МЕСТО И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Методологические предпосылки здоровьетворящего образования Орехова Татьяна Федоровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК ПОЗНАНИЯ СЕБЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Татьяна Федоровна Орехова, доктор педагогических наук Тамара Васильевна Кружилина, доктор педагогических наук Магнитогорский.
Advertisements

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Выступление старшего воспитателя Кузьминой Т.А. на педагогическом совете «Пути и средства оптимизации процесса формирования у детей дошкольного возраста.
Мещерякова Мария Николаевна Мещерякова Мария Николаевна Воспитатель группы 2 «Гномики» Воспитатель группы 2 «Гномики» МБДОУ ДС 345 МБДОУ ДС 345.
Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор,
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогика здоровья Курс лекций Автор: Т. Ф. Орехова, к.п.н., проф. кафедры педагогики начального и специального образования МаГУ.
L/O/G/O Валеология – наука о здоровье!!!. Понятие здоровый образ жизни. Его составляющие. Методологические основы валеологии. Основные вопросы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 26 «УЛЫБКА» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Консультация для педагогов « Валеологизация образовательного процесса – одно из условий сохранения здоровья детей»
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Транксрипт:

МЕСТО И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Методологические предпосылки здоровьетворящего образования Орехова Татьяна Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин Магнитогорского государственного университета

Понятие здоровьетворящего образования Здоровьетворящее образование - это качественная характеристика, еще одна (наряду с обучающей, воспитательной и развивающей) функция целесообразно организованного педагогического процесса, направленно ориентированного на становление (сохранение, поддержание, укрепление и наращивание) здоровья его субъектов (учащихся и учителей) в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.

Здоровье это бинарный феномен, органично, синекретично, неразделимо объединящий в себе два начала: природное и культурное. Здоровье человека – это объем его жизненных сил, которые даются человеку при рождении которые он в процессе своей жизни и культурной деятельности сохраняет, укрепляет и наращивает или растрачивает (чаще всего по неведению или по неразумности) и истощает. Поэтому состояние здоровья человека можно считать одним из показателей культуры его личности. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ПРИРОДЫ ПРИ РОЖДЕНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

Педагогические понятия, ориентированные на здоровье ориентированные на наличный уровень здоровья субъектов педагогического процесса: -- здравосохранный – здоровьесохранный – здоровьесберегающий – здравосберегающий отражающие перспективную направленность педагогической деятельности: -- здравотворческая -- здравосозидательная -- здравообразовательная -- здравоформирующая

Содержательно понятие «здоровьетворящее образование» включает в себя сумму таких понятий, как здоровье человека, творение и образование. Творение (в контексте понятия здоровьетворящего образования) означает сотворенье, созидание как деятельное свойство творящего субъекта и одновременно как процесс его творческой деятельности. Образование (в самом широком смысле слова) – это процесс формирования образа личности растущего человека в период его становления как культурного существа.

Здоровьетворящее образование Целью здоровьетворящего образования является формирование у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению (к творению своего здоровья), которая проявляется в потребности, способности и решимости человека стать и быть здоровым. ГОТОВНОСТЬ к здоровьетворению Потребность в здоровьетворении Способность к здоровьетворению Решимость в здоровьетворении МОГУ ХОЧУ БУДУ

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 1. Учитель (педагог) - один из ведущих факторов здоровьетворящего образования 2. Здоровье учащихся в определенной мере (согласно принципу взаимозависимости) зависит от здоровья учителя.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 3. Личность и жизнь учителя - модель и образец пути здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости для учащихся и их родителей.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 4. Разрушение (снижение уровня) здоровья детей (а также самого учителя) в условиях педагогического процесса – следствие, в том числе, недостаточной компетентности учителя в вопросах здоровья человека, которое является интегральной характеристикой его целостного организма.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 5. Цель школьного образования – организация полноценной жизни ребенка и учителя во время пребывания их в школе. Первая «обязанность» организма (по Э. Фромму) – быть живым. «Быть живым» – это динамическое, а не статическое понятие. Существование и раскрытие специфических сил организма – это одно и то же. Все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей. Отсюда цель человеческой жизни следует понимать как раскрытие его сил и возможностей в соответствии с законами его природы» (Э.Фромм)

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 7. Система массового образования является механизмом здоровьетворения семьи. 8. Путь здоровьетворения – путь снижения агрессивности, а, следовательно, и преступности среди детей и взрослых.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования 9. Человек должен рассчитывать только на самого себя. Учитель может дать совет или побуждение, все остальное – дело самого человека. Смысл образования состоит в том, чтобы обеспечить растущему человеку «поле выбора», и именно эту задачу – обозначения всего многообразия возможных выборов – необходимо решать учителю в процессе образования ребенка. Однако показать возможность выборов – это только первый шаг в педагогическом воздействии на волю реципиента. Второй шаг – раскрытие всех возможных последствий каждого их обозначенных выборов и личной ответственности каждого за этот выбор и его последствия.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования Это те установки сознания, следование которым при организации педагогического процесса будет гарантией не только сохранения и укрепления собственного здоровья учителя и учащихся, но также гарантией отношений взаимопонимания, взаимоподдержки и взаиморазвития.

Методологические предпосылки здоровьетворящего образования Взрослые и дети, родители и дети, учителя и учащиеся – это пары диалектически связанных субъектов, так сказать диалектические противоположности, которые есть и могут быть только в связи друг с другом.

Резюме «Мамы, папы, мы без вас, все равно что вы без нас». «Мамы, папы, мы без вас, все равно что вы без нас». «Праздник непослушания» Давайте же, дорогие учителя, будем здоровы и счастливы, потому что человек рождается на этот свет для счастья. Давайте же, дорогие учителя, будем здоровы и счастливы, потому что человек рождается на этот свет для счастья.