Предпрофильная подготовка как создание стартовых возможностей для организации профильного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эксперимент: предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Advertisements

Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Нормативные документы Министерство образования Российской Федерации Концепция профильного обучения на старшей ступени образования Цели, содержание и организация.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
Организация предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования Логинова Ирина Викторовна, главный специалист отдела общего образования Отдел.
Модель предпрофильной подготовки, реализуемой в МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Предпрофильная подготовка Цели, содержание, организация Л.В. Балахчи.
Приветствуем участников межшкольного методического объединения!
Профильное обучение в условиях модернизации образования.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов год.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 20" города Читы Директор МБОУ "СОШ 20: Кулевич Екатерина Фоминична.
Курсы по выбору – основа предпрофильной подготовки школьников Н.В.Новожилова, к.п.н., доцент АПКиПРО.
Разработка и апробация программы психолого- педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Разработка и апробация программы.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
Транксрипт:

Предпрофильная подготовка как создание стартовых возможностей для организации профильного обучения

Назначение предпрофильной подготовки Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор » – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности»

Предпрофильная подготовка создание образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы предварительному самоопределению подростка в отношении профилирующего направления собственной деятельности

Подготовка к выбору выбору профиля профиля Организация пробы сил Информирование об условиях и особенностях профилизации Реализация профессионально- образовательных потребностей Цель и задачи предпрофильной подготовки школьников

Предпрофильная подготовка призвана: Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов Обеспечить учащихся информационными ресурсами для построения образовательных и жизненных планов Создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности

Учащийся должен иметь представление: Об учреждениях профессионального образования различного уровня, расположенных в территории, оказываемых ими услугах, условиях поступления и особенностях обучения О процессе профильного обучения на старшей ступени, своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории, ОУ, в которых он может получить полное общее среднее образование О мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития О ситуации на рынке труда в территории и тенденциях ее развития

Учащийся должен уметь: Анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений Анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории Анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности Должен получить опыт проектирования своей образовательной траектории в зависимости от поставленной задачи

После предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору профиля дальнейшего обучения Поступить в гимназию, лицей или др. Перейти в другую школу Продолжить обучение в своей школе

Содержание предпрофильной подготовки Деятельность ОУ по обеспечению условий для осознанного выбора учащимися собственной образовательной траектории может быть разделена на три основных направления -Предпрофильные курсы -Информирование -Психолого-педагогическое сопровождение

Назначение предпрофильных курсов Вводят учащихся в многообразие сфер профессиональной деятельности, видов деятельности и различных социально-профессиональных ролей и дают возможность получить представление о той или иной сфере деятельности, осмыслить не только информацию, но и свои непосредственные впечатления, полученные в результате наблюдения и пробы. Предоставляют учащемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений Являются предметом выбора учащихся Дают повод для организации рефлексии по поводу ожидаемых и полученных результатов, выводах о том, какие основания для выбора имеет смысл принимать в дальнейшем.

Курсы по выбору как часть предпрофильной подготовки Курсы по выбору Межпредметные (ориентационные) Предметно- ориентированные (пробные) Курсы по выбору позволяют учащимся реально оценить свои возможности и попробовать свои силы. 37

Основы правовых знаний; Математическая логика; Риторика; Страноведение (на английском языке); Решение олимпиадных задач по физике и др. профильные курсы повышенного уровня помогают сделать осознанный и успешный выбор профиля 38 предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору

Элективные курсы 10 – 11 классов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов 4444 «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и другие Межпредметные (ориентационные) курсы

Организация предпрофильных курсов (ППП) Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять на ППП 105ч. В учебном плане ОУ на ППП отводится 3 учебных часа: 2ч – реализация предпрофильных курсов, 1ч – реализация других направлений ППП Объем каждого предпрофильного курса – 17ч., учащийся должен освоить 4 предпрофильных курса по выбору, а общий объем его нагрузки должен составлять не менее 68 (70 при 35- недельном УП) часов

При выборе и разработке курсов по выбору нужно учитывать следующее: 40 привлекательность «избыточность» Сменяемость 2 раза за учебный год Формирование в конце 8 класса

