Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования Презентация проекта РГОУ НПО «Профессиональное училище 15» Срок выполнения проекта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ ВМР «Высоковская основная общеобразовательная школа» Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении.
Advertisements

Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников. Учитель истории и обществознания СОШ 12 г.Обнинска, Петрова Н.Д.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания.
Транксрипт:

Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования Презентация проекта РГОУ НПО «Профессиональное училище 15» Срок выполнения проекта: уч.год

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возвышение ее потребностей, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагает замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Федеральная программа развития образования

Три причины, по которым нельзя сказать «нет» компетентностному подходу информационный взрыв – одна из причин кризиса традиционной системы образования, ориентированной на передачу знаний развитие бизнес-сообщества и изменения, которые происходят на рынке труда, несоответствие между требованиями рынка труда и результатами образования стало проявляться особенно резко осознание того, что сегодня российская школа находится отнюдь не на лидерских позициях Негативное влияние традиционной школы на здоровье детей, невозможность включать новое содержание в старые формы образования, изменение ценностных основ самих педагогов – все это создает необходимые условия для пересмотра целевых рамок образовательного учреждения, понимания необходимости коренного переустройства всей системы образования.

Цель: формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе учебной деятельности Задачи: подготовить нормативную документацию обучить педагогов деятельности по развитию ключевых компетенций получить полную информацию о состоянии учебно- воспитательной работы по развитию ключевых компетенций определить степень действительной сформированности ключевых компетенций в профессиональной или учебной деятельности обобщить опыт по развитию ключевых компетенций в учебном заведении

Ожидаемый результат Способность и готовность изучать Способность и готовность искать Способность и готовность думать Способность и готовность сотрудничать Способность и готовность приниматься за дело Способность и готовность адаптироваться

Ценностно-смысловая ориентация: - осознание своей роли и предназначения - потребность и способность самореализации Компетенция личностного самосовершенствования: эмоциональная устойчивость потребность и способность в здоровом образе жизни Учебно-познавательная компетенция: умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности развитость творческих способностей Социально-трудовая компетенция: аккуратность добросовестность трудолюбие усидчивость мобильность Коммуникативная компетенция: коммуникабельность владение различными социальными ролями в коллективе Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию Общекультурная компетенция: знания в области национальной, общечеловеческой культуры отношение к семье как непреходящей ценности Ключевые компетенции Профессиональные компетенции (ЗУН в соответствии с ГОС НПО) (ЗУН по общеобразовательным предметам) ВЫПУСКНИК Ожидаемый результат

Стратегическое планирование Направления и задачи измененийОжидаемые результатыСрокиОтветственные Начало Окончание 1. Подготовить нормативную документацию 1.1. Педсовет. Вопрос «Внедрение в учебный процесс факультативного курса «Профессиональное становление и саморазвитие личности». Решение педсовета, протокол Администрация 1.2. Методсовет. Вопрос «Формирование КК в учебном заведении» Решение МС, протокол, коррективы в плане работы ОУ Председатель МС Администрация 1.3. Приказ о внедрении в учебный процесс факультатива «Профессиональное становление личности» Приказ Директор 1.4. Управленческий проект по развитию ККРазработка проектадо Администрация 1.5. Комплексно-методическое обеспечение факультативного курса Программа, планиюнь Преподаватели, методист, зам. директора по ООД 1.6. Разработка единой технологии обучения, развивающей КК учащихся Методические рекомендации сентябрь 2006 октябрь 2006 Методист, психолог 1.7. Разработка единых требований к учебному процессу, направленному на развитие КК Методические рекомендации сентябрь 2006 сентябрь 2006 Зам. директора по ООД, методист 1.8. Создание творческой группыПоложение, приказ, план работы сентябрь 2006 сентябрь 2006 Зам. директора по ООД, методист 1.9. Пополнить библиотечный фондДидактическая и психо- логическая литература сентябрь 2006 август 2007 Библиотекарь Подготовка дидактических пособий для учащихся Раздаточный материалсентябрь 2006 октябрь 2006 Преподаватели фа- культативного курса

