ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Интеллектуальный, умственный труд в любой форме его проявления неразрывно связан с поиском информации. Процессы поиска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Advertisements

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Виды и типы библиографических пособий Библиотечный урок.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Эта презентация предназначена для вас, читателей-ребят, любителей чтения!
Основные классы документов. Критерии отбора документов. 9 класс.
Научное издание (НИ) содержит результаты теоретических или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры,
СБА библиотеки ( справочно - библиографический аппарат библиотеки ) Основы информационной культуры. Модуль « Библиотека как информационно - поисковая система.
В состав СБА входит : каталоги, картотеки, фонд справочных изданий, библиографические издания.
СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Подготовила студентка группы Э 121 б Гавриленко Екатерина.
Читальный зал Читальный зал является отделом Читальный зал является отделом научной библиотеки ДВАГС В читальном зале широко представлена учебная, учебно-методическая.
Тема 3. Технология поиска и анализа научной информации Библиографический поиск литературных источников. Методика изучения и анализа литературных источников.
«Ты ищешь знаний, мудрости земной, Ты ищешь смысла жизни во Вселенной. Найди на полке книгу и раскрой. Источник мысли чистый, вдохновенный…»
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Твоя информационная корзина. Информационное самообслуживание. Выполнила зав.библиотекой МОУ детского дома г.Советская Гавань Минеева А.А.
«Книжкин дом в компьютере» Электронный каталог. Библиотечные каталоги Система библиотечных каталогов на протяжении всей истории библиотек развивалась.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
Библиотечный урок « Школьный реферат. Как его написать».
Тема семинара:. Библиографическая справка ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Транксрипт:

ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Интеллектуальный, умственный труд в любой форме его проявления неразрывно связан с поиском информации. Процессы поиска информации с развитием общества становятся все сложнее и сложнее, поскольку стремительно растет выпуск печатной продукции в мире, развивается информационная сеть Интернет. В этих условиях существенно усложняется сама система поиска информации и постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста.

Источники информации по исследуемой проблеме К таким источникам можно отнести: - Научные журналы по определенным тематическим направлениям; - Информационные издания по определенным тематическим направлениям, цель выпуска которых - оперативная информация как о самих изданиях, так и о существенных сторонах их содержания; - Периодические издания (в том числе научно- популярные, специализированные газеты и др.);

- Реферативные издания, которые содержат публикации рефератов с основными фактическими сведениями и выводами; - Реферативные сборники, которые представляют собой издания отраслевых институтов; - Экспресс - информация, представляющая собой периодическое издание в виде журналов, содержащие расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубежных материалов; - Обзорные издания по одной или нескольким проблемам; - Монографии.

Понятие подготовленности специалиста в этом отношении складывается из следующих основных компонентов: – четкого представления об общей системе научно- технической информации и тех возможностях, которые дает использование информационных органов своей области; – знания всех возможных источников информации по своей специальности; – умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями; – наличие навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов.

Документальные источники информации Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то специальное сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной деятельности. Несмотря на существенное многообразие документальных источников научной информации, все они делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, а во вторичных – результаты аналитико- синтетической и логической переработки первичных документов.

Основные источники информации можно условно подразделить на первичные и вторичные. Основные источники информации Первичные Вторичные ОпубликованныеНеопубликованные 1. Непериодические (Книги, брошюры) 2. Периодические (журналы, газеты) 3. Нормативные документы (законы, постановления, инструкции; ГОСТы) 1. Научные отчеты 2. Диссертации 3. Депонированные рукописи 4. Научно- технические переводы 5. Рукописи статей 6. Публичные выступления 1. Аннотации 2. Рефераты 3. Обзоры 4.Библиографичес- кие указатели, списки литературы 5. Картотеки, каталоги

Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения. Применительно к задачам конкретного поиска каждый из перечисленных источников имеет свои определенные достоинства и недостатки. Например: Любая книга в большинстве случаев имеет, тот недостаток, что за три-четыре года, которые ушли на ее подготовку, издание и распространение, содержащиеся в ней данные могли в какой-то степени устареть.

