Регулятивных, коммуникативных и познавательных умений в УМК «Биология. 5-9 кл.» Сонина Н.И. и др. Отбор и систематизация средств формирования УУД Алексеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Транксрипт:

регулятивных, коммуникативных и познавательных умений в УМК «Биология. 5-9 кл.» Сонина Н.И. и др. Отбор и систематизация средств формирования УУД Алексеева Е.В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО

УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности УУД Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования Понятие УУД Понятие УУД

обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области ФУНКЦИИ УУД

4 Виды УУД

внутренняя позиция мотивация нравственно-этическая оценка Личностные УУД Личностные УУД 5

уметь ставить себе конкретную цель планировать свою жизнь прогнозировать возможные ситуации 6 Регулятивные УУД

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Регулятивные УУД Регулятивные УУД 7

8 исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания логические действия и операции способы решения задач Познавательные УУД

9 логические общеучебные постановка и решение постановка и решение проблем

УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД 10

это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развитияобучения воспитания Сре́дства обуче́ния

Классификация средств обучения Уебно-материальные Дидактико-методическиеПсихолого-психологические Оборудование кабинета:Оборудование кабинета: КоллекцииКоллекции МатериалыМатериалы ПриборыПриборы Модели, МакетыМодели, Макеты Таблицы, Плакаты. схемыТаблицы, Плакаты. схемы ТранспорантыТранспоранты Экранные пособия, ТСОЭкранные пособия, ТСО Книги (учебные, справочные,Книги (учебные, справочные,научно-популярные) Дидактические пособия,Дидактические пособия, виртуальная лаборатория виртуальная лаборатория Язык науки Язык науки Методы обучения по предметуМетоды обучения по предмету Биологический экспериментБиологический эксперимент Биологические задачиБиологические задачи (генетические, экологические, (генетические, экологические, по молекулярной биологии и по молекулярной биологии и др.) др.) Дидактический материалДидактический материал Познавательные задания:Познавательные задания: Вопросы Вопросы УпражненияУпражнения ЗадачиЗадачи ТестыТесты ДиктантыДиктанты АлгоритмыАлгоритмы Эвристические предписанияЭвристические предписания Дидактические игрыДидактические игры Творческие заданияТворческие задания

современный учебник как средство обучения должен способствовать не только усвоению конкретных предметных знаний, но и формированию универсальных учебных действий, которые способствуют развитию механизмов самореализации учащихся, создают условия развития личности УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

СТРУКТУРА УЧЕБНИКА ТЕКСТ ВНЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1.Аппарат организации усвоения(АОУ) – частная подструктура учебника: заголовки планы параграфов образцы решений вопросы и задания памятки, инструкции, таблицы, шрифтовые выделения подписи к иллюстрациям и упражнениям направлять и стимулировать мыслительную деятельность учащихся в процессе усвоения учебного содержания направлять и стимулировать мыслительную деятельность учащихся в процессе усвоения учебного содержания развитие познавательных интересов развитие познавательных интересов формирование самостоятельной работы с учебным материалом формирование самостоятельной работы с учебным материалом ВНЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Составления схемы расщепления при анализирующем скрещивании (стр. 185/ 184; 187) Общая формула расчета гамет у полигибридов (стр.184/182) Составления схемы скрещивания при сцеплении с полом (стр. 191/191) Составление схемы наследования окраски при полимерии (стр. 194/194) служат формированию регулятивных универсальных учебных действий: умений самостоятельной работы с учебным материалом (алгоритмы действий (типовых планов), целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка. Алгоритмы

Объясните, почему такие разные на первый взгляд ткани, как костная, хрящевая, кровь, жировая, относятся к одному типу – соединительные ткани (тетрадь, 8 класс, стр.19 задание 24) Аппарат организации усвоения и ссылки на задания в в рабочей тетради содержат задания на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые позволяют формировать монологическую речь, аргументировать свою точку зрения («подумайте», «составьте описание», «объясните», «расскажите», «приведите доказательство»); выполнить работу в группе; побуждающие к дискуссии. Подумайте: О чем свидетельствует наличие у зародыша человека признаков, характерных для рыб, земноводных, рептилий? (учебник, 8 класс, стр. 220) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Приведите аргументы, доказывающие, что все современное человечество принадлежит к одному виду (тетрадь, 8 класс, стр. 9 задание 10)

