Тема: «Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики через технологию контекстного обучения» (из опыта работы) МОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 2» с. Поспелиха
Образование – высшее Учебное заведение – Барнаульский государственный педагогический институт, год окончания г. Специальность – математика, информатика и вычислительная техника Квалификация – учитель математики, информатики и вычислительной техники Педагогический стаж – 14 лет Стаж в данном учебном заведении – 14 лет Квалификационная категория – первая Баздырева Софья Михайловна, учитель информатики МОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 2»
Адаптация в обществе УЧЕНИК ОБЩЕСТВО Требования общества Высокообразованность Конкурентоспособность Способность к сотрудничеству, сотворчеству Владение новыми технологиями Чувство ответственности за судьбу страны Потребность в саморазвитии
УЧЕНИКОБЩЕСТВО УЧИТЕЛЬ
Образование на всю жизнь Образование в течение всей жизни Обучение, ориентированное на запоминание материала Формирование мотивов самообразования, социальных мотивов, мотивов социального сотрудничества Цель: сформировать у учащихся мотивы учебно-познавательной деятельности
Активная деятельность мотивы познавательныесоциальные Технология контекстного обучения Усвоение общественного опыта
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности ? ! Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Наблюдай, сравнивай, предполагай, делай выводы
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Создание проблемных ситуаций Дано: а=5, в=7. Найти: Р. Дано: ? Найти: Р.
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности График погашения кредита сумма:5000руб 17%годовых датаосновная суммапроцентыитогоостаток ,00р ,67р.72,19р.488,86р.4 583,33р ,67р.59,77р.476,44р.4 166,66р ,67р.60,16р.476,83р.3 749,99р ,67р.52,40р.469,07р.3 333,32р ,67р.48,13р.464,80р.2 916,65р ,67р.40,75р.457,42р.2 499,98р ,67р.36,10р.452,77р.2 083,31р ,67р.30,08р.446,75р.1 666,64р ,67р.23,29р.439,96р.1 249,97р ,67р.18,05р.434,72р.833,30р ,67р.11,64р.428,31р.416,63р ,67р.6,02р.422,69р.0,00р. итого за весь период 5 458,61р.
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности Апелляция к жизненному опыту Что может произойти, если при покупке CD-диска не обратить внимание на системные требования?
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности Апелляция к жизненному опытуМежпредметные связи Решение квадратного уравнения
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности Апелляция к жизненному опытуМежпредметные связи Бинарный урок по информатике и английскому языку в 10 классе Тема: «Политическое устройство России. Технологии обработки текстовой информации» Преимущества бинарного урока Использование компьютера на уроке английского языка даёт: индивидуализацию обучения интенсификацию самостоятельной работы повышение познавательной активности и мотивации больший объем выполненных заданий Работа с английским текстом на уроке информатики дает: повышение мотивации изучения компьютерных технологий практическую направленность предмета
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности Апелляция к жизненному опытуМежпредметные связи Интегрированный урок по информатике и МХК в 10 классе «Проектирование парков»
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные задания Практическая направленность деятельности Апелляция к жизненному опытуПрофессиональная направленность - Дизайнер, фотограф, художник, мультипликатор, проектировщик, специалист по рекламе, архитектор - Представители таких профессий используют компьютер для обработки графики
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Практико-ориентированные заданияАпелляция к жизненному опыту Результаты районной олимпиады по информатике Участие в олимпиадах, конкурсах 2002 – 2003 уч.г. Чекалина Н.,11кл.II место 2003 – 2004 уч.г. Тринц И., 11 кл.I место 2004 – 2005 уч.г. Пенков Д., 11кл. Касимов Э.,10кл. Лапенков А.,10кл. I место II место 2005 – 2006 уч.г. Лапенков А., 11кл. Пойманов К., 11кл. Василенко Е., 10кл. Солдатова Н., 10кл. I место II место I место II место
Формирование внутренней познавательной мотивации Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности Участие в олимпиадах, конкурсах Создание проблемных ситуаций Практическая направленность деятельности Подготовка к конкурсу Участие в олимпиадах, конкурсах Межрегиональный Интернет-проект
Формирование внутренней познавательной мотивации Тема: Программирование Я не хочу быть программистом Создание на языке программирования тестирующей программы
Формирование социальной мотивации Проектная деятельность Ценностно- ориентированные проекты «Здоровый образ жизни» «Скажи Нет! вредным привычкам» «Спорт и здоровье» « Мы против наркотиков » «Спорт и здоровье»
Формирование социальной мотивации Проектная деятельность Социально- направленные проекты «Плюсы и минусы Поспелихи» «Проект школьного музея» «Привокзальная площадь Поспелихи» «Плюсы и минусы Поспелихи»
Формирование социальной мотивации Проектная деятельность Профессионально- направленные проекты «Выбор профессии» «Оформление кабинета физики» «Как заработать деньги» «Создание печатного издания» Как заработать деньгиГазета
Формирование социальной мотивации Проектная деятельность Общественно- значимые проекты Презентация «Устройство компьютера» Тестирующая программа «Свойства информации» Раздаточный материал для 1-го класса «Вычисли и раскрась» Словарь по английскому языку по теме «Здоровье» Интерактивный словарь по теме «Здоровье»
Формирование социальной мотивации Проектная деятельность Межпредметные проекты По информатике и английскому языку: «Автомобиль» «Телефон» «Атомная бомба» «Компьютер» «Телевизор» По информатике и МХК «Храмы Барнаула» «Мифы и легенды Алтая» «Барнаул-маленький Петербург» «Мадонны в творчестве Леонардо да Винчи»
Преимущества проектной деятельности Ученик - субъект обучения Удовлетворение потребности ребенка в самореализации Приобретение детьми коммуникативных навыков и умений, опыта публичных выступлений Практика решения нетрадиционных задач в нестандартных условиях Приобретение новых знаний путем самообразования Получение навыков целеполагания и рефлексии Воспитание ответственности, доброжелательности Дневник проекта Цель: Результат: SOS
Результативность обучения информатике и ИКТ Результаты успеваемости учащихся Качество знаний 2004 – 2005 уч.г.2005 – 2006 уч.г.2006 – 2007 уч.г. 10кл.11кл.10кл.11кл.9кл.11 кл. 89%96%95%94%96%97% Результаты итоговой аттестации учащихся Качество знаний 2004 – 2005 уч.г.2005 – 2006 уч.г.2006 – 2007 уч.г. 11кл. 9 кл. 100%95%100%81,8%
Литература 1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", с. 2.Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения.-М.:Знание, Гозман Т.М. Интеграция образовательного процесса: технологии. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, с. 4.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, с. (Психол. наука школе). 5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приложение к приказу Минобразования России от ) 6.Материалы сайта hapterinfo&chapter=35765&story=24964