«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни». (А. П. Чехов)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 10 классе, Копейкина Анна.. До: 1 урок - Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. 2 урок - Замысел автора и история создания романа Ф.
Advertisements

ОШУРКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ СОШ 38 Самоанализ урока «Изобразительные возможности предложений.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Деталь, как художественный прием. В «маленькой трилогии» Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Сказки как вид народной прозы. Виды сказок, сказители. Копейкина Анна Геннадьевна, 5 РУСА-ОД Методическая разработка по сказкам 5 класс.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Учитель русского языка и литературы Султайкина О.А.
Идейно- художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРДЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ МБОУ школы 122 Красноглинского района, г.о Самара.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Антон Павлович Чехов Рассказ «Хамелеон» Подготовила учитель русского языка и литературы Султанян С.В.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
А.П. Чехов «Дама с собачкой». Слушаем и работаем с текстом Отметьте в вашем тексте эпизоды, не вошедшие в композицию. Отметьте в вашем тексте эпизоды,
Учебный проект по литературе. 1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную.
Транксрипт:

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни». (А. П. Чехов)

Методические указания: Тематика предыдущего урока: Тематика предыдущего урока: «Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Далее: Далее: Анализ сочинений по творчеству А.П.Чехова Домашнее задание к уроку: прочитать рассказы «Смерть чиновника», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» (возможна работа в группах)

Цели урока: образовательная: образовательная: дать определение «художественной детали», выявить особенности мастерства Чехова в его юмористических рассказах развивающая: развивающая: развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать воспитательная: воспитательная: воспитывать критическое мышление

Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный метод Эвристический метод (беседа)

Оборудование: тексты рассказов А.П.Чехова проектор, презентация

Слово учителя: Антон Павлович Чехов был и остается одним из неподражаемых мастеров художественного слова. Предметом исследования Чехова, как и многих других писателей, был внутренний мир человека, но в использовании художественных методов и приемов он достиг высот почти недостижимых. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика, научился в небольшом объеме отражать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому на первый план и выступает художественная деталь; именно они несут в произведениях Чехова большую смысловую нагрузку.

Художественная деталь (фр.detail «часть, подробность»)- особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно- эмоциональную нагрузку. (запись в тетрадь)

На основе изученного понятия учитель вместе с учениками анализирует рассказы Чехова, отыскивая и объясняя значение художественных деталей, используемых автором

Смерть чиновника Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека. (найти в тексте предложение-главную мысль текста)

«Дама с собачкой» Символом того душного мира, откуда Анна Сергеевна пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки бегства. Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с вульгарной лорнеткой в руках попытка бегства не удалась. (отыскать деталь-символ душевных переживаний Анны Сергеевны)

«Человек в футляре» Беликов не пытается изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, футляром, чтобы защититься. Отсюда и чехлы, и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. (объяснить употребление художественной детали, как она повлияла на завершение рассказа)

Два вида художественных деталей: детали повествовательные (указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера) детали описательные (изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент)

Итоги урока: Деталь может возникать в тексте одноразово, а может повторяться для усиления эффекта, в зависимости от замысла автора. Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. (учитель подводит учеников к самостоятельным выводам, корректирует; тезисы записывают в тетрадь)