Научный журнал также не может полностью считаться идеальным источником информации, поскольку каким бы узкоспециализированным он ни был, тематика его значительно шире, чем конкретные профессиональные интересы того или иного специалиста. Материалы по теме любого выбранного научного исследования всегда рассеяны по громадному количеству журналов. Важно видеть не только недостатки, но и те потенциальные возможности, которые открываются при использовании каждого их вида.

Так, например, в дополнение к широко известным и распространенным книгам и журналам исследователям также необходимо обращаться: – к различного рода продолжающимся изданиям («Трудам», «Информационным бюллетеням»), в которых часто находятся материалы, интересующие самый узкий круг специалистов и отражающие направление деятельности отдельных учреждений; – к трудам конференций различного уровня, включая и международные, в которых содержатся научные сведения о ведущихся исследовательских работах и их предварительных результатах;

– к специальным техническим изданиям, причем некоторые из них, например описания изобретений и авторские свидетельства, содержат не только сведения по определенным техническим устройствам, но могут помочь проследить историю того или иного изобретения или открытия и получить представление о современном направлении научно-технической мысли в какой-то конкретной области знаний; – к документам информационных сетей Интернет, в которых, как правило, информация самая «свежая» и даже литературно не полностью обработанная, к ней профессиональные исследователи пока относятся с некоторым недоверием, поскольку она, не имея правовой защищенности, может содержать неточные или некорректные сведения.

Характеризуя отдельные виды вторичных документов и изданий, следует также подчеркнуть, что все они различны по своему содержанию и назначению. Следовательно, исследователю для повышения качества своей профессиональной деятельности важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для его работы данные. – к непубликуемым документам, информация в которых, как правило, новее, чем в любых публикациях, и всегда значительно полнее, поскольку она еще не подверглась «сжатию», неизбежному при подготовке к печати;

Библиотеки бывают научные и специальные, предназначенные для обслуживания ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов различного профиля. По своим возможностям они не равны, но тем не менее формы обслуживания читателей у них в основном одни и те же: – справочно-библиографическое обслуживание; – читальный зал; – абонемент; – межбиблиотечный обмен; – заочный абонемент; – изготовление фото и ксерокопий; – микрофильмирование; – запись на магнитные носители.

Для справочно-библиографического обслуживания каждая библиотека имеет специальный отдел (бюро), в котором в дополнение к системе каталогов и картотек собраны все имеющиеся в библиотеке справочные издания, позволяющие ответить на вопросы, связанные с подбором литературы по определенной теме, уточнением фамилии автора, названия научного произведения и т.д. Задачей библиографических отделов является также обучение читателей правилам пользования библиотечными каталогами и библиографическими указателями.

Каталоги (картотеки), указатели могут быть составлены по различным признакам. Чаще всего встречаются алфавитный, авторский, предметный, географический, нумерационный, хронологический, систематический каталоги (по отраслям знаний, независимо оттого, кто является автором), картотеки персоналий (о ком-то), адресные картотеки.

Поскольку научная и специальная литература издается, как правило, сравнительно ограниченными тиражами, то в большинстве научных и специальных библиотек основной формой обслуживания является не абонемент, а читальный зал. Пользуясь им и абонементом, каждый обязан помнить, что в больших книгохранилищах, имеющих сотни тысяч томов, подбор книг является сложным и трудоемким процессом. Он значительно упрощается и ускоряется), если в заявке точно указаны все данные книги и ее шифр, показывающий место ее хранения. Для ускорения подбора литературы во многих библиотеках практикуется система открытого доступа к полкам, делаются стенды последних изданий по определенным специальным и научным направлениям.

Информационная проработка темы. Основные источники информации. Второй этап научного исследования начинается с информационной проработки темы, которая включает в себя: - сбор материала по теме исследования; - работу с иностранными источниками, их перевод; - формирование картотеки источников по теме исследования. Как результат этой деятельности - обзор литературы по теме исследования.

