СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ( БИОЛОГИЯ). УЧЕБНИК
Современный учебник биологии. 1. Учебник – понятие. История учебника 2. Функции учебника 3. Содержание образования и учебник 4. Модель учебника биологии
История учебника начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные таблички с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве учебных книг
Так, «Начала» Евклида (ок. 300 до н. э.) служили учебником геометрии много веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», и др.), комментированные труды философов и др.
Роль и значение учебника как массового средства обучения, реализующего основные принципы дидактики, обосновал Я. А. Каменский. Созданный им учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) стал образцом для создателей учебников в течение многих лет
Введение новых учебных планов, отказ от единообразия, переход к вариативному обучению, применение более совершенных методов, форм организации и средств обучения - все это требует создания учебников нового типа. Современный учебник по биологии должен придерживаться основных норм и требований стандарта и в структуре, и в содержании, и в методическом плане.
Ранее в дидактике господствовали установки на сообщение учащимся известных знаний, а деятельность учащихся при этом сводилась к восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению заученного материала, что и было отражено в учебниках. В методическом аппарате господствовали вопросы, требующие от учеников простого воспроизведения текста, не побуждающие к самостоятельному творческому поиску.
Теперь учебник является компонентом процесса обучения, способствующим развитию самостоятельной деятельности учащихся. Он применяется не только для закрепления полученных знаний, но и в большей степени служит непосредственным источником знаний, которыми учащиеся должны овладевать самостоятельно. В связи с этим, учебник должен способствовать: получению информации; стимуляции и мотивации учебных действий; самообразованию и т.п.
В психолого-педагогических исследованиях по проблеме учебников называется от 15-ти до 25- ти функций учебника. Одной из основных функций учебника является помощь учителю в: -представлении конкретного содержания материала, обозначенного в стандарте и программах по биологии, -установление взаимосвязи между основными понятиями, выявление последовательности и глубины раскрытия содержания, -определение примерной дозировки материала на урок
Педагогические функции учебника(Д.Д. Зуев ): Трансформационная предполагает наличие в учебнике объема знаний, преобразованных с учетом: дидактических требований, связи обучения с жизнью, с практикой, а также возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации их эмоциональной сферы.
Систематизирующая обеспечивает строгую последовательность учебного материала, способствует овладению приемами научной систематизации. Закрепления и самоконтроля помогает учащимся самостоятельно восполнить пробелы в знаниях, прочно усваивать обязательный учебный материал.
Самообразования помогает формировать у учащихся желание и умение самостоятельно приобретать (добывать) знания, развивать у них потребность в познании. Интегрирующая учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные учащимися в различных видах деятельности из различных источников знаний.
Координирующая способствует наиболее эффективному, функционально точному использованию всех средств обучения, а также усвоению дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации.
Воспитательная содействует активному формированию важнейших черт гармонично развитой личности: патриотизма, гражданского долга и т.д. В воспитательной функции, как в фокусе, наиболее ярко и полно сосредоточивается специфика современного учебника, хотя совершенно очевидно, что при этом каждая из перечисленных функций несет определенную воспитательную нагрузку.
Очевидно также и то, что педагогические функции должны выступать в каждом учебнике в единстве, в комплексе
В педагогических функциях школьного учебника наиболее полно и последовательно реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения.
Учебник - это учебная книга, содержащая систематическое изложение определенного объема знаний (в соответствии со стандартом), отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися [Зверев Д.Д.].
С одной стороны, учебник является для подавляющей массы учащихся важнейшим источником знаний, носителем содержания образования. В учебнике формулируются и раскрываются как фундаментальные научные понятия, обусловленные школьной программой, так и виды познавательной деятельности, определяется объем знаний, предназначенных для изучения в школе.
С другой стороны, учебник (учебная книга) является важнейшим средством обучения. И как средство обучения он призван помочь учащемуся усвоить основы наук, объем которых обусловлен школьной программой, выработать в процессе учения навыки самостоятельного творческого мышления, умение ориентироваться в предмете, искать и находить необходимую информацию. Именно в качестве средства обучения выступает учебник как «...методическое пособие для учителя», «как ядро... учебного процесса»
Являясь средством обучения, учебник обладает вполне определенной материальной книжной формой, которая в значительно большей степени, чем в любой другой книге, связана с содержанием, с процессом усвоения этого содержания, результатом усвоения.
