Современная государственная политика в области образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в контексте идей непрерывного образования Общественное обсуждение законопроекта: понимание,
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в контексте идей непрерывного образования Общественное обсуждение законопроекта: понимание,
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Новая Федеральная целевая программа развития образования на гг.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Образовательные отношения в соответствии с Федеральном законом от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
Транксрипт:

Современная государственная политика в области образования

«В XXI веке в нашей стране необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии. Мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии полезные людям» «Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы» «Это вопрос выживания нашей страны в современном мире» «Измениться должны мы сами…»

Юридические документы, составляющие правовую основу деятельности образовательных учреждений периодически обновлялись, в среднем раз в лет. Правовые основы деятельности в сфере образования чрезвычайно динамичны, претерпевают неоднократные изменения за жизнь одного профессионального поколения и, тем самым, снижают свою роль как фактора, стабилизирующего образовательную систему.

Потребители образовательных услуг Динамичное изменение жизни Региональная политика Государственная политика ОУ

Изменения в государственной политике в области образования Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральная целевая программа развития образования Национальный приоритетный проект «Образование» ( ) Национальный приоритетный проект «Образование» Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Закон «Об образовании» (проект с 2011)

Основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике. Определяет стратегические цели образования, тесно увязывая их с проблемами развития российского общества, «Отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России».

Ожидаемые результаты реализации доктрины: в области качества образования: создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг; в области доступности образования: общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ) общеобразовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении образованием; развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства.

Конкурентоспособность – Комфортность Доступность – Индивидуальность Общественность - Открытость

Российское гражданское общество Наша новая школа Стратегические цели и задачи развития общества и государства Стратегия 2020 Педагогическое образование Новый Учитель Новый школьный стандарт Гражданин России

Инновационный, социально-ориентированный тип развития: экономика, основанная на знаниях высокая инновационная активность рост качества человеческого капитала и эффективности его использования ПРОЕКТ ФЦПРО «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы"

Главная цель : Новое качество жизни Основные направления развития человеческого капитала в условиях и нновационного, социально-ориентированного типа развития России Формирование российской идентичности Создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России Рост качества социальной среды, учитывающей национально-региональные уклады жизни Обеспечение условий развития каждого человека Повышение конкурентоспособности человеческого капитала

Партнерство основных институтов социализации Решение демографической проблемы, включая управление миграционными процессами Снижение уровня преступности Индивидуализированное непрерывное образование для всех Обеспечение эффективных условий развития компетентной, социально-ответственной личности

15 Основная цель российского образования Новая цель образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности

Качество образования Качества человека

Капитал - в экономике - один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. Современные экономисты различают: - физический капитал (производственный капитал); - природный капитал; - человеческий капитал. Под "человеческим капиталом" понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, так как могут служить источником будущих доходов и выгод (как денежных, так и психологических). Но это капитал особого рода, так как он воплощается в личности своего носителя и неотделим от нее.

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Расширение: инновационная экономика, ключевые компетенции, раскрытие творческого потенциала, патриотизм, нравственность.

Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Дошкольное образование – я люблю свою семью Начальная школа – я люблю свою школу Средняя школа – я люблю и умею учиться Старшая школа – я выбираю свой жизненный путь и хочу учиться дальше Профессиональное образование – я обеспечиваю себе и своей семье успешное будущее Послевузовское дополнительное профессиональное образование – я повышаю свою компетентность ради улучшения качества жизни

Национальная инновационная система (НИС) - современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Стратегия инновационного развития - стратегия, в соответствии с которой государство опирается на реализацию человеческого капитала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Экономика знаний - информационная экономика, основанная на знаниях. Человеческий капитал - часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это - знания, практические навыки, творческие способности людей, их моральные ценности, культура труда. Инвестиции в человеческий капитал – инвестиции, направленные на постоянное развитие и воспроизводство человеческого капитала. Инвестициями в человеческий капитал являются образование, накопление профессионального опыта, личных связей, сохранение и улучшение здоровья, мобильность, овладение массивами информации.