Содержание предпрофильных курсов Главная задача предпрофильного курса – познакомить учащегося с определенным видом деятельности, дать возможность пронаблюдать или попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью. Основная часть предпрофильного курса проводится вне рамок ОУ (наблюдение в ходе экскурсии или практики), содержание курса связано с тем, какие предприятия и организации находятся в территориальной доступности и могут стать площадками для реализации этой части курса

Реализация предпрофильных курсов Реализация первого предпрофильного курса - около 1 октября Проведение кампании по выбору курсов учащимися – не менее 7 и не более 10 дней Наиболее адекватная форма изучения – погружение Курс не может быть в субботу (предприятия и организации, на которые предусмотрены экскурсии или прохождение практикумов, в этот день не работают) Освоение предпрофильных курсов лучше заканчивать до 1 мая

Информационная и организационная работа по переходу к предпрофильной подготовке Планирование действий по информированию учащихся и их семей Получение сведений о различных учреждениях образования Проведение школьных и межшкольных олимпиад Организация «Дней открытых дверей Издание информационны х материалов школах, гимназиях, лицеях ВУЗах, ССУЗах, колледжах ЦДО для детей, ЦДЮТ, ЦИИР и т.д. Ответственный специалист Заместитель директора Педагог дополнительного образования Психолог Внутришкольная работа: ответы на вопросы учащихся, обобщение информации и т.д. 21

Назначение информирования Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства как на территории проживания учащихся, так и за ее пределами, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными ОУ, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории. Отдельное направление – знакомство учащихся с теми организациями и специалистами, которые могут помочь в выборе будущей специальности или трудоустройстве – центрами занятости молодежи, профориентационными службами

Задачи информирования Обеспечить учащегося информацией, необходимой для осознанного выбора образовательной траектории Обеспечить процедуры присвоения учащимися этой информации.

Базовая информация Содержание программ того или иного ОУ, условия поступления и обучения в нем Требования к обучающимся в том или ином ОУ Перечень профессий и специальностей внутри той или иной социально-профессиональной группы или на том или ином производстве Требования к представителям той или иной профессии, условия труда и оплаты Трудовые отношения как вид социально-правовых отношений Тенденции социально-экономического развития территории, государства, мировой экономики Прогноз развития рынка труда территории Организация в сфере трудоустройства и поддержки профессиональной карьеры

Служебная информация Содержание программ предпрофильных курсов Содержание и сроки проведения мероприятий в рамках ППП Сведения об информационных ресурсах, в которых ученик может найти интересующую его информацию Сведения об организациях, в которых он может получить необходимую помощь

Содержание информирования Обеспечение своевременного доступа учащихся к служебной информации Организация процедур присвоения учащимися базовой информации

Процедуры информирования Процедуры предоставления /получения информации Процедуры собственного присвоения информации учеником (восприятие, анализ, вербализация) Данные процедуры могут быть организованы: В рамках самостоятельной работы с дневником ППП Консультаций в рамках психолого- педагогического сопровождения

Формы предоставления информации Информационный стенд Листовки Web-страница с системой ссылок Подборки печатных материалов Брошюры и бюллетени ППП Образовательные карты территории «визитки» различных ОУ и вспомогательных служб Радиопередачи по школьному радио, местному радио и телевидению.

Формы мероприятий Экскурсии в ОУ Экскурсии на предприятие Участие в днях открытых дверей Ярмарки вакансий Ярмарки профессий Классные часы, посвященные вопросам ППП и т.д.