Методический аппарат учебников и задания в рабочих тетрадях содержит задания на формирование логических действий (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выявление причинно- следственных связей); на составление схем по тексту; на составления рассказа по схеме, рисунков; задания на извлечение информации из текстов различных жанров, на подбор аргументов; задания по проектной деятельности; задания исследовательского характера ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Изучите материал учебника и дополните схему «Строение Нервной системы» (тетрадь, 8 класс, стр.33, задание 45; стр. 34, задание 47) Используя материал учебника, составьте круговую диаграмму «Состав плазмы крови» (тетрадь, 8 класс, стр.75, задание 114) С помощью вертикальных отрезков изобразите в ра- бочей тетради относительные Размеры различных динозавров и человека Рассмотрите диаграммы на стр учебника. Чем различается химический состав тел живой и неживой природы? Существуют ли элементы, которые встречаются только в живых организмах?

Тщательно подобранный иллюстративный материал служит наглядной опорой мышления учащихся, позволяет усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала, обеспечив тем самым его успешное усвоение

Задание группам Из выбранной Вами темы, используя материал текстов параграфов и внетекстовых компонентов к ним (рубрики: проверьте свои знания, подумайте, работа с компьютером), приведите конкретные примеры средств формирования различных видов УУДИз выбранной Вами темы, используя материал текстов параграфов и внетекстовых компонентов к ним (рубрики: проверьте свои знания, подумайте, работа с компьютером), приведите конкретные примеры средств формирования различных видов УУД

1.Часто ли Вы используете работу с учебником на уроке? 2.С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности? 3.На каком этапе урока (темы) Вы чаще всего используете работу с учебником? 4.Умеют ли ученики находить ответы к задачам? 5.Умеют ли ученики находить в учебнике указанный пункт? 6.Умеют ли ученики находить в учебнике нужные формулы? 7.Умеют ли ученики находить в учебнике описания к рисунку, картинке, графику? 8.Умеют ли ученики подбирать заголовки к абзацам текста? САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С УЧЕБНИКАМИ

9.Умеют ли задавать вопрос к прочитанному параграфу? 10.Умеют ли ученики сформулировать главную мысль прочитанного текста? 11.Умеют ли ученики разбивать текст на смысловые блоки? 12.Умеют ли ученики составлять план текста? 13.Умеют ли ученики приводить примеры к прочитанному тексту? 14.Умеют ли ученики устанавливать межпредметные связи? 15.Умеют ли ученики составлять план решения задачи? 16.Умеют ли ученики находить в учебнике основной, дополнительный, пояснительный тексты? САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С УЧЕБНИКАМИ

Расположите ответы на поставленный вопрос в порядке снижения их значимости для Вас как для учителя Чем Вы руководствуетесь при оценке успехов учащихся? отношением учителя к ученику четкими критериями выполнения задания четкими критериями выполнения задания уровнем производительности класса уровнем производительности класса знаниями и умениями знаниями и умениями своим настроением своим настроением усердием и усилиями учащихся усердием и усилиями учащихся своим мнением и установками, которые у Вас сложились как у учителя своим мнением и установками, которые у Вас сложились как у учителя

Привлекаете ли Вы учащихся: оценивать собственные успехи оценивать свое сотрудничество на занятии оценивать свое сотрудничество на занятии обсуждать свое поведение обсуждать свое поведение описывать, как он подошел к решению задания описывать, как он подошел к решению задания оценивать успехи школьных товарищей оценивать успехи школьных товарищей обсуждать поведение школьных товарищей обсуждать поведение школьных товарищей

Спасибо за внимание! за внимание! 26

Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия моделирование преобразование модели 27 Общеучебные универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)Анализ Синтез – составление целого из частей Синтез Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации классификации Подведение под понятие, выведение следствий Установление причинно-следственных связейсвязей Построение логической цепи рассуждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование 28 Логические УУД Логические УУД

29 Постановка и решение проблем самостоятельное создание способов решения проблем формулирование проблемы

