Академическая мобильность- фактор развития интеграционных процессов между странами. Проекты и программы России. НФПК – Национальный фонд подготовки кадров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сетевое взаимодействие вузов: проект «Еврофакультет-Псков» Суслова Дарья Владимировна НФПК – Национальный фонд подготовки кадров Москва, 23 ноября 2011.
Advertisements

О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Москва, г., ГУ ВШЭ Национальные исследовательские университеты – центры развития кадрового потенциала.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В.А. Мау Академия народного.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич 2009 год.
Разработка Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период Ларионова М.В. Национальный фонд подготовки кадров 13 ноября.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
М.Ю. Махотаева, проректор по международной деятельности Псковского государственного университета Ожидания от реализации второй фазы проекта «ЕвроФакультет-Псков»
Интеграция российских ВУЗов и научных центров в международные программы мобильности Проскурякова Л.Н. Зам. директора центра международных проектов ИСИЭЗ.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Участие ведущих ученых - победителей конкурсов на получение.
Академическая мобильность и экспорт образования В.А. Мау Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Академическая мобильность- фактор развития интеграционных процессов между странами. Проекты и программы России. НФПК – Национальный фонд подготовки кадров 3 февраля 2011 г. Санкт-Петербург Семинар BSRUN Управление академической мобильностью студентов и преподавателей

Роль мобильности в формировании партнерств государств и вузов Государство Вузы 1.Обмен квалифицированными человеческими ресурсами; 2.Формирование регионального рынка труда 3.Подготовка лидеров в различных областях, формирование взаимного доверия элит стран; 4. Перераспределение ограниченных бюджетных средств 5.Повышение конкурентоспособности образования 1.Повышение качества обучения; 2.Наращивание научного и педагогического потенциала преподавателей, совершенствование образовательных программ (в случае их возвращения) 3.Возможность диверсификации образовательных услуг в случае увеличения числа студентов; 4.Получение дохода; 5.Повышение конкурентоспособности на национальном и региональном рынке обр.услуг

Российские программы и инициативы, направленные на развитие академической мобильности НаправлениеПроекты, программы Участие России в региональных интеграционных процессах – многостороннее сотрудничество Болонский процесс Университет ШОС Сетевой университет СНГ проект «Еврофакультет – Псков» Сотрудничество на пространстве АТР Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Национальные исследовательские университеты Федеральные университеты Привлечение опыта ведущих ученых для повышения качества научных исследований (иностранных и соотечественников) ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» Постановление Правительства 220 от Поддержка индивидуальной входящей и исходящей мобильности Стипендии Президента РФ Квоты на обучение иностранных граждан в России Программа поддержки обучения специалистов в ведущих зарубежных институтах (проект)

Доля стран на рынке международных образовательных услуг (по количеству обучающихся иностранных студентов), 2008 г., в %* * Источник: Education at a Glance, 2010, OECD 3,3 млн. Россия, 2007 г. – 2 % США, 2007 г. – 19,7 % Великобритания, 2007 г. – 11,6 % Германия, 2007 г. – 8,6 % Канада, 2007 г. – 4,4 %

Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов: высшее и послевузовское профессиональное образование, 2008 г.** ** Источник: Education at a Glance, 2010, OECD До 5% к 2020 г.

Факторы, определяющие выбор страны для обучения «Заданные» факторы Язык обучения Географическая близость Исторические, культурные, экономические связи стран Внутрисистемные факторы Репутация системы образования (вузов) зарубежной страны Ограничения доступа к ВО и отсутствие программ обучения по интересующей специальности в стране проживания Расходы на обучение/уровень стипендии в сравнении со страной проживания Внесистемные факторы Условия проживания Миграционная политика Возможности частичной/сезонной занятости по время обучения за рубежом Ценность наличия опыта обучения за рубежом для рынка труда

Доля иностранных потребителей российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году по странам/регионам происхождения, %* * Источник: Тенденции экспорта российского образования. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010

Участие России в региональных интеграционных процессах – многостороннее сотрудничество Активное участие в реализации основных принципов Болонского процесса (47 стран-участниц) Поддержка создания университета ШОС (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Россия, Китай) Поддержка создания сетевого университета СНГ (Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия, Таджикистан, Республика Молдова) Поддержка проекта «Еврофакультет – Псков» (Россия, Швеция, Норвегия, Дания, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Финляндия и Германия)

Переход к инновационному социально ориентированному типу развития Модернизация системы образования – условие формирования инновационной экономики Целевые ориентиры к 2020 г.: формирование научно-образовательных центров мирового уровня – ок. 20 формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России - до 5 % общего числа студентов доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 % объема финансирования системы образования (в 2007 г. – ок. 2,07 %) обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований аккредитация программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации - не менее 15 % (в 2007/08 уч.г. – ок. 0,9 %) Повышение конкурентоспособности российского образования Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.:

