Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы психодидактики. Дидактика (др.-греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения.
Advertisements

ГБОУ лицей 144 «ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛИЦЕЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011г.
Модели образованности в современном образовательном пространстве Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Креативный потенциал воспитанника Разработано старшим преподавателем кафедры содержания и методов воспитания АПО Захожей Н.Н.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Концепция музея Документы: ЦПВ МОСГОРСЮТУР
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Профессиональная компетентность педагога Качественные характеристики.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
Сущность, цели, задачи. педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи.
Транксрипт:

Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)

Общие положения Знаниевый подход к образованию устарел и не имеет перспектив. Личностное развитие в процессе обучения – основа современной парадигмы образования. Интеллектуальный потенциал населения - наряду с демографическим, территориальным, сырьевым и т.д. - является определяющим фактором прогрессивного развития общества.

Общие положения Основные направления перестройки современной общеобразовательной школы связаны с ориентацией на развитие индивидуальных психических ресурсов каждого ученика, с созданием условий для его становления в качестве самодостаточной, инициативной и компетентной личности.

Сегодня не вызывает сомнения, что Интеллект - один из базовых психических ресурсов личности Ориентация современной школы на развитие интеллектуальной сферы каждого ученика - это объективная потребность, которая диктуется реалиями настоящего и запросами будущего

Проблемы Традиционные (и их поддерживающие) предметоцентрические модели обучения и соответствующие им программы и учебники не работают в необходимой мере на психологические задачи развития. Критерии оценки результативности обучения по уровню сформированности ЗУН не позволяют оценить изменения в личностном развитии.

Сегодня предпочтение следует отдавать психодидактическим моделям обучения, в основе которых лежат методы и формы обучения, учитывающие особенности психического развития ребенка. МПИ-проект пример реализации одной из таких моделей – «обогащающей модели» обучения, разработанного М. А. Холодной и Э.Г. Гельфман

Основная идея «обогащающей модели» обучения Уровень личностного развития напрямую связан с уровнем развития интеллекта: чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень личностного развития индивидуума.

Основные положения (принципы) «обогащающей модели» обучения Каждый ребенок является носителем ментального (умственного) опыта; Адресатом педагогических воздействий в условиях школьного образования являются особенности состава и строения всех составляющих индивидуального ментального опыта; Механизмы интеллектуального развития личности связаны с процессами перестройки (обогащения) ментального опыта, следствием которых является рост индивидуальных интеллектуальных способностей;

Основные положения (принципы) «обогащающей модели» обучения Каждый ребенок имеет свой диапазон наращивания интеллектуальных сил, и задача учителя - создать для этого благоприятные условия и оказать необходимую помощь средствами индивидуализации учебной школьной и внешкольной деятельности; Критерии эффективности учебного процесса, наряду с ЗУН, связаны с выраженностью основных показателей уровня интеллектуального развития личности в виде КИТСУ (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, учет уникальности склада ума)

Цель обучения в рамках «обогащающей модели» Создание благоприятных условий для оказания помощи ребенку в выстраивании своего собственного ментального мира.

Основные психолого - педагогические задачи Создать условия для актуализации наличного ментального опыта каждого конкретного ребенка через учет : предпочитаемых способов кодирования информации; наличных когнитивных схем; Особенностей имеющейся базы знаний; Уровня сформированности житейских и научных понятий; Своеобразия интеллектуальной саморегуляции; Резервов обучаемости; Доминирующего познавательного стиля и т.п.

Основные психолого - педагогические задачи Создать условия для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта каждого ребенка в максимально возможных пределах через: Формирование у учащихся понятийных структур; Развитие основных компонентов когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта; Стимулирование проявления интеллектуальной активности

Прогнозируемый результат Интеллектуальная воспитанность (зрелость) и дисциплинированность ума: Широта умственного кругозора; Гибкость и многовариантность оценок происходящего; Готовность к принятию необычной и парадоксальной информации; Умение осмысливать происходящее с позиций причин (т.е. прошлого) и последствий (т.е. будущего); Ориентация на выявление объективно значимых аспектов происходящего; Склонность мыслить в рамках вероятностной модели

Ключевые понятия Интеллектуальное воспитание – форма организации учебной школьной и внешкольной деятельности учащегося, с помощью которой каждому ребенку оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью развития его интеллектуальных возможностей на основе обогащения ментального опыта Ментальный опыт – система психических образований разного уровня, определяющих характер познавательного взаимодействия человека с действительностью.

Модель структурной организации интеллекта

МПИ – проект технология обучения математике на основе «обогащающей модели» Целью изучения математики является такое овладение ею, при котором математика стала бы для учащегося: особым языком описания действительности; особым средством решения практических задач; специфической системой построения знания; источником общих методов познания и решения проблем; одной из областей деятельности, в которой вырабатываются культурные и нравственные ценности; одним из средств реализации и развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Изменение роли школьного учебника – одна из ключевых особенностей проекта МПИ Основная роль учебника – интеллектуальный самоучитель Учебник по форме и содержанию является не только проекцией научного знания, но и проекцией основных психологических линий интеллектуального развития учащихся в процессе обучения.