Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень. На что М. Волошин ответил: На что М. Волошин ответил: – Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала.
Advertisements

Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Поэзия М.Цветаевой. Подобные сравнения описывают героя с разных сторон и поэтому подразделяются на подгруппы: Cравнения, характеризующие целиком внешний.
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
«Поэтический образ дерева в лирике Сергея Есенина»
Выполнила ученица 5 класса Верхнеуринской средней школы Ванивская Ксения. Проект « Изобразительные средства языка в лирике Игнатия Дмитриевича Рождественского.»
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
Подготовил ученик 11 А класса Тарасов Алексей Родина в лирике С.Есенина.
А если о любви, то это как восход, А если о любви, то это как восход, Который обнажил, в полнеба полыхая, Который обнажил, в полнеба.
Афанасий Афанасьевич Фет ( ) Работу выполнили ученицы 10 класса: Елсукова Марианна и Бояршинова Татьяна.
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Б.Л. Пастернак «Сон» Восприятие. Истолкование. Оценка
Сравнение как средство выразительности речи(на основе произведений М.Ю.Лермонтова) Цель: Познакомиться со сравнениями и его разновидностями, способами.
140 лет со дня рождения И. А. Бунина г. Я родился полвека тому назад, в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе … Пустынные поля, одинокая.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя.
Анализ стихотворения «Я люблю тебя,жизнь» Выполнил Шаповалов Андрей Ученик 8 класса «В» МОУ СОШ р. п. Озинки» Учитель Родинова Т. В.
Структурные особенности сравнений. Полные сравнения Это сравнения, в которых не отсутствует ни один из компонентов структуры: А вы, безудержные дети,
Транксрипт:

Сравнения, характеризующие различные предметы в поэзии М.Цветаевой, очень разнообразны. Рассмотрим эти предметы и особенности их изображения в её лирике. Прежде всего это письменный стол, который становится свидетелем и соучастником рождения стихов каждого поэта. Он выступает в лирике М.И. Цветаевой как самый верный и надежный друг, который помогает ей творить и без которого немыслимо вообще творчество:

Также символичен в поэзии М.И Цветаевой образ дома. Он, как и стол, всегда олицетворяется и сравнивается с живым существом: ИЗ-ПОД НАХМУРЕННЫХ БРОВЕЙ ДОМ - БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ МЕНЯ ВСТРЕЧАЕТ: - ЗДРАВСТВУЙ, Я! Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню.

В лирике предметы часто сравниваются с абстрактными явлениями, например, со сном: КАК СОН РАСТАЯВШИЙ КАТОК. СТЕКЛА, ДРЕМУЧЕГО. КАК СОН. Среди сравнений этой группы в лирике много таких, предметом которых становится верхняя одежда: ПЛАЩ, ПРИХОТЛИВЫЙ КАК РУНО. ШАЛЬ – КАК ЩИТ. ПЛАЩ – ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ Но она определяет и положение героя в мире, отношения с окружающими людьми, его место и сущность в мире: ПЛАЩ – ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ ВЕЛИКОСВЕТСКИХ МОТЫЛЬКОВ.. Очень характерно для М.И. Цветаевой сравнение материи с водой, волнами: РУЧЬЕВ НИСПАДАЮЩИХ РЕЧЬ СПЛЕТАЛАСЬ ПРЕДИВНО С ПЛАЩОМ, НИСПАДАЮЩИМ С ПЛЕЧ ВОЛНОЙ НЕИЗБЫВНОЙ.

О дна из наиболее интересных групп – это сравнения, которые используются М.И Цветаевой в создании пейзажа: В НЕБЕ, КАК ЗАРЕВО, ВЕШНЯЯ ЗОРЬКА. ВОЛНЫ ПАСХАЛЬНОГО ЗВОНА Природа в изображении М.И Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами: ДЕРЕВЬЯ БРОСАЮТСЯ В ОКНА – КАК БРАТЬЯ – ПОЭТЫ – В РЕКУ Сравнения, употребленные для описания природы, всегда очень экспрессивны: ДВА ДЕРЕВА ХОДЯТ ДРУГ К ДРУГУ.. ТО, ЧТО ПОМЕНЬШЕ ТЯНЕТ РУКИ, КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят», «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются непоследовательно. Встречается и сравнение явлений природы с абстрактными понятиями: И КОГДА ОСЕННИЕ ЦВЕТЫ ЛЫНУТ К ЗЕМЛЕ, КАК ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД БЕЗ СМЕХА, Но намного чаще в этой группе встречаются сравнения, образом которых выступают бытовые реалии: И МЕСЯЦ МЕЖ СТЕБЛЕЙ ТРАВЫ МЕЛЬКНУЛ В ВОДЕ, КАК КРУГ ЭМАЛИ. Часто сравнения М.И Цветаевой употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов: ГОЛУБЫЕ, КАК НЕБО, ВОДЫ И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ. МАЛО ЛЕТ – ЧЕТЫРЕ ГОДА: ТЫ И Я – У МОСКВЫ – РЕКИ

Но даже и такой пейзаж всегда заметен и поражает своей лаконичностью и красочностью: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Интересно сравнение МОХ - ЧТО ЗЕЛЕНЫЙ МЕХ! Тем самым в данном сравнении подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.

Все сравнения, если прочитать его вслух, звучит как музыкальное заклинание, а ведь сама М.И Цветаева говорила: «Состояние творчества есть состояние наваждения». Пейзаж у М.И Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен: СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА – КАПЛЯ КАПНУЛА В ГЛАЗА. ТАМ, В НЕБЕСНОЙ ВЫШИНЕ КТО-ТО ПЛАЧЕТ ОБО МНЕ Никогда и ни у кого не встретишь такого описания дождя. Вернее, такого восприятия дождя. Здесь это не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово «дождь», это не дождь, а плач, и лирической героине, как посвященной в тайны бытия, известна и причина плача– о ней. В сравнении звучат мотивы избранничества - на такую глубину уходят рассуждения поэта о дожде.