На исследовательском этапе происходит информационная проработка темы, результатом которой являются: обзор литературы по теме исследования; сформированная картотека публикаций по теме, попутно собранная информация. Проводится эксперимент или теоретическая работа с получением собственных результатов исследований. На этапе обработки исследований происходит подготовка и написание научного текста, которая складывается из: - формирования замысла, - отбора и подготовки материалов, - группировки и систематизации материалов, - обработки рукописи.

Книгой называется непериодическое издание (произведение печати) в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала, объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете, прошедшее редакционно- издательскую обработку. Периодическое издание - произведения печати, выпускаемые отдельными, неповторяющимися по содержанию выпусками, под одним названием, которые регулярно выходят через определенные или неопределенные промежутки времени, причем каждый выпуск имеет порядковый номер или дату.

Журнал - периодическое издание, выходящее не реже двух раз в год и не чаще одного раза в неделю, подчиненное интересам определенного круга читателей, имеющее постоянное название, одинаковое оформление и ежегодную сквозную нумерацию. Первый в мире журнал "Journal des Scavants вышел во Франции в январе 1665 г. Спустя три месяца в Лондоне увидел свет первый номер второго в мире журнала «Philosophical transactions of the Royal Societes», а через три года в 1667 г. в Голландии появился третий журнал «Collegium privitum amsclodamense». Всего с по 1730 гг. появилось 30 новых журналов.

Первый в России журнал - приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" издан в 1728 г. В течение первых 100 лет своего существования журнал служил источником информации о новых научных книгах. Позднее в журналах стали появляться отдельные оригинальные статьи в виде писем ученых друг к другу, а в Х1Х в. журнал стал активным пропагандистом научных и технических достижений.

Важная роль журнала в научных коммуникациях состоит в следующем: - журнал выполняет одновременно функции текущего оповещения и публичного архива, обеспечивая оперативное доведение информации; - является средством апробации результатов научных исследований; - фиксирует приоритет научных и прикладных задач, создавая условия для признания авторов как ученых. Журнальные публикации составляют примерно 70 % всех научных документов. Примерно 80 % специалистов различных уровней считают научный журнал основным источником научно-технической информации.

Преимущества журнала: актуальность, оперативность, конкретная тематическая направленность. Недостатки журнала: - установлено, что 70 % литературы, к которой обращается исследователь, представлено специальной периодикой, однако специализация журналов весьма условна. Примерно 2/3 отраслевой информации содержится не в профилированных по отраслям изданиях, а в общенаучной, общетехнической и смежной по профилю периодике. -быстрая устареваемость приводимых конкретных фактов. В мире ежегодно публикуется около четырех миллионов статей.

Неопубликованные источники информации Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство технологические процессы.

В настоящее время 1/3 научных работников страны имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Примерный объем диссертаций составляет для кандидатских - 150, для докторских страниц машинописного текста. Все диссертации, кроме медицинских, находятся в Российской государственной библиотеке и во ВНТИЦентре. Автореферат диссертации рассылается автором во все крупные библиотеки, научные центры, его тираж экземпляров.

Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Депонирование сокращает срок публикации, обеспечивает доступ исследователей к непубликуемым материалам. Депонирование осуществляется централизованно. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах (РЖ) и библиографических указателях.

Научный отчет - отчет научной организации о проведенном исследовании, доступен организациям и частным лицам, хранится в фонде ВНТИЦентра. Вторичные источники Вторичные источники являются конечным результатом аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Различаются следующие виды АСПИ: библиографическое описание произведений печати и других документов, аннотирование, реферирование, научно-технический перевод, систематизация и обобщение научно-технических данных, составление обзоров научно-технической литературы.