внутренняя позиция Я знаю Я умею Я создаю Я стремлюсь Оценка уровня притязаний Личностные УУД Личностные УУД 30

мотивация Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение». Оценка уровня притязанийОценка уровня притязаний Личностные УУД Личностные УУД 31

нравственно-этическая оценка Выделение морально-этического содержания событий и действийсодержания событий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора (Методика ЦОЛ) Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных нормморальных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Личностные УУД Личностные УУД 32

постановка учебной задачи 33 Регулятивные УУД целеполагание

составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели Регулятивные УУД 34 планирование

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик Регулятивные УУД 35 прогнозирование

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от этого эталона Регулятивные УУД 36 контроль

внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождением с эталоном для достижения реального ожидаемого результата Регулятивные УУД 37 коррекция

выделение и осознание учащимися того, что уже освоение и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Регулятивные УУД 38 оценка

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилению и преодолению препятствий Регулятивные УУД 39 саморегуляция

Контент-анализ выступлений одноклассников Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Самостоятельная работа с учебником, электронным образовательным ресурсом (ЭОР) Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных Решение задач Выполнение заданий по классификации понятий Виды учебной деятельности в информационной образовательной среде со словесной основой

Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)ЭОР Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации Виды учебной деятельности в информационной образовательной среде со словесной основой

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов Участие в телеконференциях Наблюдения за демонстрациями учителя Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Анализ графиков, таблиц, схем Анализ проблемных учебных ситуаций Виды учебной деятельности в информационной образовательной среде на основе восприятия образа

Постановка опытов для демонстрации классу Постановка фронтальных опытов Выполнение фронтальных лабораторных работ Выполнение работ практикума Разработка новых вариантов опыта Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных Решение экспериментальных задач Виды учебной деятельности в информационной образовательной среде с практической основой

Проведение исследовательского эксперимента Моделирование и конструирование Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности Виды учебной деятельности в информационной образовательной среде с практической основой

Познавательная деятельность (получение мировоззренческих, ориентировочных, оценочных знаний) Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Демонстрационные Информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, Электронные библиотеки и др. Новые виды учебной деятельности

Регулятивная деятельностьРегулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Контролирующие программы Контролирующие программы Новые виды учебной деятельности

Предметная деятельность (развитие способностей, умений и навыков в оперировании реальными предметами) Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Инструментальные Инструментальные программные средства (текстовые и графические редакторы, СУБД, электронные таблицы и т.д.) Новые виды учебной деятельности

Компьютерные (совместные) способы деятельности (пространственное и временное соприсутствие участников, обмен действиями, информацией и др.) Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Средства Средства компьютерных телекоммуникаций Новые виды учебной деятельности

Проектно-творческая деятельность, основанная на выдвижении предположений, гипотез, идей, включающая планирование, сбор дополнительной информации, выполнение и защиту проекта Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Интегрирующие Интегрирующие среды обучения Новые виды учебной деятельности

Познавательная, регулятивная. Предметная, коммуникативная, ориентировочно- исследовательская деятельность Типология электронных образовательных ресурсов в соответствии с новыми видами учебной деятельности Автоматизированные обучающие системы Новые виды учебной деятельности

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса 51 совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность Понятие УУД Понятие УУД

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта 52 Понятие УУД Понятие УУД

1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 53 Функции УУД Функции УУД

54 Проанализируйте структуру... с точки зрения... Составьте перечень основных свойств..., характеризующих... с точки зрения... Раскройте особенности... Выявите принципы, лежащие в основе... Учащиеся должны увидеть закономерность, привести аргументы подтверждающие эту закономерность Анализ – разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения

55 Найдите необычный способ, позволяющий... Изложите в форме... свое мнение (понимание)... Предложите новый (иной) вариант... Синтез – в процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа

Классификация – это операция деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления Правила классификации члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга) деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию деление должно быть соразмерным, объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации

57 Н.И.Вавилов(1887 – 1943) – российский генетик, растениевод, географ, организатор и первый директор (до 1940г.) Института генетики АН СССР г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений» «Жизнь коротка, надо спешить» Н.И.Вавилов «Мы взойдем на костер ради самого главного – служения науке…»

58 Лысенко и лысенковщина Лысенко Трофим Денисович (1898 – 1976) создатель псевдонаучного «мичуринского учения» в биологии; отрицал классическую генетику как «идеалистическую» и буржуазную; утверждал возможность «перерождения» одного вида в другой; В результате монополизма Лысенко и его сторонников в СССР в 30 – 40 годы были разгромлены научные школы в генетике, ошельмованы честные ученые, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства.