Организация информирования Ключевые мероприятия Обеспечивающие мероприятия Мероприятие «Задачи содержание предпрофильной подготовки» В ходе мероприятия учащиеся (и, возможно, родители) получают информацию: - о структуре и содержании предпрофильной подготовки, своих правах и обязанностях в этом процессе (в форме беседы и инструктажа, желательно с получением письменной инструкции); -о структуре, содержании, регламенте доступа к информации по вопросам предпрофильной подготовки (в форме беседы и инструктажа, желательно с демонстрацией); -содержании и местах реализации профильных курсов (в формате презентации учителя, ведущего курс; таким образом, желательно, чтобы во всех классах параллели классный час проходил в одно и то же время, чтобы организовать презентации в формате «карусели»). Здесь же учащиеся получают опросные листы для фиксации первого выбора * Подготовка и размещение в образовательном учреждении необходимой информации на различных носителях. * Подготовка списка-предложения предпрофильных курсов. * Подготовка списка консультантов ППС

Организация информирования Мероприятие «Что следует учитывать молодому человеку при профессиональном самоопределении 1.На основе информации, полученной в ходе обеспечивающих мероприятий, учащиеся высказывают идеи для будущей инструкции. Идеи не подвергаются критике, а фиксируются в общем списке. 2.Учащиеся делятся на малые группы, каждая из которых получает несколько идей для обоснования (желательно не тех, которые высказывали представители этой группы). После обоснования идей посред­ством голосования n идей снима­ется с обсуждения. Каждый уча­щийся голосует n раз в пользу тех идей, которые показались ему наиболее обоснованными. 3. Малые группы получают нес­колько идей для опровержения (желательно не тех, с которыми они работали на предыдущем шаге). После опровержения идей пос­редством голосования n идей снимаются с обсуждения. Каж­дый учащийся голосует n раз в пользу тех идей, которые показались ему наиболее устойчивыми к критике. 4.Учащиеся в малых группах составляют инструкцию, пользуясь своими дневниками ППП. В рамках этого же мероприятия учащиеся могут получить опросный лист по экскурсиям и собеседованиям для выбора мероприятий Мероприятия, позволяющие учащемуся получить информационный ресурс для участия в мозговом штурме, например: > Задания для проведения са­мостоятельного информаци­онного поиска по вопросам, касающимся, состояния и перспектив экономического развития территории, рынков труда территории, региона, страны. Или Беседа со специалистом муници­пальных (региональных) служб по вопросам, касающимся сос­тояния и перспектив экономи­ческого развития территории, рынков труда территории, реги­она, страны. * Посещение ярмарки вакансий с заданием для наблюдения (перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ). Или Анализ текстов объявления о поиске работы и поиске кад­ров по заданию (перечень воп­росов, на которые учащиеся должны дать ответ). Или Беседа со специалистом службы занятости по вопросам актуаль­ного состояния и перспектив развития рынка труда, процессе трудоустройства. Или Беседа со специалистом кадро­вой службы любого предприя­тия о процессе трудоустройства и правилах служебного продви­жения. * Подготовка графика экскурсии на предприятия, в учреждения и организации территории и бе­сед со специалистами- производственниками

Организация информирования Формализованная дискуссия «Пять причин, чтобы рабо­тать...» Учащиеся заканчивают тезис, выбирая для себя предмет обсуждения. Это может быть как профессия, так и производство или сфера деятельности (например:...врачом,...на предприятии нефте­химии,...в качестве индивидуально­го предпринимателя). Им предлага­ ется рассмотреть все плюсы и мину­сы выбранной деятельности. Прави­ла формализованной дискуссии раз­рабатываются в зависимости от вы­ бора учащихся. Оптимальным является вариант, при котором несколь­ко учащихся сформулировали один и гот же тезис. В таком случае они по жребию получают позицию обос­нования или опровержения и отстаи­вают ее в рамках определенного регламента (например: I) обоснование - 4 мин.; 2)ВОПРОСЫ-ответы -2 мин.; 3) опровержение - 4 мин.; 4) вопросы-ответы -2 мин.; 5)обоснование - 2 мин.; 6) опровержение - 2 мин. Важно, чтобы мероприятие было проведено в игровой форме, оценивались приведенные аргументы и убедительность выступления, а не содержание. Проведение экскурсий в образовательные учреждения территории и бесед с их представителями согласно графику. Перечень конкретных мероприятий должен быть избыточным для ученика. Перед каждым мероприятием проводится установочная беседа, включающая знакомство с правилами техники безопасности и предъявление задания для наблюдения во время экскурсии и получения информации во время собеседования.

