Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Обучение изложению. Семинар 3 Трунцева Т.Н. март 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Advertisements

В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5 КЛАСС. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Подготовлен Калининой Анастасией 8 «В». Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Определение ПриложениеДополнение Обстоятельство.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.. Словарная работа. Помощ.. ник П о д ( ь, ъ ) з д ( не ) з д о р о в и т с я.
Главные и второстепенные члены предложения. подлежащее (Кто? Что?) Существительное, местоимение.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места. находить СПП с придаточными места в тексте, знать, на какие.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Актуализация знаний учащихся. Осенние дни. Осенние дни. Прощальные голоса. Прощальные голоса. В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. В золотые.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
Транксрипт:

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Обучение изложению. Семинар 3 Трунцева Т.Н. март 2008 г.

1.Подготовь таблицу, для того чтобы сделать запись во время первого чтения текста учителем.

Таблица - опора План-опора Глаголы- опоры Образные средства, фигуры и т.п.

2.В колонке «План опора» запиши: -слово или выражение - начало абзаца. Например: «Как-то раз», «Однажды летом», «Почему Волга…» и т.п. - словосочетанием то, о чем шла речь в первом абзаце текста. Например: «Однажды летом…» или «Как-то раз мы с друзьями…»

Цель такой записи ты запомнишь начало каждой красной строки и не допустишь нарушения логической связи микротем текста, его абзацев

3.В колонке «Глаголы-опора» запиши: глаголы и глагольные формы, составляющие основу предложения. Внимание! Не нужно записывать словосочетания, достаточно восстановить в памяти только глагол (глагольную форму): именно они «подскажут» развернутый контекст, содержание предложения в целом. Например: «Выглянуло, пошёл».

4. Разворачивая предложение 1 раз, восстанавливая его структуру и содержание, задавайте вопросы: задавайте вопросы: кто или что совершает действие кто или что совершает действие (выглянуло (что?) солнце, пошёл (что?) дождь). При первом восстановлении ваша запись будет такой: При первом восстановлении ваша запись будет такой: «Выглянуло солнце, пошёл дождь».

5.Восстанавливая содержание предложения 2 раз, задайте вопросы к глаголу-сказуемому: задайте вопросы к глаголу-сказуемому: где? зачем? почему? с кем? когда? и др. где? зачем? почему? с кем? когда? и др. (вопросы обстоятельств и дополнений). Например: Например: Выглянуло (когда?) неожиданно, выглянуло (откуда?) из-за туч и т.п. Выглянуло (когда?) неожиданно, выглянуло (откуда?) из-за туч и т.п.

6.Восстанавливая предложение 3 раз, задайте вопросы к существительному- подлежащему: какой? чей? какой? чей? (вопросы определений). (вопросы определений). Например: Например: Неожиданно выглянуло из-за туч осеннее солнце

7.Располагай запись глаголов одного предложения так: По вертикали: в колонке в соответствии с границами первого (второго и т.д. )абзацев. По горизонтали: -перечисляй глаголы одного предложения при помощи запятой (,) -перечисляй глаголы одного предложения при помощи запятой (,) -предложение закончилось – ставь точку(.) Например: Например: 1 предложение: «Выглянуло, пошёл» 2предложение: «Посыпался». 3 предложение: « Побежали, застучали, зашлепали, прекратился»

Так будет выглядеть запись в вашей таблице на этом этапе. План-опора (начало абзаца) Глаголы-опоры Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы. Однажды летним утром 1.Выглянуло, пошел. 2.Посыпался. 3.Побежали, застучали, зашлёпали, прекратился. 4.Заулыбались, защёлкали, растревожили.

8.В колонке «Образные средства, фигуры» в соответствии с первым абзацем текста изложения запишите: эпитеты, сравнения, метонимию эпитеты, сравнения, метонимию олицетворения, метафоры и др олицетворения, метафоры и др образные средства, образные средства, которые передают особенности языка художественной (публицистической, научно- популярной) прозы. которые передают особенности языка художественной (публицистической, научно- популярной) прозы. Например: Например: Серебряными каплями (эпитет). Серебряными каплями (эпитет).

Постарайтесь записывать образные средства так, чтобы чтобы расположение записи во второй колонке совпадало с расположением записи в третьей колонке. расположение записи во второй колонке совпадало с расположением записи в третьей колонке. Например: Например: Глаголу «застучали» соответствует эпитет «серебряными каплями».

Так будет выглядеть запись в вашей таблице на следующем этапе План-опора (начало абзаца) Глаголы-опоры Образные средства, термины и т.д. Однажды летним утром Побежали, застучали, зашлёпали, прекратился. серебряными каплями

9. -постарайтесь записать в третьей колонке термины, сопутствующие текстам публицистического стиля речи (географические, политические, экономические). Например: союз, сочинительная связь; ландшафт, масштаб, плоскогорье, низменность; президент, кворум, общественно-политический строй; финансы, заработная платы, дивиденды и др; -обратите внимание на необходимость записать даты, числа, имена собственные. Например: Древняя Греция, Юсуповский дворец, Поволжье, тысяча девятьсот семнадцатый год и др.

10. Восстановите текст на черновике, используя запись в таблице Подготовьтесь ко второму прослушиванию, чтобы дополнить запись

11.Чтобы не допустить повтора слов с одним и тем же значением: -подберите контекстуальные синонимы к местоимению «он» (она, оно…), обозначающему главного героя рассказа, текста, очерка).

Для этого нужно задать вопросы по тексту: Как зовут героя рассказа (текста, очерка)? Какова основная черта его характера, раскрываемая в данном отрывке? (недотёпа, хвастун, лежебока, отважный, смельчак, сорвиголова, герой т.д.) Каков род деятельности, занятий героя отрывка (путешественник, первооткрыватель, журналист, исследователь, ученый,)

Если это не человек, то кто это? Если это не человек, то кто это? животное, насекомое, пресмыкающееся, птица, водоплавающее, пернатое, собака, пёс, чудовище). животное, насекомое, пресмыкающееся, птица, водоплавающее, пернатое, собака, пёс, чудовище). используйте метонимию: солнце - огненное светило, Митя – отважный летчик-полярник и т.д. используйте метонимию: солнце - огненное светило, Митя – отважный летчик-полярник и т.д.

12.Помните, что предложения и абзацы должны связываться по смыслу и лексико-грамматически. по смыслу и лексико-грамматически. Поэтому: Поэтому: используйте(если это необходимо и возможно) в начале нового предложения используйте(если это необходимо и возможно) в начале нового предложения - слова начала, развития, завершения повествования (действия): затем, потом, однажды, когда-то, внезапно, неожиданно и т.п. - -слова рассуждения :во-первых, во- вторых, значит, наверное, например, итак, не случайно и др.