Вторичные издания БиблиографическиеРеферативные 1. Текущие1.Реферативные журналы 2. Ретроспективные2.Реферативные сборники 3.Рекомендательные списки 3.Экспресс-информация

Результатом каждого вида аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ) является определенный вид вторичного документа: библиографическое описание, аннотация, перевод, реферат и т.д. Резюме - отвечает на вопрос Что? об источнике информации. Аннотация - отвечает на вопрос Что? и О чем? об источнике информации. Реферат - получается при объединении аннотации и резюме. Состоит из трех частей: аннотационной, фактографической и резюмирующей. Согласно ГОСТ , реферат - это сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

К идее реферата пришли в прошлом веке двумя путями: первый путь открыли библиотекари, которые долгое время гордились тем, что знали все книги в лицо. Но затем книг стало очень много, и были придуманы каталоги. Книги расписывались на библиографические карточки и публиковалась библиотечная библиография, дополненная краткой аннотацией, которая была необходима, когда фамилия автора и название книги ни о чем не говорили. Такая библиография стала носить периодический характер, называлась аннотированной и превратилась в реферативный журнал (РЖ).

Второй путь проложили журналисты. На страницах журналов регулярно помещались пересказы интересных книг, которые из подробных конспектов превратились в краткие конспекты, подробные и краткие рефераты. Эти рефераты помещали в специальные разделы и наиболее важные переходили в реферативные сборники: разовые и периодические. Так идея реферата переросла в идею реферативного журнала.

РЖ является важным, хотя и не единственным, элементом информационной культуры. Для плодотворной работы с источниками информации Вам необходимо найти свой Реферативный Журнал. Не страшно, если бесполезной информации % (нужным оказывается каждый второй, третий реферат). Ненужное легко опускается, а нужное все искупает. Реферат - это реферативный обзор источников информации по данной теме или информационный анализ источников.

Реферирование подразумевает анализ литературы по проблеме, т.е. систематизированное изложение чужих мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного. Если не хватает подготовки на то, чтобы выразить согласие или несогласие с той или иной точкой зрения, то необходимо констатировать совпадение или расхождение мнений по тому или иному вопросу разных авторов примерно следующим образом: Как видно из изложенного, мнения авторов по проблеме существенно расходятся в том-то и том-то.

Какие учреждения хранят источники информации? Библиотека - располагает фондом книг, журналов и других опубликованных источников информации. Архив - хранит определенный срок или бессрочно неопубликованные документы. Кроме бумажных, имеются документы на магнитных носителях, фото- и кинопленке.

Государственная система научно-технической информации. Чтобы собрать полную и достоверную информацию по интересующей теме необходимо воспользоваться продуктом деятельности Государственной системы научно-технической информации (ГС НТИ). ГСНТИ представляет собой совокупность всероссийских, региональных, ведомственных и низовых органов НТИ, призванных профессионально заниматься сбором, хранением, аналитической переработкой всей имеющейся и вновь появляющейся информации.

Структура ГС НТИ. Крупнейшими всероссийскими органами НТИ являются ИНИОН, ВНТИЦентр, ВИНИТИ, ГПНТБ, ВКП, РГБ. ИНИОН - институт научной информации по общественным наукам, располагается в Москве. В фонде ИНИОН имеются как опубликованные, так и неопубликованные источники информации по экономике, истории, филологии, вопросам государства и права, а именно: - книги: монографии, сборники, учебные пособия, - отечественные и зарубежные журналы; - рукописи, депонированные в ИНИОН; - авторефераты кандидатских и докторских диссертаций по общественным наукам.

ВНТИЦентр - всероссийский научно-технический информационный центр, в отличие от ИНИОН является политематичным органом информации: в его фондах имеется информация по всем научным направлениям. Расположен по адресу: Москва, ул. Смольная,14. В фонде ВНТИЦентра имеются только неопубликованные материалы: * кандидатские и докторские диссертации, * научные отчеты, * алгоритмы и программы, * научно-технические переводы иностранных статей и книг.

ВНТИЦентр издает: *Сборники рефератов НИРиОКР по 29 сериям, охватывающим все отрасли науки. Сборники сопровождаются предметным, авторским, нумерационным указателями. Каждый документ во ВНТИЦентре имеет свой порядковый одиннадцатизначный номер. Кроме библиографических сведений каждого нового документа, поступившего в фонд, его сопровождает небольшой реферат о его содержании. Сборники выходят в свет периодически 6-12 раз в году.

