Развитие творческих способностей детей на уроках музыки. Система Д.Б.Кабалевского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития. (Б. В.Асафьев)
Advertisements

Предмет « Музыка » ( со стр. 81). Выпускник научится : воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки должен иметь тематическое единство по любой программе, логику развития.
Формирование музыкальной культуры как части всей культуры.
Методические рекомендации О восприятии музыки на уроках искусства.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки Исанбаева Вероника Валерьевна учитель музыки МОУ «Башкирская гимназия»102.
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках музыки через развитие способности импровизации Учитель музыки МБОУ СОШ 4 Светлана Борисовна Ткаченко.
П РОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «М УЗЫКА » ( АВТОРЫ - С ЕРГЕЕВА Г.П., К РИТСКАЯ Е.Д., Ш МАГИНА Т.С.) ДЛЯ I–IV КЛАССОВ Исполнители: Тараньжина Е.А. Веретенникова.
Кружок « В мире музыкального творчества» Программа рассчитана на 4 года. Основа программы- формирование личности ученика во взаимодействии с нравственно-эстетическим.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Особенности работы с детьми с признаками музыкальной одаренности Музыкальная одаренность – это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого.
Учитель музыки Харькова Р.А.. Уроки музыки – уроки жизни!
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС_Доклад
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Цели диагностической работы: 1.Выявление особенностей развития детей,обучаемых по внедряемой комплексной программе развития и воспитания дошкольников.
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Транксрипт:

Развитие творческих способностей детей на уроках музыки. Система Д.Б.Кабалевского

Содержание Цели уроков Задачи уроков музыки Содержательные принципы построения уроков музыки как уроков творчества Музыкально-педагогическая диагностика

Цели уроков 1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала и на этой основе формирование эстетической культуры. 2. Оптимизация познавательной деятельности. 3. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными видами искусства – литературой, живописью, кино. 4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального и инструментального музицирования.

ЗАДАЧИ УРОКОВ МУЗЫКИ Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания. Воспитание эмоциональной культуры ребенка Осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность. Импровизация – это самая доступная форма самовыражения. Активизация способностей художественного обобщения. Развитие образного мышления, т.к. именно оно развивает понимание эстетической разноплановости окружающей действительности. Формирование основ художественных знаний как предпосылки для реализации собственного творческого опыта.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ КАК УРОКОВ ТВОРЧЕСТВА: Создание у детей целостного представления об искусстве. Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики). Целостность теоретической и практической деятельности детей. Тематическое построение уроков.

I УСТАНОВКА связана с познанием целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Синтезация различных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Тема мира и войны в произведениях П.Пикассо и С.Прокофьева», «Весна в произведениях П.Чайковского, С.Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского» ЗАДАНИЕ 2. Сравнение романсов различных композиторов, написанных на один и тот же текст. ЗАДАНИЕ 3. Сочинение мелодии и аккомпанемента к любому стихотворению. ЗАДАНИЕ 4. Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть ее эмоциональную общность.

II УСТАНОВКА Ориентирована на выявление связи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует несколько вариантов ее реализации: 1. ПЕРЕВОД ОБРАЗА ИЗ ОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЯДА В ДРУГОЙ. 2. ВЫРАБОТКА УМЕНИЙ СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ.

ПЕРЕВОД ОБРАЗА ИЗ ОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЯДА В ДРУГОЙ. ЗАДАНИЕ 1. Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи черт характера персонажа (например, какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество). ЗАДАНИЕ 2. Словесное рисование (например, как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство стиля, красочное и многогранное постижение художественного образа.

ВЫРАБОТКА УМЕНИЙ СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ. ЗАДАНИЕ 1. Сочинить песню любимого героя и спеть ее. ЗАДАНИЕ 2. Назвать песни, стихи, прозаические, живописные произведения о любви, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. ЗАДАНИЕ 3. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», «Какая у девочки из рассказа любимая песенка?» Свои ответы дети должны аргументировать.

МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Наблюдение; Наблюдение Анализ детского исполнительства; Анализ детского исполнительства Анализ детской творческой продуктивной деятельности; Анализ детской творческой продуктивной деятельности Опрос; Опрос Анкетирование. Анкетирование

Наблюдение Область применения Все виды детской музыкальной деятельности Результат Активность, интерес к занятиям, степень включенности в коллективное исполнительство

Анализ детского исполнительства Хоровое и сольное пение Игра на музыкальных инструментах Танец и пластическое движение Область применения Результат Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения звуков, мелодий, ритмических образцов Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения

Анализ детской творческой продуктивной деятельности Область применения Результат Творческая деятельность 1. Инструментальные и вокальные импровизации: ритмическая и мелодическая упорядоченность в противовес хаотичному нагромождению звуков. 2. Танцевально-пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа

Опрос Область применения Результат Музыкально-образовательная деятельность Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке

Анкетирование Область применения Результат Слушание музыки и ее анализ Широта, художественная ценность, жанровое разнообразие индивидуального и коллективного (классного) музыкального тезауруса (словаря).

Анализ собственной деятельности на уроках музыки Удалите значки примеров и замените их рабочими документами, как описано ниже: Выберите Объект из меню Вставка Установите переключатель Создать из файла Укажите имя файла в поле Файл Установите флажок Как значок Нажмите кнопку ОК Выделите значок Выберите Настройка действия из меню Показ слайдов Установите переключатель Действие и выберите Изменить Нажмите кнопку ОК Пластическое интонирование, импровизация. Умение слышать музыку и размышлять о музыке. К творчеству композитора и исполнителя присоединять творчество слушателя. Практика письменных работ, сочинения на музыкальные темы.

Заповеди педагога искусства. « Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!» Помни, «зорко одно лишь сердце!» Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми. Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения. Доверяй детям. Они знают и умеют больше, чем ты думаешь. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством. Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой. Центр урока – искусство! 2/3 урока отводи на его «звучание». Урок искусства – художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и не терпит статичности. Чувствуй интонацию урока, помни, что художественно- педагогическая импровизация – показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства. Будь профессионален во всем! Не забывай: ты педагог искусства, твой рабочий инструмент – слух, зрение, не допускай фальши ни в чем. Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай погрешности в терминологии.