«Серебряный век» Литература. Термин Термин «серебряный век» впервые употребил философ Н. Бердяев. А.Ахматова писала: «И серебряный месяц ярко над серебряным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Advertisements

«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Русский символизм (к. XIX-н. XX в.). Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
«Серебряного века» силуэт… Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
Эти художники являются представителями стиля 1.Реализм 2.Авангард 3.Символизм М.А.ВрубельН.К.Рерих.
Особенности русского символизма Символ – окно в бесконечность. Ф.Сологуб.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
Транксрипт:

«Серебряный век» Литература

Термин Термин «серебряный век» впервые употребил философ Н. Бердяев. А.Ахматова писала: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл…»

Русская религиозная философия Вечная женственность. София – христианский символ мудрости. Соловьева три раза посещало явление Софии: Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)

Вера в Бога и Вера в Человека.Каждый человек должен развивать заложенное в нем Божественное начало. «Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…».Будущее искусства Соловьев видел в соединении с религией. Любовь. Это не обыденная влюбленность, а мистическое ощущение. Любовь спасет мир.

Религиозные философы Евгений Николаевич Трубецкой (1863 – 1920) Семен Людвигович Франк (1877 – 1950) Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) Павел Александрович Флоренский ( )

Склонность к игре, мистификации (Черубина де Габриак). Стремление к синтезу искусств (выставка «Голубая роза»). Эпатаж – установка на скандал. (желтая кофта В.Маяковского). Общая характеристика

Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева) В 1909 году редакция журнала символистов «Аполлон» получила таинственные стихи о католической Испании времен инквизиции, о рыцарстве. Читатели поверили в новую поэтессу. За псевдонимом скрывалась обычная женщина. Ее раскрыли, а стихи потеряли ценность.

Твои цветы… Цветы от друга, Моей Испании цветы. Я их замкну чертою круга Моей безрадостной мечты. Заворожу печальным взглядом Двенадцать огненных гвоздик, Чтоб предо мною с ними рядом Из мрака образ твой возник…

Это время пародий, дружеских экспромтов: Печальным взором и молящим Глядит Ахматова на всех. Был выхухолем настоящим У ней на муфте драный мех. Стремление к объединению, например, башня Вячеслава Иванова.

«Голубая роза» В марте 1907 года в Москве по инициативе Н.П.Рябушинского открылась выставка. Участники выставки – П.Кузнецов, С.Судейкин, Н.Сапунов, М.Сарьян. Здесь были представлены не только работы художников, но звучала музыка, читали стихи.

Павел Кузнецов (1878 – 1968) «МИРАЖ В СТЕПИ» (1912) Одинокие шатры, люди, которые не замечают сияния. Картина решена в холодных тонах, а яркие пятна (шатры и люди) подчеркивают господство серо- голубой гаммы.

Мартирос Сарьян (1880 – 1972) Он отказывается от холодных цветов. В картинах «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Финиковая пальма» (1911) художник лепит форму сочными красками.

«Башня В.Иванова» (Петербург, Таврическая,38)

Что такое литература «серебряного века»? Это период расцвета русской литературы в первые два десятилетия ХХ века. М.Горький называл таких поэтов «декадентами». Современники использовали понятие «модернизм» (новая литература по отношению к классической).

Символизм Символисты – те, кто стремился к туманным символам, намекам. В.Соловьев выразил идею двоемирия: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами.

Система символов Природа (небо, звезды, ветер, огонь). Животные, птицы (конь, ворон). Исторические знаки (поле Куликово). Библейские знаки (Христос, крест). Цвет (белый – божественная чистота, желтый – пошлость, красный – тревога, ожидание).

В.Я. Брюсов «Творчество» Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти лотаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.

Старшие и младшие символисты «Старшие» - З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов. «Младшие» - А.Блок, А.Белый, В.Иванов.

Акмеизм (от греческого «акме» - цветущая сила) – это литературно-художественное направление в русской поэзии, которое пришло на смену символизму, утвердившее новое понимание мира и поэтического слова.

Представители: А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам. О.Л. Делла Вос- Кардовская. Портрет Анны Ахматовой. Царское Село г. О.Л. Делла Вос-Кардовская. Портрет Николая Гумилева. Царское Село г.

Особенности: Против ухода поэзии в мир мечты. Поэт не погружен в себя, это земной человек. Против туманных символов, создание духа новостей. Деталь, жест. Поэзия живописна и красочна (красный тюльпан, золотистый мед, желтый одуванчик). Связь с другими культурами (Древней Грецией, шотландской поэзией).

«Поэзия намеков и настроений заменяется искусством точно вымеренных и взвешенных слов». (О.Мандельштам)

Футуризм Это художественное течение 20-х годов ХХ века, которое зародилось в Италии. От латинского futurum – искусство будущего.

Русские футуристы называли себя «будетляне» (от слова «будущее»- термин В.Хлебникова. Представители: Давид и Николай Бурлюки, В.Маяковский, Б.Лифшиц, И.Северянин. В 1912 году появился манифест «Пощечина общественному вкусу». Давид Бурлюк

Слова – вещи, знаки, способные к изменению. Крученых: Е-У-Ы (лилия) Лилия как цветок прекрасна, но безобразно слово «лилия». Е-У-Ы – первоначальная чистота цветка. Текст тем лучше, чем труднее его воспринимать. А.Е.Крученых

«Заумь» (словообразование). «Русь» Крученых: весна гусина хо мо ло те ге нере к рюккль рюрикрьд крюд бен т п р тльки р к в ь ю тлькоби пу.

Фигурные стихи (лесенки, треугольники). Вульгарная лексика (жаргон, язык афиш и плаката). Основные сборники: «Дохлая луна», «Взял», «Идите к черту», «Рыкающий Парнас». Футуристы обогатили русский язык, хотя и провозгласили разрыв с классикой. Они ввели в поэзию свободный ритм, сделали слово раскованным. В.Хлебников

Футуристы Кубофутуристы (В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк). Эгофутуристы (И.Северянин): Я, гений Игорь- Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсередно утвержден! «Эпилог», 1912 г. Шарж на И.Северянина.

Конец