Анализ современного урока Из опыта работы зам. директора по УВР МОУ СОШ 53 Ряполовой Л.А., зам. директора по УВР МОУ СОШ 50 Любимовой И.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные требования к анализу и самоанализу урока Кондратович М.К., учитель начальных классов ГУО «СШ 6 г. Сморгони»
Advertisements

Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Пономарева Е.А..
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
Системно - деятельностный подход в обучении математике. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Себеусадская средняя (полная) общеобразовательная школа Системно- деятельностный подход в обучении Человек.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Транксрипт:

Анализ современного урока Из опыта работы зам. директора по УВР МОУ СОШ 53 Ряполовой Л.А., зам. директора по УВР МОУ СОШ 50 Любимовой И.С.

Особенности современного урока Основные приоритеты урока должны быть связаны с достижением качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации образования

1. Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации. 2. Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования и формирования уровня, превышающего эти стандарты.

3. На уроке, в первую очередь, формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации. 4. Именно урок является важной формой индивидуального подхода к ребенку, учета его интересов и способностей, развития личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.

Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Общие подходы к организации современного урока: 1.усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; 2.практико - ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

3.направленность на развитие мышления, практических навыков; 4.расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; 5.дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Урок должен быть современным! Пути анализа урока тоже должны соответствовать заявленной педагогом технологии, уровню обучаемости и результативности обученности учеников.

Анализ урока Урок нельзя анализировать абстрактно Урок не может не меняться и, как следствие, его анализ не может быть константным, догматическим, незыблемым.

Цели анализа урока: 1.повышение качества обучения; 2.улучшение процесса преподавания; 3.оценка своих слабых и сильных сторон;

4.осмысление учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками; 5.определение нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.

Наблюдение - это лишь первый этап контроля Наблюдение - это лишь первый этап контроля Второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя Второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя Третий этап – проектирование учителем нового урока с учетом уже выработанных рекомендаций. Третий этап – проектирование учителем нового урока с учетом уже выработанных рекомендаций.

При анализе урока нужно учитывать особенности темы; особенности темы; возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков; возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников; индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы. индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

В уроке отражаются все особенности учебно- воспитательного процесса: принципы той концепции, по которой построен урок; соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией; набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности учителя и ученика, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.

Формы анализа урока краткий (оценочный) анализ структурный (поэтапный) анализ системный анализ полный структурно-временной анализ комбинированный анализ психологический анализ дидактический анализ аспектный анализ комплексный анализ

Уровни проведения урока 1.Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. 2.Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

3.Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. 4.Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

Системный анализ традиционного урока Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Традиционная модель не исчерпала себя и в условиях современной действительности открывает новые возможности

Методика системного подхода к анализу традиционного урока 1.Общая характеристика. -Тема -Цель урока -Тип урока -Учитель -Оформление урока -Условия труда.

2.Анализ эффективности проекта урока - Реальность цели урока. - Что проектировалось и зачем? - Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось? - Какие учебные действия должны были осуществлять ученики? - Как планировалось подключение учеников к решению учебной задачи? - Исходя из чего планировались этапы урока?

3.Осуществление замысла урока -Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? - Соответствовала ли форма урока его цели и содержанию? - Каким образом учитель включил детей в учебную ситуацию? - При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? - Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи? - Какие дидактические приёмы, способствующие активизации деятельности учащихся, использовал учитель? - Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?

4.Оценка целостности урока. - Насколько содержание урока соответствовало современным требованиям к образовательной целостности? - На каком уровне было организовано взаимодействие «ученик - учитель», «ученик - ученик», «ученик - группа»? - Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности? - Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления учащихся? - Наиболее сильные и слабые этапы урока. - Даёт ли данный урок представление о системе работы учителя?

5.Оценка воспитательной стороны урока - Личность учителя. - Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, воспитанию нравственности? - Как вели себя ученики? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении? - Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений?

6.Оценка конечного результата урока - Какой вклад внёс урок в дальнейшее развитие личности учеников? - Оценить условие понятий и общего способа действий учащихся в ходе осуществления ими учебной задачи. - Анализ конкретных недостатков урока. - Рекомендации учителю.

Системный анализ личностно ориентированного урока Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей. Концепция модернизации образования Личностно ориентированный подход в обучении во многом отвечает современным требованиям, предъявляемым обществом к образованию.

Критерии анализа деятельности учителя с личностно ориентированной направленностью наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую и т.д.) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую и т.д.)

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока; сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров, самостоятельности, оригинальности; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. при задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В схеме анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны быть выделены четыре содержательных блока: 1.Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока. 2.Создание условий для развития субъектной позиции учеников. 3.Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога. 4.Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.

Современный подход к анализу урока развивающего обучения Развивающее обучение - один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей.

При анализе урока развивающего обучения необходимо учитывать готовность учителя и учащихся к уроку: внешнюю, внутреннюю, психологическую; готовность учителя и учащихся к уроку: внешнюю, внутреннюю, психологическую; организационные действия учителя, планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, развивающих и воспитательных задач; организационные действия учителя, планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, развивающих и воспитательных задач; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

применение проблемных методов обучения; применение проблемных методов обучения; учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития; учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития; подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

владение учителем способами создания проблемных ситуаций; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; соблюдение правил постановки учебной проблемы; использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним; использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения;

наличие у учащихся познавательных умений: наличие у учащихся познавательных умений: умения учащихся осуществлять логические операции; умения учащихся осуществлять логические операции; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

соблюдение требований развивающего обучения к домашней работе учащихся; соблюдение требований развивающего обучения к домашней работе учащихся; учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока. что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.