СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ( БИОЛОГИЯ). УЧЕБНИК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Медникова Л. А., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Выполнил (а): учитель МОУ СОШ … г. Выкса Ф.И.О. ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ /201 2 учебный год 1.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Образовательные стандарты нового поколения ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ © Патрина Е.А., 2009 г.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ( БИОЛОГИЯ). УЧЕБНИК

Современный учебник биологии. 1. Учебник – понятие. История учебника 2. Функции учебника 3. Содержание образования и учебник 4. Модель учебника биологии

История учебника начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве учебных книг

Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.) служили учебником геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», и др.), комментированные труды философов и др.

Роль и значение учебника как массового средства обучения, реализующего основные принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) стал образцом для создателей учебников в течение многих лет

Введение новых учебных планов, отказ от единообразия, переход к вариативному обучению, применение более совершенных методов, форм организации и средств обучения - все это требует создания учебников нового типа. Современный учебник по биологии должен придерживаться основных норм и требований стандарта и в структуре, и в содержании, и в методическом плане.

Ранее в дидактике господствовали установки на сообщение учащимся известных знаний, а деятельность учащихся при этом сводилась к восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению заученного материала, что и было отражено в учебниках. В методическом аппарате господствовали вопросы, требующие от учеников простого воспроизведения текста, не побуждающие к самостоятельному творческому поиску.

Теперь учебник является компонентом процесса обучения, способствующим развитию самостоятельной деятельности учащихся. Он применяется не только для закрепления полученных знаний, но и в большей степени служит непосредственным источником знаний, которыми учащиеся должны овладевать самостоятельно. В связи с этим, учебник должен способствовать: получению информации; стимуляции и мотивации учебных действий; самообразованию и т.п.

В психолого-педагогических исследованиях по проблеме учебников называется от 15-ти до 25- ти функций учебника. Одной из основных функций учебника является помощь учителю в: -представлении конкретного содержания материала, обозначенного в стандарте и программах по биологии, -установление взаимосвязи между основными понятиями, выявление последовательности и глубины раскрытия содержания, -определение примерной дозировки материала на урок

Педагогические функции учебника(Д.Д. Зуев ): Трансформационная предполагает наличие в учебнике объема знаний, преобразованных с учетом: дидактических требований, связи обучения с жизнью, с практикой, а также возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации их эмоциональной сферы.

Систематизирующая обеспечивает строгую последовательность учебного материала, способствует овладению приемами научной систематизации. Закрепления и самоконтроля помогает учащимся самостоятельно восполнить пробелы в знаниях, прочно усваивать обязательный учебный материал.

Самообразования помогает формировать у учащихся желание и умение самостоятельно приобретать (добывать) знания, развивать у них потребность в познании. Интегрирующая учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные учащимися в различных видах деятельности из различных источников знаний.

Координирующая способствует наиболее эффективному, функционально точному использованию всех средств обучения, а также усвоению дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации.

Воспитательная содействует активному формированию важнейших черт гармонично развитой личности: патриотизма, гражданского долга и т.д. В воспитательной функции, как в фокусе, наиболее ярко и полно сосредоточивается специфика современного учебника, хотя совершенно очевидно, что при этом каждая из перечисленных функций несет определенную воспитательную нагрузку.

Очевидно также и то, что педагогические функции должны выступать в каждом учебнике в единстве, в комплексе

В педагогических функциях школьного учебника наиболее полно и последовательно реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения.

Учебник - это учебная книга, содержащая систематическое изложение определенного объема знаний (в соответствии со стандартом), отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися [Зверев Д.Д.].

С одной стороны, учебник является для подавляющей массы учащихся важнейшим источником знаний, носителем содержания образования. В учебнике формулируются и раскрываются как фундаментальные научные понятия, обусловленные школьной программой, так и виды познавательной деятельности, определяется объем знаний, предназначенных для изучения в школе.

С другой стороны, учебник (учебная книга) является важнейшим средством обучения. И как средство обучения он призван помочь учащемуся усвоить основы наук, объем которых обусловлен школьной программой, выработать в процессе учения навыки самостоятельного творческого мышления, умение ориентироваться в предмете, искать и находить необходимую информацию. Именно в качестве средства обучения выступает учебник как «...методическое пособие для учителя», «как ядро... учебного процесса»

Являясь средством обучения, учебник обладает вполне определенной материальной книжной формой, которая в значительно большей степени, чем в любой другой книге, связана с содержанием, с процессом усвоения этого содержания, результатом усвоения.

