Необходимость балансирования мотивов при введении и администрировании новых правил Радаев Вадим Валерьевич
Новые правила должны опираться на интересы ведущих участников рынка Фиксация сложившихся условий Снижение неоправданных рисков Наращивание капитализации бизнеса Вытеснение недобросовестных конкурентов и передел рынка Создание стимулов к развитию/продаже бизнеса
Интерес не достаточен без принуждения Высокие издержки легализации Низкие стимулы к производству общественных благ Наличие оппортунистов
Принуждение не эффективно без доверия Боязнь показать реальные объемы Риск последующего изменения правил Риск потери конкурентных преимуществ Невозможность отстоять свои права в суде Невозможность тотального контроля и вынужденная работа на доверии
Доверие выхолащивается без интереса Риски оппортунизма Необходимость материальных подтверждений Привычка к быстрой окупаемости вложений
Ослабление и усиление мотива порождает сходный результат Приводит к росту оппортунизма Бьет по добросовестным участникам рынка Стимулирует стратегии «выхода» в ущерб стратегиям «голоса»
Почему институциональные реформы дают противоречивые результаты Качание маятника с большой амплитудой Подавление стимулов к изменению Механизм негативного отбора
Способы подрыва института Отторжение Деформализация Консервация частичных преобразований
Для успеха реформ необходимо Уменьшить амплитуду маятника Достигать и поддерживать баланс интереса, принуждения и доверия Создавать механизмы селективных стимулов