Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 38 «Калинка» Проект для детей старшего дошкольного возраста и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Advertisements

Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалым д/с «Золушка» Город, в котором я живу Подготовил воспитатель Крушельницкая.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «ТЕРЕМОК»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад 201 «Планета.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ БАЗИСНУЮ ПРОГРАММУ «ИСТОКИ»
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
В соответствии с ФГОС ДО. I. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 38 «Калинка» Проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Творческое содружество» Автор проекта: педагог дополнительного образования Ушакова Ирина Александровна

Вид проекта: комплексный, творческий. Форма: Творчески - игровая. Участники: дети подготовительных групп, педагоги, родители воспитанников. Проект рассчитан на 1 год. Интегрируемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». Цель: Развитие творческой личности дошкольника, методами креативности в совместной деятельности педагога- родителя - ребенка. Задачи: 1. Создавать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности креативными методами. 2. Создавать условия для совместной творческой деятельности детей и взрослых (выставки совместных творческих работ, совместные ООД, досуг, экскурсии.) 3. Обеспечивать условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Актуальность Изменения экономической и социальной жизни в России последних десятилетий вызвали коренной пересмотр целей и задач образования, в том числе и дошкольного. Образовательная практика Российской Федерации направлена на внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования второго поколения. Одна из основных его задач - формирование гармоничной личности, способной реализовывать себя как часть социума. В концепции Федеральных Государственных Требованиях к структуре дошкольного образования одним приоритетных направлений является подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. Сегодня философско- этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности, а творчество как способ его бытия. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности и что художественная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Таким образом, именно дошкольный период считается благоприятным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка. А развивать интегративные качества дошкольника можно успешно лишь в условиях совместной работы педагога- родителя-ребенка.

Данный проект направлен на гармоничное развитие личности ребенка на улучшение его эмоциональной сферы в процессе доступной для его возрасту художественной деятельности. Особенностью проекта является его целенаправленность одновременного и по­этапного развития творческого потенциала дошкольника креативными методами в совместной деятельности педагога-ребенка- родителя, связанного с познавательной функцией и формированию выразительных навыков (изобразительных, конструктивных, речевых), при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает об окружающем мире. С целью развития творческого воображения педагог должен придерживаться следующих принципов: 1. Необходимость использования педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно ориентированных технологий). 2. Принцип "принятия другого" (принимать ребёнка как индивидуальность). 3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующий раскрытию творческих способностей детей (организация "центров активности"). 4. Принцип сотрудничества.

Разберёмся с понятиями, которые входят в понятие Творчество. Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового. Креативность ( дивергентность) – способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или обнаруживать новые способы решения проблем или их выражения. Развитие креативности позволяет решать следующие задачи: Научить находить решения в нестандартных ситуациях Развивать оригинальность мыслительной деятельности. Анализировать проблемную ситуацию с разных сторон. Развивать свойства мышления: анализ, синтез, умозаключения.

Для развитие творческого воображения применяются следующие креативные приемы: Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения детей выражается в словесной или графической образной форме, то есть дети проговаривают, или рисуют результаты своего исследования. Метод "Если бы...".Детям предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение детьми подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук. Реализация проекта эффективна лишь в системе личностно-ориентированной модели, дифференцированного подхода, педагогики сотрудничества, творческого синтеза, развивающего обучения.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного детям ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности, глютинации (Кентавр, птица Феникс…) значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов, гиперболизации (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…) выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых, заострение (шарж, карикатура). сглаживание различий между объектами и произвольное наделение их чертами сходства, схематизация (схематический рисунок) выделение существенного, поверяющегося признака в однородных явлениях и воплощение их в конкретном образе,типизация (образ врача, учителя…) уподобление человекубъекта, антропоморфизм

Принципы построения работы над проектом: 1. Принцип деятельности – включение ребенка в образовательную, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. 2 Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательной деятельности. 3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. 4. Принцип доминирования интересов. 5. Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов. 6. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями.

Субъективно-объективные условия реализации проекта. Субъективно-объективные условия, способствующие реализации данного проекта, является: создании эмоционально-благоприятной атмосферы в детском коллективе ; эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий характеризуется образованием творческой атмосферы в детском коллективе ; развитие творческого сотрудничества взаимодействия родителей воспитанников с педагогами, которые формируются на фоне эстетического отношения коллектива к выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных коллективных отношений.

Роль родителей в творческом развитии ребенка Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Успешное развития творческого мышления зависит напрямую от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии и знаний об окружающим мире, обогащать ребенка все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг, поток творчества, когда ребенок создает свой шедевр, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем создать как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать. Только объединив свои усилия с родителями своих воспитанников, мы, педагоги сможем обеспечить гармоничное развитие личности дошкольника, обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, что в дальнейшем даст ребенку жизненную опору.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Ребенка: Овладение способами выражения собственных эмоций средствами доступными возрасту ребенка; Приобретение эмоциональной реакции на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; Овладение приемами создания и изображения объектов с необычными свойствами. Нахождение решения в нестандартных ситуациях. Развитие оригинальности мыслительной деятельности. Приобретения способности самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности. Овладение способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Овладение способностью предложить собственный замысел и воплотить его.