Сеть ведущих российских вузов Архангельск Ростов Екатеринбург Красноярск Якутск Владивосток Казань (3) Санкт-Петербург (4) Москва (11) Самара Пермь (2) Н.Новгород Томск (2) Новосибирск Белгород Иркутск Саранск Саратов Челябинск МГУ им. М.Ломоносова Санкт-Петербургский государственный университет Федеральные университеты – 9 Национальные исследовательские университеты – 29 Ассоциация ведущих вузов (основана в 2010 г.) - МГУ, СПбГУ - Федеральные у-ты - Национальные исследовательские у-ты

Показатели развития кадрового потенциала (в среднем на один ФУ)

Количество организованных международных мероприятий Показатели эффективности деятельности Федеральных университетов (международное признание)

вузМесто в рейтингерейтинг САФУ250TIMES КФУ350TIMES УФУ300QS СВФУ100РЕЙТОР СФУ20РЕЙТОР ЮФУ250TIMES Продвижение Федеральных университетов в международных рейтингах к 2018 г.

Национальный исследовательский университет в 2019 г. (средние значения) Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ 5% Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах 32%

Повышение квалификации сотрудников НИУ за рубежом в 2010 г. (по данным предварительного анализа отчетов НИУ за 2010 г.) Всего – 2346 поездок за рубеж сотрудников НИУ в 2010 г.

Совместные международные программы Программы на иностранных языках Приглашение к преподаванию и исследованиям международных специалистов, в т.ч. соотечественников Международная валидация образовательных программ Международная сертификация СМК Аудит деятельности, в т.ч. международный Система поддержки патентования перспективных разработок в России и за рубежом Проведение / участие в значимых международных мероприятиях Направления развития национальных исследовательских и федеральных университетов в части международного сотрудничества

ФЦП «Кадры»: мероприятие 1.5 По итогам гг. реализуется 235 проектов под руководством приглашенных руководителей (соотечественников), 110 из которых завершаются в 2010 году Приглашенные руководители: Проводили семинары и мастер-классы с российскими коллегами, в основном с молодыми учеными Принимали участие в руководстве НИР Содействовали подготовке публикаций в рецензируемых журналах

Стипендии Президента РФ для обучения российских студентов за рубежом, 2010 г. Квоты стипендиантов: Студенты: 43 из них 3 (резерв) Аспиранты: 63 из них 3 (резерв) 20 университетов входят в Топ 200 мирового рейтинга университетов Times 2010 г., в которые направляются 23 российских стипендианта

Перспективные направления деятельности, способствующие развитию партнерства стран в сфере образования Инфраструктура образовательного сотрудничества: Разработка Стратегии и программы экспорта образовательных услуг; Мониторинг спроса на образовательные услуги и прогнозирование потребностей подготовки национальных кадров для зарубежных стран; Создание сетевых образовательных учреждений на двусторонней и многосторонней основе; Повышение качества участия в международных и региональных организациях, проектах, программах и процессах Формирование инфраструктуры и институциональных условий мобильности Усиление вузовского потенциала: Формирование системы повышения квалификации сотрудников вузов в сфере международного сотрудничества; Формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы создания и реализации международных образовательных программ; Разработка и внедрение программ и курсов на иностранных языках Создание информационного пространства: Подготовка и представление статистических и качественных аналитических данных о национальной системе образования; Развитие мультиязычной системы информационной поддержки экспорта образования и международного сотрудничества в области образования; Реализация Комплексной информационной стратегии по формированию имиджа национального образования за пределами страны Германия, DAAD – 1925 Великобритания, British Council – 1934 Нидерланды, NUFFIC – 1952 Россия - ?????

Источники финансирования обучения иностранных студентов в США Источник финансированияПроцент от общей суммы Личные и семейные средства61,9 % (-1,9%) Колледж или университет США24,1 % (+9,1%) Правительство или вуз родной страны 4,6 % (+26,6%) Правительство США0,7 % (+15,6%) Американский частный спонсор1 % (-9,5%) Иностранный частный спонсор1,4 % (+56,5%) Международные организации0,3 % (+28,8%) Работодатель5,2 % (+7,8%) Другие источники0,8 % (+12,5%)

P.S.: НФПК Монография: «Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего» o.pdf Консалтинговая программа: «Развитие институциональных возможностей вузов для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере образования и науки» Электронный каталог наиболее важных источников, документов и аналитических работ по системам оценки исследовательской деятельности База данных по региональным и международным ассоциациям и сетям

Сайт «Болонский процесс в России»

Спасибо за внимание! Суслова Дарья Владимировна Национальный фонд подготовки кадров Сайт НФПК: Сайт «Болонский процесс в России»: