки» ДебетКредит Сн.= Дт об = 0Кт об = Ск = Счет 90-9 «Прибыль от продаж» ДебетКредит Сн.= Дт об = 40000Кт об = 0 Ск=40000

Для проверки правильности ведения учета составляется оборотная ведомость Оборотная ведомость за январь Счет Сальдо начальноеОборотыСальдо конечное ДебетКредитДебетКредитДебетКредит Итого:

На основании данных по счетам составьте Бухгалтерский баланс на 31 января Бухгалтерский баланс на 31 января АКТИВ Пассив Денежные средства Уставный капитал Расчеты с учредителями Прибыль Займы и кредиты БАЛАНС БАЛАНС

Бухгалтерская отчетность Бухгалтерская отчетность – система показателей, рассчитанных в соответствии с установленными правилами, характеризующая финансовое положение организации на отчетную дату, его изменение и финансовые результаты деятельности организации за отчетный период Отчетная дата – последний календарный день отчетного периода Отчетный период – период, за который представляется отчетность (для годовой отчетности – год, для промежуточной отчетности – 1 кваратал, полугодие, 9 месяцев)

Состав бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс – Форма 1 Отчет о прибылях и убытках – Форма 2 Пояснения к форме 1 и форме 2: Отчет об изменении капитала – форма 3 Отчет о движении денежных средств – форма 4 Приложение к Бухгалтерскому балансу – форма 5 Отчет о целевом использовании полученных средств – форма 6 Пояснительная записка Аудиторское заключение (для организаций, подлежащих обязательному аудиту)

Бухгалтерский баланс – форма 1 Форма бухгалтерской отчетности, содержащая систему показателей, отражающую финансовое положение организации на отчетную дату Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении на отчетную дату ресурсами (активами), их ликвидностью, а также структурой источников этих ресурсов, платежеспособностью организации, способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования

Отчет о прибылях и убытках – форма 2 Форма бухгалтерской отчетности, содержащая систему показателей, отражающую финансовый результат деятельности организации за отчетный период и его структуру (т.е. состав и величину доходов и расходов организации за отчетный период) Финансовый результат деятельности и его структура отражает способность организации на основе имеющихся ресурсов генерировать денежные потоки, а также позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые в будущем будет контролировать организация

Отчет об изменении капитала – форма 3 Форма бухгалтерской отчетности, содержащая систему показателей, отражающую изменения капитала организации за отчетный период в результате распределения прибыли, изменения уставного капитала, создания и использования резервного, добавочного капитала, резервов. Отчет об изменениях капитала связан с третьим разделом пассива Бухгалтерского баланса, детализирует данные по соответствующим балансовым статьям.

Отчет о движении денежных средств – форма 4 Форма бухгалтерской отчетности, показатели которой характеризуют изменения в финансовом положении организации за отчетный период в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности По текущей деятельности отражаются денежные потоки: Выручка от покупателей и заказчиков Оплата приобретенных материальных ценностей, работ, услуг Оплата труда, уплата налогов, выплата процентов по кредитам По инвестиционной деятельности отражаются денежные потоки: Приобретение внеоборотных активов (основных средств и пр.) Финансовые вложения По финансовой деятельности отражаются денежные потоки: Получение и погашение займов и кредитов Получение средств в связи с увеличением уставного капитала

Приложение к бухгалтерскому балансу – форма 5 - содержит дополнительные сведения об изменениях активов и обязательств за отчетный период Отчет о целевом использовании полученных средств – форма 6 - представляют общественные организации и некоммерческие организации Пояснительная записка - содержит существенную информацию об учетной политике, а также дополнительную информацию о финансовом положении, его изменении и финансовых результатах деятельности организации, полезную заинтересованным пользователям