Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Advertisements

«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.
Урок - дискуссия Методика проведения МОУ СОШ 36 г Тюмени Из опыта работы учителя истории и обществознания НАлимовой Л.В.
Санкт-Петербург Невский район ГОУ СОШ 20 Носыко Наталья Владимировна, Заведующая библиотекой.
Технология аксиологической групповой проблемной работы (Дискуссия) описание технологии: Поляков Сергей Данилович Технологии воспитания – М, 2002.
Проблематизация в воспитании. специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком.
Воспитание гражданско-правовой активности учащихся средствами урока Ирикбаева Гайни Уметовна учитель истории и обществознания Районный конкурс педагогических.
Метод дискуссии в преподавании истории и обществознания Презентацию подготовила учитель: Нигматулина Г.В.
1. Обзор проблемно - дискуссионных форм организации воспитательной работы. Д. В. Чернов, к. и. н., научный руководитель ЦДТ « Содружество ». 2. Дискуссионные.
Зайцева Т.Н. – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Борское Использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий на уроках.
Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. ( Китайская пословица ) Подготовила учитель Дорогинина С.О.
Дебаты формируют : умение формировать и отстаивать свою позицию; умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог;
Мастер – класс Технология « Развитие критического мышления»
Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
Дискуссионные методы Активного обучения: назначение, классификация, психологический механизм воздействия Дискуссионные методы – это вид методов активного.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Дебаты как средство воспитания коммуникативной компетенции. Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии,
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Д ИСКУССИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Районный обучающий семинар учителей музыки, МХК, ИЗО.
Цели и задачи профсоюзного кружка. Роль руководителя: умения и навыки. Планирование работы. Документация кружка.
Транксрипт:

Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Основные цели проведения дискуссии: выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению знаний, но и формирование мировоззрения школьников; воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

На уроке-дискуссии формируются такие ключевые компетенции как Информационная компетенция – учащиеся работают самостоятельно с дополнительной литературой; Учебно – познавательная компетенция – ученики учатся анализировать, рассуждать, делать выводы ; Коммуникативная компетенция – формируется умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов; развивается культура общения; Компетенция личностного самосовершенствования – учащиеся учатся критически относиться к мнению окружающих и своему, решать проблему.

Этапы дискуссии 1)введение в дискуссию; 2)обсуждение проблемы; 3)подведение итогов обсуждения.

Основные шаги при подготовке к дискуссии: 1.Выбор темы. 2.Объявление о дискуссии. 3.Подбор дополнительной литературы, справочных материалов, необходимых для подготовки к дискуссии. 4.Организуется самостоятельная работа для глубокого изучения вопроса, который будет обсуждаться.

Проведение дискуссии Этап 1-й, введение в дискуссию: формулирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.; установление регламента дискуссии и ее основных этапов; совместная выработка правил дискуссии; выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Правила ведения дискуссии СОВЕТЫ ВЕДУЩЕМУ 1. Нельзя критиковать людей только их позиции и мнения. 2. Цель дискуссии не в победе, а в поиске согласия. 3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение. 4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего. 5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться 6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения. 7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

Памятка участнику дискуссии 1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему. 3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения. 4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты. 5. Не забывай о четкой аргументации и логике. 6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов. 7. Говори ясно, точно, своими словами, не «по бумажке». 8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав. 9. Уважай мнение товарищей, не повышай голос, не прерывай выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств участников обсуждения. 10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Приемы введения в дискуссию : предъявление проблемной ситуации; демонстрация видеосюжета; демонстрация материалов (статей, документов); ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; постановка проблемных вопросов; альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Этап 2-й, обсуждение проблемы: обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом.

Обязанности ведущего: следить за соблюдением регламента; обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.); не допускать отклонений от темы дискуссии; предупреждать переход дискуссии в спор ради спора; следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта; стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли; парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного ; демонстрация непонимания - побуждение учеников повторить, уточнить суждение; «сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания;

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: «альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; «задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; «нет-стратегия» - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание.

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения : Делается краткое резюме, суммируются высказанные мнения, возможные пути решения обсуждаемой проблемы. Ставятся связанные с данной проблемой новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащихся. Учитель вместе с экспертами оценивает правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии; Оценивается вклад каждого в ход дискуссии, выставляются отметки.

Преимущества перед другими формами урока Дискуссия как форма демократического общения позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.