Русский язык 5 класс Сочинение-описание картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» Макеева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6 «Русская школа» Г.Минусинск.
Иван Трофимович Хруцкой Иван Трофимович Хруцкой
О художнике. Родился в семье священника в городе Витебске. Родился в семье священника в городе Витебске. Закончил Академию художеств в Москве. Закончил Академию художеств в Москве. Вошел в историю живописи как мастер натюрмортов. Вошел в историю живописи как мастер натюрмортов.
Натюрморт (от французского «мертвая природа») Вопросы для беседы. Что художники изображают на своих полотнах, создавая натюрморт? Что художники изображают на своих полотнах, создавая натюрморт? Какие натюрморты вы знаете в истории живописи? Какие натюрморты вы знаете в истории живописи? Какие вы рисовали натюрморты на уроках рисования? Какие вы рисовали натюрморты на уроках рисования?
Натюрморты Хруцкого «Натюрморт со стаканом» « Натюрморт « Натюрморт с лимоном» с лимоном»
«Натюрморт с птичкой» «Ваза с цветами» «Ваза с цветами»
«ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ» 1839
За эту картину художник получил Большую серебряную медаль За эту картину художник получил Большую серебряную медаль «За написание с натуры плодов и фруктов» «За написание с натуры плодов и фруктов»
Цветы на картине Пионы; Пионы; Роза; Роза; Нарцисс; Нарцисс; Гиацинты; Гиацинты; Ирис; Ирис; Васильки; Васильки; Колосья. Колосья.
Цветы в природе
Все цветы сравниваются с чертами человеческого характера 1. Пионы - твердость, уверенность; 2.Роза – гордость, красота; 3.Нарцисс- себялюбие; 4.Гиацинты- спокойствие и кротость; 5.Ирис- нежность; 6.Васильки- добродушие; 7.Колосья пшеницы- простота.
Плоды Персики, лимоны Персики, лимоны Груши, тыква, яблоки Груши, тыква, яблоки виноград виноград
Предметы : Стакан с водой (долька лимона); Стакан с водой (долька лимона); Ящик ( с персиками); Ящик ( с персиками); Ваза с цветами. Ваза с цветами.
Требование к творческой работе Тип речи – описание; Тип речи – описание; Жанр – сочинение; Жанр – сочинение; Стиль- художественный.
Описание картины (искусствовед Д.Н.Лебедева). Сочные, аппетитные, нежные плоды…Душистые, хрупкие, благоухающие цветы…Все это великолепно удалось художнику И.Хруцкому. На необычной картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды. Великолепный кувшин, стакан с долькой лимона, плетеный короб, заполненный персиками – все эти предметы гармонично вписаны в замысел автора картины, составляя «усладу для глаз» Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды. Великолепный кувшин, стакан с долькой лимона, плетеный короб, заполненный персиками – все эти предметы гармонично вписаны в замысел автора картины, составляя «усладу для глаз»
План сочинения I Несколько слов о художнике И.Хруцком. 2 Описание картины - цветы; - цветы; - плоды; - предметы. 3 Ваше мнение о картине.
Лексика для сочинения: Описание цвета: бледно-розовый, светло-желтый, ярко-красный, нежно- голубой, желтоватый, золотистый. Описание цвета: бледно-розовый, светло-желтый, ярко-красный, нежно- голубой, желтоватый, золотистый. Эпитеты: грациозный, хрупкий, «мохнатый», стройный, сочный, оригинальный, нежный, аппетитный. Эпитеты: грациозный, хрупкий, «мохнатый», стройный, сочный, оригинальный, нежный, аппетитный. Специальные слова: композиция, холст, столешница, орнамент. Специальные слова: композиция, холст, столешница, орнамент.
Литература Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской.- Волгоград., 2005г. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской.- Волгоград., 2005г. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- Москва., 2004г. Москва., 2004г. Хруцкой И: Альбом.- Москва., Хруцкой И: Альбом.- Москва., 2000.