Адаптация обучающихся 5 классов к условиям обучения в основной школе 2012-2013 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Advertisements

«Первый раз в пятый класс» Родительское собрание в 5 классе.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Обычно возникает в связи с кардинальной.
Презентация к уроку (5 класс) по теме: Родительские собрания в 5 классе
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы» учебный год Выступил классный руководитель 5 класса: Абдулин Д.С.
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы родительское собрание в 5 классе Автор: Никитина И.М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.
МКОУ «Малиновская ООШ» Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Родительское собрание в 5 классе. «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.»
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
уч.г. Педагог-психолог: Яптик Е. Н.. Возрастные особенности младшего подростка потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... Как если бы от этого зависела ваша жизнь. Л.Кьюби Адаптация пятиклассников.
Качество знаний учащихся 5-х классов по результатам стартового среза в 2013/2014 учебном году.
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ..
Родительское собрание Тема: « Особенности адаптационного периода в 5 классе» АВТОР: заместитель директора по УВР Ю.В.Терёшкина.
"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы".
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы».
Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене Психолог: Муратова О.В.
Транксрипт:

Адаптация обучающихся 5 классов к условиям обучения в основной школе учебный год

Цель: -оценка адаптационного периода в 5 классах, решение и профилактика проблем. Задачи: - ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; -выявить причины дезадаптации обучающихся и наметить пути решения появившихся проблем; - ознакомить с результатами анкетирования детей и родителей.

ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ, ПРАВИЛЬНО СРАВНИВАТЬ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ С УСПЕШНОСТЬЮ ДРУГИХ; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА И ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ, РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, КАК ОБ УМЕЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ С БОЛЬШИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Адаптация - процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Дезадаптация – это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с Требования образовательной среды и ближайшего окружения Психофизические возможности ребенка и способности, соответствующие возрастному психическому развитию

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Имеют хорошее настроение, спокойны, доброжелательны, добросовестны. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; эмоциональные трудности: жалобы на те или иные события, связанные со школой, тревога, переживания; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие; негативные формы поведения; отставание в развитии от сверстников; нарастание проблем к концу года.

Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются ее скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная самооценка.

Существенные психологические особенности учащихся 56 классов потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость (замедляется темп деятельности ребенка, на выполнение определенной работы теперь требуется больше времени); учебная рассеянность; снижение интереса к учебе и ее результатам; стремление обзавестись верным другом; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; ярко выраженная эмоциональность; неадекватная реакция на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется; увлечение спортом, коллекционированием, музыкой и киноискусством; «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, (потребность равноправия, уважения и самостоятельности).

4 класс5 класс 11 предметов 11 предметов 23 часа 28 часов 1 основной учитель (он же и классный руководитель) 2 – 3 учителя одни требования 1 классный руководитель 9 учителей множество требований 1-2 кабинета в день5-6 кабинетов в день один классный коллективмного разных других классов, старшеклассников одно расписание уроковчастые изменения в расписании уроков

«Открытое письмо родителям» Дорогие _________________________________________________________________ Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________. Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________. Иногда я _______________________________________________________________________. Самый интересный для меня предмет _______________________________________________. А ещё я ________________________________________________________________________. Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________ _______________________________________________________________________________. Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________ _______________________________________________________________________________. Больше всего я хочу _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________. А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________. Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________ _______________________________________________________________________________. А наш классный руководитель _______________________________________________. Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________ _______________________________________________________________________________. Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________ _______________________________________________________________________________. В 5 классе меня удивило ______________________________________________ _______________________________________________________________________________. Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________ _______________________________________________________________________________. Жаль, но меня торопят _______________________________________________. Крепко ______________________________________________. Дата _________________Имя __________________

- учителя хорошо обучают новым знаниям; - теперь я умею делать все не кое-как; - во много раз легче, чем в 4 классе; - стал лучше учиться; - я уже взрослый; - класс наш дружный, хотя и бывают ссоры и обиды; - наш классный руководитель: лучше всех учителей, добрая, милая, нежная женщина, всегда может успокоить, всегда заботится о нас, очень ее уважаю; - учителя-предметники: хорошо обучают новым знаниям, добрые, но есть и строгие, умные, всегда помогут, относятся к нам нормально, справедливые; - в большинстве случаев в школе настроение у меня радостное, веселое, счастливое, прекрасное, спокойное, хорошее, суперское. «Открытое письмо родителям»

Много разных учителей и новых предметов Почти не видим классного руководителя Разные кабинеты Изменилось поведения класса (многие дети стали чаще драться и оскорблять других ребят, мальчики обижают девочек). У нас есть невоспитанные и некультурные дети Становится труднее учиться Ничего не понимаю на уроке Сомневаюсь в ответах Получаю плохие отметки, из-за этого сильно расстраиваюсь Чувствую себя неспокойно Испытываю усталость Скучаю по дому на уроках В большинстве случаев в школе настроение у меня не очень хорошее, противное, иногда расстроен, беспокоюсь за оценки, плохое

