Аддиктивное поведение - (от англ. addiction склонность, пагубная привычка; лат. addictus рабски преданный) одна из форм деструктивного поведения, которая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Advertisements

ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Кафедра молодежной политики ГУО «Республиканский институт высшей школы»
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Повышение самооценки у младших школьников как одна из форм профилактики бродяжничества Составила: учитель начальных классов МБОУ средняя общеобразовательная.
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 «Психологический аспект профилактики употребления ПАВ подростками в образовательном.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
-Обеспечение психологического сопровождения в кризисные периоды возрастного развития : -В периоды адаптации к новым требованиям (при поступлении в детский.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Родительское собрание. Алкоголь и подросток. Цель Повешение уровня педагогических знаний родителей по вопросам профилактики подросткового алкоголизма.
Проблемы «трудных» детей, пути их предупреждения и решения.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Цель: профилактика наркомании, пропаганда здорового образа жизни, формирование у молодого поколения активной жизненой позиции.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Транксрипт:

Аддиктивное поведение - (от англ. addiction склонность, пагубная привычка; лат. addictus рабски преданный) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние; 2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; 3) сексуальные аддикции; 4) переедание и голодание; 5) «трудоголизм»; 6) длительное прослушивание музыки, 7) религия, сектантство, большой спорт; 8) манипулирование со своей психикой; 9) Чрезмерное увлечение литературой в стиле фэнтези, дамскими романами и т. д. Виды аддикций:

Аддикты плохо осознают качества своей личности, у них отсутствуют навыки самоанализа и умения описывать себя. Они отказываются продолжать деятельность при возникновении каких-либо трудностей. Низкий уровень уверенности в своих возможностях, боязнь неуспеха, нежелание пытаться преодолеть трудности. Отсутствие способности к эмпатии, недостаточность глубины эмоциональных отношений, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения. Отсутствие способности к эмпатии, недостаточность глубины эмоциональных отношений, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения. Неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состояниям внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; Неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состояниям внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; Поведение аддикта:

Индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям. Выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения и постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков. Выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения и постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков. Стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда. Избегание ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. Специфический юмор. Необязательность. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Повышенный эгоцентризм; Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту; Стремление к неизвестному, рискованному; Обостренная страсть к взрослению; Стремление к независимости и отрыву от семьи; Незрелость нравственных убеждений; Болезненное реагирование на события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность; Склонность преувеличивать степень сложности проблем; Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира; Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация); Низкая переносимость трудностей. Особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Этапы формирования аддикции. Начало – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре и др.) и фиксация в сознании этой связи. Следующий этап аддиктивного поведения - формирование определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта. На третьем этапе аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. Четвертый этап – полная доминация аддиктивного поведения. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения. Пятый этап - разрушение психики. Состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью, общим кризисом и духовным опустошением.

Рейтинг социально-психологических факторов, способствующих аддикциям. - несостоятельность в учебе; - жестокое обращение с подростком в семье; - невозможность удовлетворить завышенные притязания в отношении своего будущего; - постоянные конфликты между родителями; - эмоциональное отвержение со стороны матери; - «семейный крах», резко изменивший социальный статус подростка; - алкоголизм матери; - бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей и других членов семьи; - помещение в специальный интернат для трудных подростков; - отвержение со стороны сверстников из-за физического недостатка; - вынужденная разлука с лицом, к которому была сильная эмоциональная привязанность; - трагические события в семье; - раскрытие факта усыновления; - переживание собственной сексуальной неполноценности; - наличие наркоманов – членов семьи; - скука, безделье, незанятость.

Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста (МКБ 10). Аддикции представлены в двух блоках раздела о психических расстройствах МКБ-10: с F10 по F19 – химические зависимости, F60 – нехимичесие зависимости, в частности широкопризнанная аддикция патологическое влечение к азартным играм – F63.0. Патологическое влечение к поджогам - F63.1, к воровству - F63.2 и к поеданию волос - F63.3.

Непатологические формы поведения: 1. Микросоциальная запущенность. 2. Характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, эмансипации. 3. Побеги из дома. 4. Дромомания. 5. Реакции увлечения, компенсации и гиперкомпенсации. 6. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. 7. Малолетняя проституция.

Реабилитационные и лечебно- коррекционные мероприятия: педагогические,психофармакологические,психотерапевтические,психологические.

