КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ АПРОБАЦИИ Ознакомительные материалы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Advertisements

Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через введение инновационного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Крушина М.Ю., заместитель.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
Родительское собрание МБОУ Увельской СОШ 2 22 марта 2012 г.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через введение инновационного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Крушина М.Ю., заместитель.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Ползюкова О.Н Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Транксрипт:

КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ АПРОБАЦИИ Ознакомительные материалы

Согласно Приказа Минобрнауки России 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план…» Комплексный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» внесен в обязательную часть учебного плана (в рамках максимально допустимой учебной нагрузки, за счет часов регионального и школьного компонентов). Один из 6 модулей (предметов) курса изучается в 4 классе по выбору родителей обучающихся (законных представителей).

Правовые и нормативные основы разработки ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2013 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжение Председателя Правительства РФ ( ) Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) в гг. Программа ОРКСЭ. Письма департамента госполитики в образовании Минобрнауки России «Методические материалы…»от и от Приказ Минобрнауки России 69 от «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ) 3

Для чего вводится преподавание ОРКСЭ? Введение преподавания религиозных культур и этики определяется необходимостью развития воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации Преподавание ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 4

5 Выступление Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.

Выбор учебного предмета (модуля) (19) (21) Основы православной культуры 28%32% Основы исламской культуры 10%9% Основы буддийской культуры 0,7% Основы иудейской культуры 0,09% Основы светской этики 44%42% Основы мировых религиозных культур 17%16% Выбор предметов (модулей) родителями школьников в период апробации (два учебных года в 19 и 21 регионе)

Цели преподавания ОРКСЭ Общая педагогическая цель (в рамках курса или новой предметной области согласно ФГОС) – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Цель духовно-нравственного образования при изучении религиозных культур: «… главная цель духовно-нравственного образования … приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья» (Патриарх Кирилл). 7

Задачи преподавания ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 8

Культурологический подход Основным методологическим принципом преподавания религиозных культур и этики является культурологический подход, направленный на формирование у детей представлений об основах традиционных религиозных культур народов России (по выбору), светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметные взаимодействия. Человек – субъект культуры. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования, особенно это касается общего образования, института общеобразовательной школы. Значимые функции культуры – наследование духовно- нравственных ценностей семьи, народа, общества, создание условий для личностного роста и творческой самореализации человека в обществе.

Основы культурологического подхода в преподавании религиозных культур и этики в (ОРКСЭ) в общеобразовательной школе -формирование культурологической компетентности учащихся в соответствии с мировоззренческим и культурным выбором семьи, обусловленным её самоидентификацией -отсутствие цели индоктринации при изучении религиозных культур (катехизации как приобщения к практическому участию в религиозной жизни и т.п. в других конфессиях) -отсутствие приоритета, преимущественного положения какой-либо религии или нерелигиозного мировоззрения, культуры перед остальными -воспитательная направленность образовательного процесса -минимизация конфликтных факторов -формирование поликультурной компетентности

Базовая характеристика культурологического подхода – интегративность. Культурологическая интеграция разнопредметных знаний обеспечивает формирование готовности к социокультурной ориентации. - учёт субъектного опыта ребёнка; - определение личностных особенностей субъектов образовательного процесса; - культурологическая интеграция содержания предметов и дисциплин многоуровневой структуры образования.

Структура комплексного курса 6 предметов (модулей): 1) основы православной культуры 2) основы исламской культуры 3) основы буддийской культуры 4) основы иудейской культуры 5) основы мировых религиозных культур, 6) основы светской этики. Структура модулей: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 12

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Опасения родителей «Почему не для старшеклассников, у которых естественным образом пробуждается стремление к познанию и обретению истины, для них такие уроки могли бы оказаться полезным подспорьем. Нет, давайте учить доверчивых четвероклассников – понять они, может, не все поймут, но запомнят крепко».

Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания в школе Комплексный курс ОРКСЭ (новая предметная область в ФГОС) - социально-педагогическая технология трансляции традиционной духовной культуры и нравственного оздоровления общества. «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» Формы работы с родителями: 1) Проведение родительских собраний 2) Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно- воспитательный процесс: «Расскажите о самом счастливом дне в жизни вашей семьи», «Счастлив тот, кто счастлив дома» и т.д. 3) Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника: «Вечер бабушек и дедушек». Коллективное творческое дело - «Дерево уважения» 15

ЗАЯВЛЕНИЕ Директору _______________________ заявление Я __________________________________________________ выбираю учебный модуль - Основы православной культуры; - Основы исламской культуры; - Основы иудейской культуры; - Основы буддийской культуры; - Основы мировых религиозных культур; - Основы светской этики в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для изучения моим (ей) сыном (дочерью) ______________________________________________, учащимся (ейся) ______ класса. ________________ ____________/_______________ Дата Подпись Фамилия

Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника «Диалог культур – путь к миру и согласию» привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены: 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей ОРКСЭ 2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно- исторические, духовно-нравственные традиции нардов и религий в России 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности народного и религиозного искусства разных народов и религий в России, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой (семья, родина, природа и др.) 17

Межпредметные связи По месту в учебном плане и по содержанию ОРКСЭ в 4 классе является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе в части актуализации мировоззренческих и культурных особенностей российского общества ОРКСЭ предваряет изучение предмета «История» в основной школе Перспектива: расширение преподавания ОРКСЭ в рамках новой предметной области духовно- нравственного образования по всем ступеням и годам обучения в школе.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНИКИ, ПРОШЕДШИЕ АПРОБАЦИЮ, ОДОБРЕННЫЕ КОНФЕССИЯМИ (изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ) 1.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл., Просвещение, Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, Учебники по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в федеральных перечнях)

Учебники по ОРКСЭ, не прошедшие экспертизу конфессий (изд. Дрофа): Костикова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 Дрофа Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5 Дрофа Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4-5 Дрофа Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5 Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 Дрофа Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5 Дрофа Учебники по модулям Светской этики и Мировых религиозных культур Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 кл., Русское слово, Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл., Русское слово, Учебники, содержание которых не соответствует программе ОРКСЭ и Обязательному минимуму содержания образования по ОРКСЭ (без раздельного преподавания) Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл., Вентана- Граф, Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Асс. ХХI Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Мнемозина И ДР. ПОДОБНЫЕ Учебники по ОРКСЭ (предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в федеральных перечнях