Родителя: приобретение опыта творческого развития ребенка повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей; овладение практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми; овладение родителями организационными навыками проведения совместного досуга в семье; активное участие родителей в выставках детского сада (поделки, изготовленные в совместном творчестве, пополнят коллекции выставок,); улучшение социального микроклимата, объединение родителей и детей в совместной деятельности;

Мониторинг развития детей включает в себя диагностику креативного мышления по методике Дж. Гилфорда. Мониторинг проводился совместно с психологом МДОУ ЦРР детский сад 38 Щербакова Е.В. Текущий мониторинг результативности образования родителей включает в себя: анкеты; отзывы родителей; статистика посещения мероприятий. По данным первичного анкетирования: 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; 60 %, считают, что заниматься развитием творческих способностей дошкольника должен детский сад. 70 % родителей знают мало о развитии творческого потенциала и действуют интуитивно. 15% родителей считают, что для развития творчества потенциала ребенка у них дома созданы все условия.

п/пСодержание работыСрокиРезультаты I. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2010) 1 Методическая работа с педагогами: Обсудить задачи и мероприятия по проекту «Аспекты развития творческого потенциала ребенка и креативности.» Приложение 1 сентябрь октябрь Мини – презентация «Знакомство с проектом. 2 Работа с детьми: – диагностика креативного мышления; – введение в проект, через игровую ситуацию, создания коллажа. сентябрь октябрь подбор пакета диагностического материала; коллаж « Волшебная страна» Приложение 2 3 Работа с родителями: – анкетирование родителей; – Памятка для родителей. «Правила общения и организации жизнедеятельности ребенка для успешного развития творческого потенциала» Приложение 4 сентябрь октябрь анкета ;приложени3 план сотрудничества с музеем Приложение 5

II. Формирующий этап (ноябрь 2010 –апрель 2011) 1 Работа с педагогами Мастер-класс «Развития эмоционального восприятия произведений искусства у старших дошкольников методом образного видения». Приложение 6 Ноябрь- март конспект мероприятия. Презентация игр на развитие дивергентного мышления. Приложение 7 2 Работа с детьми: -Путешествуем по Волшебной стране -подготовка к мероприятию (рисунки животных, птиц, растений) «Земля – наш дом» Интеллектуально-творческая игра сценарий мероприятия. в течении учебного года Календарно-тематический план Приложение 8 « Елка-модница» Сценарий мероприятия Приложение 10 3Работа с родителями: – Круглый стол « Влияние эмоциональной атмосферы в семье на творческий потенциал личности»; Приложение 11 участие в совместной выставке « Елка- модница» – практическая деятельность совестно с детьми; Ноябрь – апрель совместная выставка « Елка- модница» Фото-отчет Приложение 9

III. Итоговый этап (2011) 1 Работа с педагогами: Выступление на педсовете – Разработка программы развития творческого потенциала, методами креативности. май Программа Приложение 12 2 Работа с детьми: Совместный досуг «Приглашаем на выставку» май Сценарий мероприятия. Приложение Работа с родителями: «Приглашаем на выставку» совместный творческий досуг. майРаботы детей Приложение 14

Достигнутые результаты С целью анализа успешности проделанной работы, была проведена диагностика в контрольной и экспериментальной группах. В результате анализа данных мониторинга, проведённого среди детей, получены следующие показатели: динамика общего уровня креативности является значимой, как рост креативности по отдельным ее видам: беглости, оригинальности и разработанности; причем способности придумывать абстрактные названия и выдерживать неопределенные ситуации у детей экспериментальной группы повысились с уровнем значимости Качественный сравнительный анализ мнений педагогов показал, что за период реализации проекта: 1. Заметно повысилась активность родительской позиции экспериментальной группы как субъектов образовательного и воспитательного процесса в ДОУ; 2. Увеличилось количество обращений родителей на индивидуальные консультации к специалистам, с вопросами о творческом подходе к развитию ребенка.

Повторный анкетный опрос родителей экспериментальной группы показал : В 2 раза сократилось количество родителей которые не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; на 25% повысилась педагогическая компетентность родителей в развитии творческого мышления. на 33% уменьшилось количество родителей, которые считают, что развивать творческий потенциал должен детский сад. на 25 % увеличились благоприятные условия для развития творческого потенциала детей дома. Полученные результаты отчетливо свидетельствуют о результативности данного проекта. Дети показывают заинтересованность творческими заданиями, придумывают оригинальные идеи, дорабатывают их, активно принимают участие в мероприятиях и выставках. Родители, принимающие участие в проекте получили возможность не только узнать о том, как развивать творческие способности ребенка в совместной деятельности, но и смогли реализовать свой творческий потенциал.

Список литературы:. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология», М.: Педагогика – Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М Просвещение – «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» под редакцией Н.Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой, А. Л. Венгер. М.: Педагогика- 4. ГГин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. Минск: ИВЦ Минфина, Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет». «Творческий Центр Сфера» Москва 2001 г. 6. Н.В. Новоторцева «Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения». КАРО. Санкт- Петербург, 2005 г. 7. В.В. Валина «Занимательное азбуковедение». «Просвещение» Москва, 1991 г. 8.О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» Москва «Просвещение», А.А. Столяр «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. Москва «Просвещение», 1991 г. 10.В.С. Мухина «Шестилетний ребенок в школе». Москва «Просвещение», 1986 г. 11.Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 1991 г. 12.В. Степанов «Азбука». ГУПП «Детская книга» Москва, 1996 г. 13. Ю.Б.Гатанов «Курс развития творческого мышления) (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Санкт-Петербург ГМНПП «Иматон», 1996 г.