* Бюллетень регистрации НИР, выходящий периодически по тем же сериям, что и Сборники рефератов, сообщает, какие НИР, какими организациями и в какие сроки начаты, и когда будут завершены. * Аналитические обзоры по отдельным актуальным темам со списком источников, * Библиографические указатели Каталог научно-технических переводов. Издания ВНТИЦентра вы можете найти в техническом зале Национальной библиотеки (Бывшая библиотека им. Ленина).

ВИНИТИ - всероссийский институт научной и технической информации, находится в г. Люберцы, Московской обл. Располагает как опубликованными, так и непубликуемыми источниками информации по естественным, точным наукам и технике. В фондах ВИНИТИ имеются: - книги отечественные - за последние 5 лет, включая текущий, зарубежные - за последние 8 лет, включая текущий; - журналы отечественные - за последние 3 года, включая текущий, зарубежные - за последние 5 лет, включая текущий; - описание авторских свидетельств; - рукописи, депонированные в ВИНИТИ (без срока давности).

ВИНИТИ издает: - реферативные журналы по отдельным отраслям науки, - периодический сборник Итоги науки и техники, - библиографический указатель Депонированные работы, - информационный бюллетень Международные съезды, конференции, симпозиумы.

ГПНТБ - государственная публичная научно-техническая библиотека (Москва, Кузнецкий мост,12). Располагает богатейшим фондом отечественных и зарубежных книг, журналов по естественным, точным наукам и технике, алгоритмами и программами. Выполняет заказы для организаций и частных лиц наложенным платежом по специальным бланкам.

РГБ - Российская государственная библиотека, Москва, Воздвиженка,3 (бывшая библиотека им. В.И.Ленина, одноименная станция метро). Является крупнейшей библиотекой в России, располагает самым большим фондом книг, журналов, газет, фондом редких и рукописных книг, фондом диссертаций. ИНТЕРНЕТ - глобальная информационная система.

Информационный поиск: виды и методика проведения Различают следующие виды информационного поиска: * по ключевым словам, * по тематическим рубрикам, * по фамилии автора (или авторов), * нумерационный поиск (по номеру документа), * ретроспективный, * текущий поиск.

Поиск по ключевым словам осуществляют при наличии во вторичных изданиях предметного указателя. При этом находят нужное ключевое слово и номера рефератов источников в данном сборнике, в которых встречается это слово или которые отвечают по тематике. Поиск по тематическим рубрикам осуществляется путем просмотра всей рубрики или раздела, в которых исследователь надеется найти отвечающие его запросу источники.

В случае если исследователю известны фамилии авторов, которые работают в интересующей области, возможно осуществление поиска по фамилии автора. В этом случае пользуются авторским указателем во вторичном издании, найдя нужную фамилию в указателе и номера тех рефератов в данном сборнике, которые относятся к данной фамилии. По этим номерам находят рефераты, которые, возможно, отвечают запросу.

Если известен номер документа (в случае поиска диссертаций, научных отчетов, депонированных рукописей и др.), можно осуществить нумерационный поиск. Для этого в нумерационном указателе вторичного издания ищете нужный номер. Рядом с ним находят номер страницы, на которой расположен реферат нужного документа в данном сборнике.

В некоторых случаях в исследовательских целях необходимо провести ретроспективный поиск с глубиной 5, 10, 20 лет или больше, т.е. просмотреть всю информацию за последние 5 лет или больше. В этом случае просматриваются или конкретные источники или указатели вторичных изданий за указанный период с целью поиска информации по интересующей теме. Текущий поиск проводят по тем изданиям, которые появляются в текущем году.

Будущее человечества определяется развитием науки. Судьба будущих поколений зависит от эффективности научных исследований по решению различных проблем, например: - обеднение озонового слоя Земли ("озоновые дыры"); - потепление климата ("парниковый эффект", - ухудшение экологической обстановки на Земле; - ухудшение качества генофонда человечества; - стремительный рост численности населения; - исчерпание резервов роста сельскохозяйственного производства и продуктов питания; - исчерпание невосполнимых ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля и др.