Организация информирования Мероприятие «Моя образовательная траектория» В ходе мероприятия учащиеся получают информацию: - о правилах приема в учреждение профессионального образования - правилах построения собственной образовательной траектории на старшей ступени общего образо­вания. Дополнительным содержанием классного часа может стать вы­полнение в малых группах и об­ суждение результатов следую­щих заданий: * предложите не менее двух об­разовательных траекторий для получения...; * вы планируете поступать в... для получения... Составьте свой индивидуальный учебный план на класс, следуя инструкции; укажите не менее двух образо­вательных траекторий, возмож­ных после окончания УНПО по специальности Проведение экскурсий в образовательные учреждения территории и бесед с их представителями согласно графику Или Посещение дней открытых дверей. Или Проведение «Образовательной ярмарки». Перечень конкретных мероприя­тий должен быть избыточным для ученика (в том случае, если на уровне образовательной сети не удалось организовать единого ме­роприятия по типу «образователь­ной ярмарки», на которой были бы представлены все территориально доступные учреждения професси­ онального образования различных уровней). Он выбирает для посе­щения не менее определенного об­ разовательным учреждением чис­ла мероприятий. Таким образом, мероприятие проводится не для класса, а для групп сменного сос­тава. > Перед каждым мероприятием проводится установочная бесе­да, предъявление задания для получения информации во вре­мя экскурсии Подготовка учащимися итоговых эссе

Содержание психолого-педагогического сопровождения ППС проектирования учащимися своей образовательной траектории подразумевает организацию процессов самопознания и самоопределения учащихся. Форма организации – педагогическое консультирование Повод для него – выбор учащимися предпрофильных курсов Содержание – основания для выбора, интерпретация учащимся полученной информации, впечатления и выводы

Формы ППС Самостоятельная работа с Дневником предпрофильной подготовки Консультирование

Дневник предпрофильной подготовки предназначен для организации работы учащихся 9 классов общеобразовательных школ над осознанным выбором дальнейшей образовательной траектории. Он содержит информационные материалы, а также структурную схему, заполнение которой обеспечивает анализ оснований выбора, самооценку освоения предпрофильных курсов и организацию самостоятельной работы.

Дневник поможет учащимся фиксировать свои решения, а также спланировать и оценить свое участие в том или ином мероприятии предпрофильной подготовки с точки зрения дальнейших образовательных и жизненных планов, проанализировать мотивы своего выбора, содержание предпрофильных курсов и в конечном итоге принять ответственное и аргументированное решение.

Примерный график ППП Тестирование восьмиклассников Подготовка информационных материалов. Определение перечня предпрофильных курсов. Назначение консультантов Мероприятие «Задачи и содержание предпрофильной подготовки» Консультирование по первому выбору Сбор опросных листов. Составление списков групп временного состава и определение перечня курсов для изучения в первой четверти Изучение первого предпрофильного курса. Мероприятия, позволяющие учащемуся получить информационный ресурс для участия в мозговом штурме «Что следует учитывать молодому человеку при профессиональном самоопределении» (отдельный график) Мероприятие «Что следует учитывать молодому человеку при профессиональном самоопределении». Консультирование по второму выбору Сбор опросных листов. Составление списков групп временного состава и определение перечня курсов для изучения во второй четверти Изучение второго предпрофильного курса Проведение экскурсий на предприятия, в учреждения и организации территории и бесед со специалистами-производственниками (отдельный график) Консультирование по третьему выбору

Сбор опросных листов. Составление списков групп временного состава и определение перечня курсов для изучения в начале третьей четверти Изучение третьего предпрофильного курса Формализованная дискуссия «пять причин, чтобы работать…» Консультирование по четвертому выбору Сбор опросных листов. Составление списков групп временного состава и определение перечня курсов для изучения в начале третьей четверти Изучение четвертого предпрофильного курса Проведение экскурсий в ОУ и бесед с их представителями, согласно графику Мероприятие «Моя образовательная траектория». Анкетирование для формирования предложения предметов и уровней их освоения на старшей ступени Подготовка итогового эссе Завершающие консультации Тестирование девятиклассников на выходе из процесса ППП