Эта форма, выраженная в сложной структуре школьного учебника, каждый компонент которого должен нести свою, ему присущую функциональную нагрузку, предъявляет специфические требования к конструкторам учебника:
требования к конструкторам учебника (ведущему редактору, художнику, техническому и художественному редакторам, призванным реализовать содержательные идеи в конкретной книге, системе книг, в общей системе средств обучения): Издательства обязаны соблюдать санитарные и полиграфические требования к оформлению учебника
Основным критерием оценки учебника является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также Государственному образовательному стандарту
Рассмотрим каждый из элементов содержания, способы их усвоения, способы их сочетания и формы воплощения в учебнике, чтобы стали ясны практические выводы о составных элементах учебника и способах их выражения в нем
Первым элементом содержания образования являются знания, которым в учебнике больше всего уделяется внимания. При всем том, что знания неоднородны по своему характеру и могут быть подразделены на разные группы, общее для их усвоения состоит в том, что должно быть организовано восприятие и осмысление информации, присваиваемой обучаемым и становящейся его знаниями.
Процессу восприятия, осмысления и фиксации в памяти знаний обучаемого сопутствуют разные средства словесные, наглядные, практические. Следовательно, знания в учебнике могут быть переданы словесным текстом и разного рода наглядными средствами (картины, схемы, графики и т. д.), но во всех случаях они составляют его информационную часть. Поэтому собственно текстовая часть не сводится к словесной информации, но включает и наглядную информацию и информацию во внетекстовой части.
Второй элемент содержания опыт осуществления способов деятельности. реализуется путем воспроизведения этих способов, переходящих в умения и навыки. При всех возможных различиях между группами умений они могут быть описаны в виде систем действий, поддающихся воспроизведению. Само описание этих систем входит в информационную часть учебника, а организация их усвоения реализуется в форме вопросов, заданий; упражнений и т. д., требующих.воспроизведения.
Третий элемент учебника обусловлен третьей целью обучения воспитанием творческих возможностей учащихся. Усвоение готовых знаний, как и формирование навыков и умений по образцу, не обеспечивает развитие творческих потенций. проблемные задания развивают творческие способности
Четвертый элемент учебника соответствует четвертой цели обучения приобретению опыта эмоционального отношения к действительности. Этой цели отвечает особый вид содержания система норм отношения к миру, к деятельности, к людям словом, система ценностных ориентиров. Он характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного обществом, эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Вместе с тем важно помнить, что эмоции, чувства всегда обращены на какое-то содержание, они всегда в этом смысле предметны.
Предметным содержанием для них являются все три предшествующих элемента: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности.
Реализация целей обучения (компонентов содержания образования) в учебнике биологии Компоненты содержания образования Реализация элементов в учебнике Информационный (знания)Тексты Репродуктивный (умения)Задания по лабораторным работам Задания, упражнения, требующие воспроизведения Творческий (опыт творческой деятельности) Решение проблемных задач, оригинальное решение задач Эмоционально-ценностный (опыт эмоционально- ценностного отношения к действительности) Яркие примеры, рассказы, дополняющие текст
компоненты учебника биологии : ТЕКСТЫ: основной (ведущий), дополнительный (документальный, хрестоматийный материал, необязательный), пояснительный (примечания, словари, алфавит); НЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ: аппарат организации усвоения (вопросы, задания, таблицы, библиография), иллюстрации, аппарат ориентировки (введение, оглавление).
МОДЕЛЬ ТИПОЛОГИЗИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ. схема
1. Сделайте вывод о соответствии учебника содержанию авторской программе. 2. Проанализируйте аппарат ориентировки, дайте оценку статье как пользоваться учебником, оглавлению, шрифтовым и цветовым выделениям, символам, библиографии, колонтитулу, укажите на наличие рубрик и их периодичность План анализа учебника биологии
3. Проанализируйте основные, дополнительные и пояснительные тексты учебника. 4. Достоинства и недостатки учебника в формировании понятий. 5. Оцените иллюстративный материал (схемы, сюжетные рисунки, диаграммы, графики, инструктивные рисунки). Его педагогическую направленность и целесообразность: дополняет ли текст, заменяет ли изложение материала, иллюстрирует ли изложение материала.
6. Охарактеризуйте аппарат организации усвоения учебного материала, отметьте соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов, специфику заданий. 7. Как в учебнике воплощаются компоненты содержания образования (информационный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный)? 8. В чем вы видите основные недостатки и достоинства данного учебника?
Спасибо за внимание!