Реабилитационные программы: Семейные делают акцент на семейном неблагополучии, нарушениях детск-родительских отношений, наличии родственников-наркоманов или алкоголиков. Школьные формирование альтернативного здорового образа жизни, умении противостоять негативному влиянию сверстников-одноклассников. Уличные делают акцент на вредном влиянии безнадзорности детей, дворовых компаний. В них в сотрудничестве с милицией предлагается организовать свободное от школы время детей так, чтобы они были заняты под контролем взрослых. Кроме того, программы бывают общие (они проводятся со всей популяцией подростков) и специальные (они по показаниям проводятся с частью подростковой популяции).

Классификация факторов риска наркотизации в зависимости от уровня их проявления. Биофизиологический Биофизиологический Индивидуально-психологический Индивидуально-психологический Микросоциальный Микросоциальный Макросоциальный Макросоциальный

Биофизиологические факторы: Генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ. Отягощенная наследственность. Органические поражения головного мозга. Интеллектуальная недостаточность. Патология беременности, родов. Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста. Алкоголизм и/или наркомания у близких родственников. Хронические болезни печени с нарушением ее детоксицирующей функции;

Индивидуально-психологические: Низкая самооценка. Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей, внушаемость. Неспособность выразить чувства. Неспособность просить помощь. Низкая стрессоустойчивость. Высокая подверженность влиянию групповых норм. Повышенная тревожность, импульсивность, низкая переносимость фрустраций. Неспособность к продуктивному выходу в ситуациях затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей. Несформированность способов психологической защиты. Низкий самоконтроль. Недостаток самоуважения. Стойкие нарушения в эмоциональной сфере. Преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успехов. Деформированная система ценностей. Завышенная самооценка. Болезненная впечатлительность, обидчивость, повышенная конфликтность.

Микросоциальные факторы риска: Злоупотребление ПАВ в семье. Несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Дисфункциональные воспитательные стили. Воспитание одним родителем (в неполной семье). Наличие семейных конфликтов. Постоянная занятость родителей.

макросоциальные факторы риска. Доступность психоактивных веществ. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Изменение системы ценностей. Традиции общества, связанные с употреблением ПАВ. Мода на употребления психоактивных веществ. Лояльность закона по отношению к злоупотреблению ПАВ.

Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения. Антисоциальному поведению часто сопутствует синдром нарушения внимания с гиперактивностью. За антисоциальным поведением могут скрываться эмоциональные расстройства (например, депрессия). Информационно-просветительский этап. Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Консультация детского психиатра показана, если в основе антисоциального поведения лежат эмоциональные расстройства. Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

Тренинг по изменению ведущего мотива аддиктивной деятельности и заключается в следующем: 1) определить для подростка и разъяснить ему слабые и сильные стороны его личности; 2) соотнести поставленные им самим перед собой перспективные цели овладения той или иной профессией, тем или иным видом спорта (картинг, фото, стрельба и др.) и реальные возможности их достижения; 3) укрепить веру подростка в возможность достижения целей, но при этом наметить конкретные пути, по которым будет развиваться его деятельность; 4) ежедневно подросток должен анализировать свои результаты, задача при этом - подкрепить эффект, не замечая неудач; 5) объяснить подростку, что в достижении своей цели он должен полагаться только на себя, но не на врача, педагога, товарища по группе и т.д.; 6) внушить основное требование к подростку: отвечая за себя, он отвечает за эффективность.деятельности всех, - т.е. актуализировать переживание «чувства причастности».

БОС – это современный немедикаментозный метод совершенствования здоровых и коррекции нарушенных или неоптимально работающих функций организма, основанный на целенаправленной активизации резервных возможностей организма.

Повышение адаптационных возможностей и антистрессовая подготовка. Повышение адаптационных возможностей и антистрессовая подготовка. Обеспечение процесса психологической разгрузки. Обеспечение процесса психологической разгрузки. Коррекция эмоциональных нарушений. Коррекция эмоциональных нарушений. Профилактика вовлечения в потребление психоактивных веществ. Профилактика вовлечения в потребление психоактивных веществ. Реабилитация постстрессовых нарушений. Реабилитация постстрессовых нарушений. Формирование конструктивных поведенческих стратегий в реальных жизненных ситуациях. Формирование конструктивных поведенческих стратегий в реальных жизненных ситуациях. Сокращение сроков коррекции. Сокращение сроков коррекции. Применение БОС-технологий образовательном пространстве:

Психотехника - направление в психологии, разрабатывающее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач (самоорганизация, умение управлять собой, борьба с профессиональным утомлением и т. п.) Упражнения, которые помогают стать спокойнее. Уравновешенность, невозмутимость – они вообще полезны, а человеку, занятому умственным трудом, просто необходимы. Кроме того эти упражнения, дают такие навыки, которые позволяют лучше использовать свой нервно – психический резерв.

Режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха. Контроль информационных потоков. Контроль информационных потоков. Аэроионизация. Аэроионизация. Ультрафиолетовое облучение. Ультрафиолетовое облучение. Очистка организма. Очистка организма. Питание (нормализация работы желудочно- кишечного тракта). Питание (нормализация работы желудочно- кишечного тракта). Лечебная физкультура, дыхательная гимнастика. Массаж. Лечебная физкультура, дыхательная гимнастика. Массаж. Физиотерапия: электросон, магнитотерапия. Физиотерапия: электросон, магнитотерапия. Гидротерапия. Гидротерапия. Ароматерапия. Ароматерапия. Светотерапия. Светотерапия. Музыкотерапия. Музыкотерапия. Видеотерапия. Видеотерапия.

Витаминные препараты: Аэровит. Повышает физическую работоспособность, ускоряет восстановление организма после больших физических нагрузок. Аэровит. Повышает физическую работоспособность, ускоряет восстановление организма после больших физических нагрузок. Декамевит. Усиливает защитные функции организма, ускоряет течение восстановительных процессов, препятствует процессам старения организма. Декамевит. Усиливает защитные функции организма, ускоряет течение восстановительных процессов, препятствует процессам старения организма. Глутамевит. Ускоряет восстановительные процессы в период больших нагрузок, повышает физическую работоспособность. Витамин B15 (кальция пангамат) повышает устойчивость организма к гипоксии. Применяется для ускорения восстановления в период больших физических нагрузок, при явлениях перенапряжения миокарда. Витамин Е (токоферол-ацетат) обладает антигипоксическим действием, регулирует окислительные процессы. Витамин С (аскорбиновая кислота) является эффективным стимулятором окислительных процессов, повышает выносливость, ускоряет восстановление физической работоспособности. Дозировка: по 1 драже 2 раза в день в течение 2-3 недель. Дозировка: по 1 драже 2 раза в день в течение 2-3 недель.

Группа адаптогенов: Женьшень оказывает тонизирующее действие, стимулируют обмен веществ, препятствуют развитию усталости, повышает работоспособность. Экстракт элеутерококка обладает более сильным антитоксическим и радиозащитным, антигипоксическим и антистрессорным действием. Лимонник китайский является своеобразным биостимулятором, тонизируя ЦНС, сердечнососудистую и дыхательную системы, повышает устойчивость к гипоксии. Аралия маньчжурская. Используют для повышения физической и умственной работоспособности, для профилактики переутомления и при астенических состояниях. Золотой корень (радиола розовая). Оптимизирует восстановительные процессы в ЦНС, улучшает зрение и слух, повышает адаптивные возможности организма к действию экстремальных факторов, повышает работоспособность. Маралий корень (левзея софлоровидная). Применяют в качестве стимулирующего средства, при физическом и умственном утомлении. Пантокрин оказывает тонизирующее действие при переутомлении, возникновении астенических и неврастенических состояний, перенапряжении миокарда, гипотонии.

Общеукрепляющее лечение: апилак, лимонтар, биостимуляторы (алоэ, ФиБС), (циннаризин, кавинтон, трентал), настойка валерианы, боярышника. Антигельминтное лечение. Общеукрепляющее лечение: апилак, лимонтар, биостимуляторы (алоэ, ФиБС), (циннаризин, кавинтон, трентал), настойка валерианы, боярышника. Антигельминтное лечение. Ноотропные препараты (пирацетам, пиридитол, пантокальцин, аминолон, пантогам, фенибут, пикамилон, элькар) Ноотропные препараты (пирацетам, пиридитол, пантокальцин, аминолон, пантогам, фенибут, пикамилон, элькар) Стимуляторы: сиднокарб, семакс. Стимуляторы: сиднокарб, семакс.

Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Хочешь, чтобы тебя услышали? Шепни. Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться. Детей интересует вопрос: откуда все берется, взрослых - куда все девается. Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но твои руки останутся грязными. Счастье - это когда "хочу", "могу", и "должен" имеют одно содержание. Дом - это не то место, где ты живешь, а то, где тебя понимают. Скука измеряется в бесполезности человека самому себе.