ОКРЫТИЯ ГЕНЕТИКОВ: «Добро или зло?» «Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генно- инженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека». В. А. Аветисов 59

Оценка уровня притязаний по методике Рогова. Данное исследование проводится во время выполнения учебного задания. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершению этого этапа заполнить бланк опросника В результате обработки данных анкеты выявляются компоненты мотивационной структуры: Внутренний мотив Познавательный мотив Мотив избегания Состязательный мотив Мотив смены деятельности Мотив самоуважения Значимость результатов Сложность задания Волевое усилие Оценка уровня достигнутых результатов Оценка своего потенциала Намеченный уровень мобилизации усилий Ожидаемый уровень результатов Закономерность результатов Инициативность

Категории учебных целей в когнитивной области Основные категории учебных целейПримеры обобщенных типов учебных целей 1. ЗнаниеУченик Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений. 1.знает употребляемые термины; 2. знает конкретные факты; 3. знает методы и процедуры; 4. знает основные понятия; 5. знает правила и принципы. 2. ПониманиеУченик Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, « перевод » его с одного языка на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе событий, явлений (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. 1.понимает факты, правила и принципы; 2.интерпретирует словесный материал; 3.интерпретирует схемы, графики, диаграммы; 4. преобразует словесный материал в математические выражения; 5.предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Категории учебных целей в когнитивной области 3. ПрименениеУченик Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий,, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. 1.использует понятия и принципы в новых ситуациях; 2.применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; 3.демонстрирует правильное применение метода или процедуры. 4. АнализУченик Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между нами, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения. 1.выделяет скрытые (неявные) предположения; 2.видит ошибки и упущения в логике рассуждения; 3.проводит различия между фактами и следствиями; 4.оценивает значимость данных.

Категории учебных целей в когнитивной области 5. СинтезУченик Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответвующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. 1.пишет небольшое творческое сочинение; 2.предлагает план проведения эксперимента; 3.использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы. 6. ОценкаУченик Эта категория обозначает умение оценить значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии эти могут быть как внутренними (структурными логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. 1.оценивает логику построения материала в виде письменного текста; 2.оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; 3.оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Категории учебных целей в аффективной области Основные категории учебных целейПримеры обобщенных типов учебных целей 1. ВосприятиеУченик Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.осознание; 2.готовность, или желание, воспринимать 3.избирательное - произвольное - внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне еще не полностью осознано целенаправленного) отношения к содержанию обучения. 1.проявляет осознание важности учения; 2.внимательно слушает высказывания окружающих - в классе, в беседе и т.д.; 3.проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; 4.проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни. 2. Реагирование (отклик)Ученик Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 1.подчиненный отклик; 2.добровольный отклик; 3.удовлетворение от реагирования. 1.выполняет заданную учителем домашнюю работу; 2.подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; 3.участвуют в обсуждении вопросов в классе; 4.самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем; 5.добровольно вызывается выполнять задание; 6.проявляет интерес к учебном предмету.

Категории учебных целей в аффективной области 3. Усвоение ценностной ориентацииУченик В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 1.принятие ценностной ориентации ( в обиходе это соответствует понятию « мнение » ); 2.предпочтение ценностной ориентации; 3.приверженность, убежденность. 1.проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; 2.целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; 3.проявляет убежденность. Отстаивая тот или иной идеал. 4. Организация ценностных ориентацийУченик Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 1.концептуализация ценностной ориентации (осмысление своего отношения); 2.организация системы ценностей. 1.пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства; 2.принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения; 3.строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

Категории учебных целей в аффективной области 5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность. Ученик Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщенный характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 1.обобщенная установка; 2.полное усвоение или распространение ценностных ориентаций на деятельность. 1.устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе; 2.проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности; 3.проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов; 4.постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни; 5.формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.