1. Инструменты социального развития программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценное общение на государственном языке при поступлении в первый класс поддержка семейного воспитания, семей с детьми до 3 лет поддержка одаренных детей и молодежи социализация лиц с ограниченными возможностями поддержка нуждающихся студентов: адресные стипендии, образовательное кредитование

2. Инновационность базового образования федеральные государственные образовательные стандарты: компетентностный подход нормативное подушевое финансирование на всех уровнях, новые организационно-правовые формы, фонды целевого капитала новая сеть, в том числе федеральные университеты, национальные исследовательские университеты уровневое образование, «прикладной бакалавриат», модульный подход, индивидуальные образовательные программы поддержка регионов, внедряющих современную модель образования

3. Непрерывное образование поддержка организаций, предлагающих качественные программы непрерывного образования квалификационные рамки и сертификация квалификаций развитие конкуренции на рынке электронных образовательных ресурсов на всех уровнях налоговое стимулирование, финансовые сертификаты связь образования и производства через системы сертификации квалификаций и т.п.

4. Оценка качества публичная отчетность образовательных учреждений объективная оценка индивидуальных достижений как основы перехода к следующему уровню образования участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования общественно-профессиональная аттестация и аккредитация системы оплаты труда в ориентации на качество

28 1. будет по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени 2. школы станут современными зданиями… 3. аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой 4. средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования 5. школы будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники будут местом семейного отдыха 6. самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школы, преобразованные в автономные учреждения

29 - нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы -механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций -Россия будет участвовать в международных сравнительных исследованиях, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах -мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей - отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы

Целевые показатели Участие населения в непрерывном образовании 11%27% Доля учреждений, перешедших на НСОТ, НПФ 10-30%90% Места Российской Федерации в рейтингах по результатам сопоставительных исследований Ниже среднегоВыше среднего Доля обучающихся в современных условиях 30%70%

2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы –введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.

Требования, которые сформулировала американская ассоциация промышленников: Правильный выбор оборудования и орудий (самостоятельный выбор); Организация и ведение документации и баз данных (систематизация самостоятельной деятельности); Распределение времени и денег (способность планировать самостоятельную деятельность); Общение с людьми с разным культурным опытом (создание условий для выполнения работы); Умение осваивать новые профессиональные умения (ответственность за достижение результата).

Три вида образования: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер

Автономность работы образовательных организаций; Непрерывный характер образования; Общественный контроль за качеством образования; Согласование целей образования и потребностей инновационной экономики; Интеграцию российского образования в мировое образовательное сообщество.

В законопроекте закрепляются современные новые формы реализации и освоения образовательных программ, образовательные технологии, формы и методы обучения: кредитно-модульная система организации образовательного процесса и система зачетных единиц (кредитов) (Гл.7, ст.64); сетевое взаимодействие образовательных организаций при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения обучающимся отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (Гл.7, ст.65); использование дистанционных и электронных образовательных технологий в образовательном процессе (Гл.7, ст.66); обучение по интегрированным образовательным программам (Гл.11, ст.98); Также впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования Гл.2, ст.22).

С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования, законопроектом устанавливается, что образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (Гл.2, ст.19,пп.1 и 3; гл.11, ст.93, п.10.), в том числе путем самообразования, семейного образования и др. При этом экстернат рассматривается как форма, обеспечивающая возможность прохождения лицами, получающими семейное образование, самообразование и др., промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях для его официального подтверждения и зачета (Гл.7, ст.68, п.3).

В законопроекте введено новое определение образовательных учреждений - «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (Гл.3, ст.24), что позволяет расширить перечень свобод и прав образовательного учреждения, а также повысить его ответственность за качество образовательного процесса.

