Педагогический консилиум как механизм индивидуализации образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья Пасечкина В.П., директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Advertisements

Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Гурович Евгения Геннадьевна зам. директора по УВР ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа 1 VIII вида »
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Комплексная программа взаимодействия семьи и школы.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Психологическая деятельность осуществляется по организационно- содержательной модели «Консультант» Работа с учащимися Работа с родителями Сотрудничество.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Социально-психолого- педагогическое сопровождение проблемных семей. Педагог-психолог МОУ СОШ 17 г. Орел Вакшина Т.А.
Диагностика Развитие и психокоррекция Просвещение Педагогический консилиум Психологическая служба Вступительное тестирование Отслеживание динамики развития.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Транксрипт:

Педагогический консилиум как механизм индивидуализации образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья Пасечкина В.П., директор Железногорской санаторной школы-интерната

Школьный консилиум как основа ориентации психолого- педагогической поддержки и медико-валеологического сопровождения П е д а г о г Сбор информации об успеваемости, взаимоотношениях в коллективе, семье, сложности адаптации М е д и к Сбор анамнестических сведений о состоянии здоровья П с и х о л о г Сбор информации об особенностях личности, феномене развития ребенка на момент обследования Д е ф е к т о л о г Сбор информации об уровне развития основных мыслительных процессов Л о г о п е д Сбор информации о состоянии основных компонентов речи В а л е о л о г Сбор информации о соблюдении здорового образа жизни (двигательная активность, питание, режим дня, личная гигиена, реагирование на стрессовые ситуации, вредные привычки) Просвещение педагогов. Педологический всеобуч Коррекционно-развивающая деятельность педагога, психолога, логопеда, валеолога Консультирование родителей Сочетание педагогического процесса с лечебно- оздоровительными мероприятиями Консультирование педагогов, медицинских работников Социально-диспетчерская деятельность: консультации у узких специалистов «Службы доверия» (по необходимости) Рекомендации по определению тем по самообразованию педагогов I «Сборка» школьного статуса ребенка- инвалида II Разработка страте- гии психолого- педагогической поддержки и медико- валеологического сопровождения Выдвижение психолого- медико- педагогичес- кой гипотезы относительно причин и характера проблемы Диагностический минимум Оформление необходимой документации 1. Журнал отслеживания динамики коррекционного сопровождения специалистов. 2. Заключения специалистов по результатам динамического (промежуточного) обследования Итоговое заключение специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума. 1. Индивидуальные заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума. 2. а) Педагогическое представление; б) Психологическое представление; в) Логопедическое представление; г) Медицинское представление (выписка из истории болезни). 3. Карта-прогноз коррекционного психолого- педагогического и медико-валеологического сопровождения. З а п о л н е н и е и н д и в и д у а л ь н о й к а р т ы н а р е б е н к а – и н в а л и д а II этап Уточнение проблемы III этап Решение поставленной проблемы I этап Постановка проблемы IV этап Закрепление положительного результата Мониторинг психолого-педагогической поддержки и медико-валеологического сопровождения детей инвалидов (отслеживание динамики развития) У г л у б л е н н а я д и а г н о с т и к а

Психолого-педагогическая поддержка (один из способов комплексного сопровождения) Комплексное психолого-медико- педагогическое сопровождение 1. Предмет деятельности Кратковременные реальные проблемы в развитии личности ребенка Специфические комплексные проблемы длительно болеющих детей с разной патологией, требующие внимания со стороны всех специалистов 2. Цель деятельности Поиск и создание педагогом необходимых условий для реализации собственного выбора ребенка Конструирование (проектирование) комплексного психолого-медико- педагогического процесса с целью создания условий для саморазвития, оздоровления, самоопределения личности больного ребенка 3. Ожидаемый результат Успешная реализация личностного выбора больным ребенком, основанная на высокой компетентности педагога и только при взаимном доверии Успешная реализация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающая раскрытие реабилитационного потенциала больного ребенка 4. Планирование деятельности Собственная инициатива педагога, ребенка, его семьи, основанная на возникшей проблеме. Стратегия поддержки – тактическая (кратковременная) по ситуации Долговременное взаимодействие психолого- медико-педагогических специалистов в режиме работы школьного ПМПК по реализации реабилитационного потенциала больного ребенка 5. Приоритеты в видах (этапах) деятельности диагностический поисковый договорной рефлексивны диагностический консультационный поисковый (с выходом на оздоровление, профилактику, коррекционно-развивающую) рефлексивный 6. Ролевые позиции Субъект-субъектные (взаимопонимание, доверие, взаимодействие) Субъект-объектные и субъект-субъектные (взаимопонимание, взаимодействие) Специфика деятельности отдельного педагога-профессионала Специфика функционирования оздоровительного образовательного учреждения

