Весенние прогулки с малышом
Прогулки весной, особенно в раннюю ее пору, нередко разочаровывают и ребенка, и взрослого. Причиной тому служат некоторые обстоятельства, изменить которые невозможно. Во-первых, как одевать ребенка на прогулку – угадаешь. С утора морозно, приходиться одевать тепло. Малыш, которого взрослый держит за руку, балансирует на ледяных накатах. Зато к обеду распогодится так, что в пору даже снимать с него верхнюю одежду. Ребенок тут же перегревается, начинает раздражаться. Во-вторых, малышу хочется свободно подвигаться на прогулке, но … Утром этому препятствует сплошные наледи, а ближе к обеду они превращаются в огромные лужи с крохотными островками суши. В таких условиях ребятишки только и слышат: «Не беги, здесь скользко!», «Перешагивай ручеек!», «Обойди лужу!», «Не лезь в воду!» и т.п. И ребенок, и взрослый находятся в постоянном напряжении и возвращаются с прогулки недовольные друг другом. Но без нее не обойтись, гулять нужно два раза в день. Есть ли выход из такой ситуации? Конечно, есть. Пока не установилась теплая сухая погода, лучше всего проводить прогулку в два захода. Утром по бодрящему холодку, одевшись, потеплей, можно пойти в ближайший парк или сквер, посетить соседний двор или просто пройтись по улице. Составьте маршрут таким образом, чтобы ко времени, когда солнце начнет пригревать основательно, вы были бы уже дома
Переоденьте ребенка. Он с удовольствием меняет шубу на куртку, меховую шапку – на вязаную. Решайте весте, оставить ли дома шарф, варежки. Ребенок может выпить воды (не давайте сок, фрукты!), посетить туалет. И далее прогулку проведите недалеко от дома. На солнышко уже высыпала ребятня от мала до велика. Только успевай включаться то в одно, то в другое интересное дело. Пусть ребенок выбирает сам. В весеннюю пору изменения в природе наиболее яркие. Проследите за ними вместе с ребенком: осмыслить происходящее самостоятельно маленькому человеку не под силу. Постарайтесь организовать прогулку таким образом, чтобы не подавлять детской самостоятельности, инициативности и в то же время учить понимать увиденное, отмечать красоту просыпающейся природы, бережно относиться к ней. Останавливайте внимание ребенка на интересных фактах, объясняйте их. Будите детскую мысль вопросами, рассуждениями, интересуйтесь его мнением. Ребенок сначала учится отвечать на вопросы взрослого, а пройдет немного времени – и сам начнет задавать их. Побуждайте малыша отмечать весенние изменения в природе всеми органами чувств: замечать что-то интересное, прислушиваться к новым звукам, вдыхать запахи пробуждающейся жизни, дотрагиваться до чего- либо (например, до сосульки) и обращать внимание на то, какая она (холодная, тяжелая) и т.д. Обогащайте детскую речь эпитетами, сравнениями. Читайте стихи, пойте.
Самостоятельная деятельность ребенка Вернулись домой с прогулки, переоделись в облегченную одежду, передохнули, взяли игрушки и опять пошли гулять. Ребенок начинает играть самостоятельно. Пускает кораблики, возит машинки, прыгает, рисует цветными мелками на асфальте, съезжает с горки, качается на качелях на детской площадке – один или с другими ребятами. На улице тепло, облегченная одежда не сковывает движений. Дети взяли на прогулку прыгалки, а как с ними играть? Взрослый натягивает их между деревьями на высоте 10см («Перешагивай!»), на высоте 50см («Подлезай!»). Без дела лежат мяч, обруч. Надо учить малышей правильно ловить мяч, играть с обручем. Учитывая, что земля еще не всюду подсохла, предлагайте детям игры, которые можно провести на небольшой площадке: «Жили у бабуси два веселых гуся», «Заинька, выйди в сад», «Каравай» и др. На асфальте мелом (на песке палочкой) нарисуйте круги – домики. Каждый раз предлагайте новый вариант игры: то птички улетают в гнездышки от дождя, то цыплята прячутся от собачки или мышки – от кошки и т.п. Игра проходит веселей, если в нее включаются старшие ребята. Малыши во всем подражают им.