Эта форма, выраженная в сложной структуре школьного учебника, каждый компонент которого должен нести свою, ему присущую функциональную нагрузку, предъявляет специфические требования к конструкторам учебника:

требования к конструкторам учебника (ведущему редактору, художнику, техническому и художественному редакторам, призванным реализовать содержательные идеи в конкретной книге, системе книг, в общей системе средств обучения): Издательства обязаны соблюдать санитарные и полиграфические требования к оформлению учебника

Основным критерием оценки учебника является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также Государственному образовательному стандарту

Рассмотрим каждый из элементов содержания, способы их усвоения, способы их сочетания и формы воплощения в учебнике, чтобы стали ясны практические выводы о составных элементах учебника и способах их выражения в нем

Первым элементом содержания образования являются знания, которым в учебнике больше всего уделяется внимания. При всем том, что знания неоднородны по своему характеру и могут быть подразделены на разные группы, общее для их усвоения состоит в том, что должно быть организовано восприятие и осмысление информации, присваиваемой обучаемым и становящейся его знаниями.

Процессу восприятия, осмысления и фиксации в памяти знаний обучаемого сопутствуют разные средства словесные, наглядные, практические. Следовательно, знания в учебнике могут быть переданы словесным текстом и разного рода наглядными средствами (картины, схемы, графики и т. д.), но во всех случаях они составляют его информационную часть. Поэтому собственно текстовая часть не сводится к словесной информации, но включает и наглядную информацию и информацию во внетекстовой части.

Второй элемент содержания опыт осуществления способов деятельности. реализуется путем воспроизведения этих способов, переходящих в умения и навыки. При всех возможных различиях между группами умений они могут быть описаны в виде систем действий, поддающихся воспроизведению. Само описание этих систем входит в информационную часть учебника, а организация их усвоения реализуется в форме вопросов, заданий; упражнений и т. д., требующих.воспроизведения.

Третий элемент учебника обусловлен третьей целью обучения воспитанием творческих возможностей учащихся. Усвоение готовых знаний, как и формирование навыков и умений по образцу, не обеспечивает развитие творческих потенций. проблемные задания развивают творческие способности

Четвертый элемент учебника соответствует четвертой цели обучения приобретению опыта эмоционального отношения к действительности. Этой цели отвечает особый вид содержания система норм отношения к миру, к деятельности, к людям словом, система ценностных ориентиров. Он характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом, эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вместе с тем важно помнить, что эмоции, чувства всегда обращены на какое-то содержание, они всегда в этом смысле предметны.

Предметным содержанием для них являются все три предшествующих элемента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности.

Реализация целей обучения (компонентов содержания образования) в учебнике биологии Компоненты содержания образования Реализация элементов в учебнике Информационный (знания)Тексты Репродуктивный (умения)Задания по лабораторным работам Задания, упражнения, требующие воспроизведения Творческий (опыт творческой деятельности) Решение проблемных задач, оригинальное решение задач Эмоционально-ценностный (опыт эмоционально- ценностного отношения к действительности) Яркие примеры, рассказы, дополняющие текст

компоненты учебника биологии : ТЕКСТЫ: основной (ведущий), дополнительный (документальный, хрестоматийный материал, необязательный), пояснительный (примечания, словари, алфавит); НЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ: аппарат организации усвоения (вопросы, задания, таблицы, библиография), иллюстрации, аппарат ориентировки (введение, оглавление).

МОДЕЛЬ ТИПОЛОГИЗИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ. схема

1. Сделайте вывод о соответствии учебника содержанию авторской программе. 2. Проанализируйте аппарат ориентировки, дайте оценку статье как пользоваться учебником, оглавлению, шрифтовым и цветовым выделениям, символам, библиографии, колонтитулу, укажите на наличие рубрик и их периодичность План анализа учебника биологии

3. Проанализируйте основные, дополнительные и пояснительные тексты учебника. 4. Достоинства и недостатки учебника в формировании понятий. 5. Оцените иллюстративный материал (схемы, сюжетные рисунки, диаграммы, графики, инструктивные рисунки). Его педагогическую направленность и целесообразность: дополняет ли текст, заменяет ли изложение материала, иллюстрирует ли изложение материала.

6. Охарактеризуйте аппарат организации усвоения учебного материала, отметьте соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов, специфику заданий. 7. Как в учебнике воплощаются компоненты содержания образования (информационный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный)? 8. В чем вы видите основные недостатки и достоинства данного учебника?

Спасибо за внимание!