Коррекционно-развивающая и профилактическая работа ребенок педагог родитель

Дезадаптация учебная социальная первичные трудности в учебе пробелы в знаниях отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам неуспеваемость частичная или общая отказ от учебной деятельности первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами смысловые барьеры эпизодические конфликты систематические конфликты разрыв личностно-значимых для него отношений

КРИТЕРИИ 4-а5-а4-б5-б4-в5-в на « 5 » нет 2 - 9% Турупаева Е. Чиркова А. 1 – 4% Кокарев А. 3 – 13% Засецкая П. Касаткина Ю. Кокарев А. 3 – 12% Коканова Е. Едалова О. Кузнецова Ю. 2 – 9% Едалова О. Кузнецова Ю. на « 4 » и « 5 » 11 – 52%11- 50%11 – 46%10 – 43%10 – 40%9 – 39% с одной « 3 » с « 2 » нет успеваемос ть 100% качество 52%59%50%57%52%49% Качество и успеваемость обучения (сравнительная таблица итоговых оценок за 4 класс и оценок за 1 четверть в 5 классе)

Качество знаний по предметам

4 класс5 класс «2» - до 80 слов (ниже нормы) «3» - 81 – 89 слов«3» - до 93 слов «4» - 90 – 95 слов«4» - 94 – 104 слова «5» - выше 95 слов«5» - выше 105 слов Проверка техники чтения

Анализ техники чтения в 5-а классе темп: норма – 4 (20%) ниже нормы – 8 (40%) выше нормы – 8 (40%) осознанность: 5 б. – 6 (30%) 4 б. – 8 (40%) 3 б. – 6 (30%) Темп чтения ОСОЗНАННОСТЬ (В БАЛЛАХ) * 130* 80* 101* 81* 94* 91* 58* 35* 84* 123* 43* 127* 106* 74* 110* 132* 100* 196* 114*

Анализ техники чтения 5-б класс темп: норма – 3 (15%) ниже нормы – 7 (35%) выше нормы – 10 (50%) осознанность: 5 б. – 7 (35%) 4 б. – 7 (35%) 3 б. – 6 (30%) Темп чтения ОСОЗНАННОСТЬ (В БАЛЛАХ) * 77* 105* 94* 110* 109* 89* 116* 123* 92* 123* 130* 60* 89* 69* 75* 104* * 121* 110*

Анализ техники чтения 5-в класс темп: ниже нормы – 12 (60%) выше нормы – 8 (40%) осознанность: 5 б. – 8 (40%) 4 б. – 7 (35%) 3 б. – 5 (25%) Темп чтения ОСОЗНАННОСТЬ (В БАЛЛАХ) * 92* 62* 71* 83* 111* 63* 56* 118* * 116* 56* 110* 73* 78* 52* 106* 41* 124* 110*

Сравнительная характеристика результатов темпа техники чтении в процентах

Цели анкетирования обучающихся: -выявление наиболее актуальных для детей трудностей с целью дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи; -изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения; - изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.

Опросник «Чувства в школе» 5-а класс (20 обучающихся)

Опросник «Чувства в школе» 5-б класс (21 обучающийся)

Опросник «Чувства в школе» 5-в класса (16 обучающихся)

Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью ВопросДаНе всегдаНет 5а5б5в5а5б5в5а5б5в 1 Я иду в школу с радостью В школе у меня обычно хорошее настроение У нас хороший классный руководитель У меня есть любимые школьные предметы Я привык к новым учителям В начальной школе было лучше На летних каникулах я скучал по школе

Утром я просыпаюсь с мыслью: «Ура! Сегодня будет…» (5-а – 18 обучающихся, 5-б – 23, 5-в - 19)

По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности? (5-а – 18 обучающихся, 5-б – 23, 5-в - 19)

Какие ты испытываешь трудности в учебе? (5-абв - 60 обучающихся) Не знаю, как учить параграф - 1 Не могу организовать себя на уроке - 4 Очень устаю в школе, не остается времени и сил на выполнение домашнего здания - 17 Вопросы учителя слишком трудные - 2 Не успеваю осваивать новый материал на уроке - 7 Очень высокие требования учителя - 1 Испытываю большие трудности в пересказе параграфа - 8 Не понимаю объяснение учителем нового материала - 1 Учитель больше спрашивает, чем объясняет - 1 Не успеваю запомнить новый материал - 6 Сразу после объяснения учитель спрашивает - 4 Не привык к учителю - 4 У меня нет трудностей в учебе - 18

Я не могу учиться лучше, так как… (5-абв - 60 обучающихся) У меня есть более интересные дела - 2 В школе меня часто ругают - 1 Нет сил на выполнение домашнего задания - 7 Дома мне мешают делать уроки - 5 Мне трудно усвоить учебный материал - 8 Я не успеваю за классом - 1 Очень скучные уроки учителя - 3 Я учусь в меру своих сил - 41

Рекомендации родителям Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.