ГЛАВА 2 проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ»

Статья 15. Структура системы образования Статья 16. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования Статья 17. Общие требования к содержанию образования Статья 18. Образовательные программы Статья 19. Формы обучения Статья 20. Научно-методическое, ресурсное и производственное обеспечение системы образования Статья 21. Информационное обеспечение системы образования Статья 22. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования Статья 23. Объединения юридических лиц, государственно-общественные объединения, общественные организации в системе образования

В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы и виды образовательных организаций, снять избыточное дробление, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации, исключить неопределенность в отнесении образовательной организации к тому или иному виду (Гл.3, ст.26).

Законопроектом предусматривается, что общеобразовательные организации могут быть трёх видов: 1)общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне; 2)коррекционная общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; 3)специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает психолого-медико-педагогическую реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. Привычные существующие в настоящее время виды общеобразовательных учреждений: «школа с углублённым изучением отдельных предметов», «гимназия», «лицей», «центр образования», «училище», «корпус» и др., будут использоваться в качестве специальных наименований общеобразовательной организации (Гл.11, ст.94, п.2).

1. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных настоящим Федеральным законом: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей; 8. Должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, наличия почетных званий, государственных наград в порядке и размерах, определяемых системами оплаты труда, действующими в организации - работодателе. Системы оплаты труда педагогических работников, принимаемые организацией – работодателем, должны предусматривать выплаты стимулирующих надбавок (премий) педагогическим работникам по показателям результативности и качества их работы.

11. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена. 1. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

2. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации может осуществляться ими в течение пяти лет, как единовременно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных курсов, дисциплин, модулей, прохождения практик, стажировок. 4. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников может финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях, а также за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с организациями, осуществляющими образовательную или научную деятельность в указанной сфере.

1.Обучающиеся обязаны: добросовестно и ответственно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план (индивидуальный учебный план); выполнять требования устава образовательной организации (положения специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей обучение), правил внутреннего распорядка для обучающихся; заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, организации, осуществляющей обучение; бережно относиться к имуществу образовательной организации, организации, осуществляющей обучение.

2.Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за виновное совершение следующих дисциплинарных проступков: отсутствие более 10 дней подряд без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях); опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия (занятия), предусмотренные учебным планом; нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса; неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника; оскорбление участников образовательного процесса; порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества образовательной организации или иной организации, осуществляющей обучение; 4.К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет. Отчисление из образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся, не завершившему освоение основной образовательной программы общего образования.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение ими начального общего и основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования, соблюдать устав образовательной организации в части, касающейся их прав и обязанностей, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. 3. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре в соответствии с уставом этой организации.

Первое направление. Обновленное содержание образования Второе. Система поиска и поддержки талантливых детей Третье. Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов Четвертое. Школа - центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом Пятое. Здоровье человека Шестое. Самостоятельность школ

это школа, способная подготовить своих учеников к решению проблемы самоопределения и самореализации личности на основе эффективного управления собственными ресурсами; это школа взросления, которое выражается в способности принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность не только за себя, но и за других людей; это школа, обеспечивающая возможность выбора путей продолжения образования, исходя из познавательных интересов и жизненных планов учащихся; это школа, где созданы необходимые условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, где ценят их время, гарантированы права обучающихся и замечают их индивидуальные достижения, где учатся с удовольствием; это школа современных образовательных технологий, обеспечивающих возможность индивидуализации образовательной деятельности, снижения её трудоёмкости и повышения эффективности; это школа, где учителям нравится работать, где ценят их творчество и создают необходимые условия для него; это школа, где к родителям относятся как к педагогическим партнёрам и готовы к взаимодействию с ними. «Портрет» школы

Изменения в государственной политике в области образования Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральная целевая программа развития образования Национальный приоритетный проект «Образование» ( ) Национальный приоритетный проект «Образование» Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Закон «Об образовании» (проект с 2011)

Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 – 2015 годов (УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Нижегородской области от р) ОЦП "Развитие образования в Нижегородской области на годы" ОЦП "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на годы"

Системно-деятельностный подход в процессе обучения

Фундамент для последующего обучения Формирование предметных знаний Формирование личностных УУД Формирование метапредметных УУД