Модель комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения Комплексная диагностика I этапдиагностическийII этаппоисковыйIII этап консультативно- проективный IV этап деятельностный, рефлексивный Индивидуальная программа Гармонизация развития личности

Индивидуальные особенности учащихся с учетом заболевания Индивидуальные особенности учащихся с учетом заболевания Разная степень усвоения учащимися предшествующего материала Разная степень усвоения учащимися предшествующего материала Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении Различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов Различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов Осознанное отношение к ресурсам собственного здоровья Осознанное отношение к ресурсам собственного здоровья

Индивидуальное образовательное пространство Инвариантная часть государственного базисного учебного плана Вариативная часть учебного плана (индивидуально, согласно спо- собностям, возможностям, интере- сам ребенка, запросам семьи) Дополнительное образование в стенах школы Дополнительное образование во внешкольном образовательном пространстве (СЮН, СЮТ, ДТ, ДЮСШ) Дополнительное образование через предметность вне школы: семинары, олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции Дифференциация учебных программ Вариативность форм обучения: групповая, индивидуальная, на дому, в школе, дистанционная Специализированная помощь логопеда, психолога, тифлопедагога, сурдопедагога Вариативность форм и методов медицинской реабилитации (включая телемедицину) Направленная социализация через работу со средними специальными и высшими учебными заведениями, с Управлением социальной защиты и Управлением занятости населения Развитие духовного и нравственного потенциала, воспитание активного отноше- ния к жизни через воспитательную систему «Школьная страна Родничок»

Моя школаМой класс Образовательный процесс организован Моя школа В классах В группе Индивидуально Я МоиЯ Мои проблемыЯ друзья в группе

Цель общения Цель общения: Не «программирование», а содействие развитию личности; не реализация первоначального замысла, а динамическое проектирование. Тактика общения Тактика общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых к децентрации (умению становиться на позицию другого). Способы общения Способы общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, самостоятельности; использование разнообразных стилей общения с ребенком и их варьирования. Позиция педагога в общении Позиция педагога в общении: взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, ориентация на интересы ребенка и перспективы его развития.

Тьютор Тьютор - (англ. tutor) - особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования

I этап – постановка проблемы Школьный ПМПк (по запросам учителей, классных руководителей, воспитателей, социального педагога) Дети – инвалиды, дети, нуждающиеся в длительном лечении разных форм обучения и имеющие проблемы: - в познавательной сфере; - в самоопределении своей будущей профессиональной деятельности. Выдвижение психолого-медико- педагогической гипотезы относительно причин и характера проблем

II этап – уточнение проблемы Углубленная диагностика Начинается работа с углубленной психолого-педагогической диагностики данной категории обучающихся. Предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП). Определение уровня мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; соотнесение их ожиданий, приоритетов и целей Выявление индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности обучающихся Изучение особенностей личности (потребности, склонности, интересы, намерения, цели, мотивы) Изучение способности обучающихся к целеполаганию, планированию, самоорганизации своей деятельности. Сбор дополнительной информации об обучающихся.

III этап – решение проблемы Школьный ПМПк Разработка стратегии тьюторского сопровождения ребенка Итогом данного этапа является реализация и корректировка индивидуальных образовательных программ (ИОП) для указанной категории обучающихся в рамках тьюторского сопровождения с учетом положения о тьюторском сопровождении и положения об ИОП. Тьюторский семинар для педагогов Семейные консультации (организация встреч для совместного обсуждения результатов учебной деятельности, по вопросам выбора программ дополнительного образования и т.д.) Консультирование родителей по вопросам индивидуального образовательного движения ребёнка (его достижения и трудности) Индивидуальные и групповые тьюторские консультации обучающихся Работа с детским интересом/инициативой (разработка образовательных и социальных проектов, подготовка презентаций) Специальная развивающая работа с обучающимися (образовательное событие, тренинги, тьюторский час, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма») Аналитическая деятельность Координирование взаимосвязи познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения

Обучение или образование? Обучение Обучение – это инструмент, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний» большинство из которых остаются невостребованными и уходят из активной памяти в память пассивную, где и теряются. Образование Образование – это процесс свободного определения каждым обучающимся своего собственного места в жизни и обучении, а соответственно, и места, которое знание должно занять в его жизни.

Соотнесение уроков с индивидуальной образовательной программой Тип урокаЭтапы урока Применение индивидуальной образовательной программы Используемые формы работы для детей 1. Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебной деятельности Орг.момент Этап целеполагания + Индивидуальная работа Этап актуализации знаний + Индивидуальная работа, работа в паре Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала + Индивидуальная работа, работа в паре Применение теоретических положений при выполнении упражнений и решении задач (репродуктивное закрепление) + Индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников + Индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, работа с консультантом