2. Обучить педагогов деятельности по развитию КК 2.1. Заседание МС, ЦМКРешения, протоколыавгуст 2006по особому лану, август 2007 Председатель МС, руководители ЦМК, НМЦ 2.2. Подготовка консультантовПовышение квалификации преподавателей июнь 2006июнь 2007Руководители НМЦ 2.3. Обучающие семинары: «Что такое ключевые компетентности как результат образования» Компетентностный подход в деятельности преподавателя сентябрь Психолог, методист «Учебная деятельность и ее особенности»Компетентностный подход в деятельности преподавателя октябрь Психолог, препо- даватели факуль- тативного курса «Коммуникативная компетентность»Компетентностный подход в деятельности преподавателя ноябрь 2006-Психолог, методист «Психология познавательных процессов»Компетентностный подход в деятельности преподавателя ноябрь 2006-Психолог, методист «Игровые педагогические технологии»Компетентностный подход в деятельности преподавателя ноябрь 2006-Психолог, методист «Выбор форм, средств и методов обучения»Компетентностный подход в деятельности преподавателя декабрь 2006 июнь 2007Психолог, методист «Работа в группах»Компетентностный подход в деятельности преподавателя февраль 2006 июнь 2007Психолог, методист «Составление плана и опорных конспектов» Компетентностный подход в деятельности преподавателя февраль Психолог, методист «Публичное выступление»Компетентностный подход в деятельности преподавателя март 2007-Психолог, методист 2.4. Практические занятия. Тренинги с преподавателями (по плану) (обучающих семинаров) Компетентностный подход в деятельности преподавателя октябрь 2006 апрель 2007Психолог

2.5. Индивидуальнее консультации для педагогов. Корректировка в деятель- ности преподавателя в течение уч. года -Консультанты Методист 2.6. Работа с поурочным и тематическим планированием КМО, планы уроковсентябрь 2006 в течение учебного года Методист, преподаватели 2.7. СамообразованиеИндивидуальный план работы сентябрь 2006 в течение года Преподаватели 2.8. Обмен опытом по развитию КК на уроках и во внеурочной деятельности Посещение уроков, анализв течение года в течение года Заместители директора, методист, преподаватели 3. Получить полную информацию о состоянии учебно-воспитательной работы по развитию КК 3.1. Работа с поурочным и тематическим планированием Планы уроковв течение года в течение года Методист, преподаватели 3.2. Посещение уроков, внеурочных мероприятий (по плану внутриучилищного контроля) Анализ, самоанализоктябрь 2006 апрель 2007 Администрация, методист 3.3. Посещение занятий факультативного курса «Профессиональное становление и саморазвитие личности» Анализ, самоанализоктябрь 2006 апрель 2007 Администрация, методист 3.4. Индивидуальные беседыПолное представление о Деятельности преподавателя ноябрь 2006 август 2007 Администрация, методист 3.5. Педчтения. Круглый столТворческие работы преподавателей апрель администрация, преподаватели 3.6. Методическая неделя. Конкурс «Мой лучший урок» Обмен опытомапрель Преподаватели

3.7. Педсовет «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» Решение педсовета, протокол март 2007 Директор 4. Определить степень действительной сформированности КК в профессиональной и учебной деятельности 4.1. Диагностика сформированности КК (по плану). Анализ и корректировка Входной, промежуточный итоговый контроль октябрь 2006 февраль 2007 июнь Психолог, методист, преподаватели 4.2. Конференция-фестиваль научного творчества учащихся Публичная защита работмарт 2007-Администрация, преподаватели, методист 4.3. Экспериментальная работа. Развитие КК в учебной деятельности Внутренняя экспертизаВ теч. года Творческая группа 5. Обобщить опыт по развитию КК в учебном заведении 5.1. Обобщение опыта по развитию КК учащихся через предмет Сборник материаловоктябрь 2006 март 2007 Администрация, методист 5.2. Выявление проблем и поиск путей решения Проблемы, задачи на новый учебный год май 2007июнь 2007 Творческая группа

СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА РАСЧЕТ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ п/пНаименованиеСумма (руб.) КоличествоЕд. изм.Цена 1.Бумага пачка Файлы пачка Ватманы Лист Скоросшиватели600120Штук Учебные и методические пособия Штук133 6.Электронные учебники Штук120 ИТОГО5900

п/пОплата трудаСуммаТарифКоличество чел. Количество час. 1.Руководитель проекта Психолог Преподаватели Методист Всего РАСЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА п/пНаименование затратСтоимость 1.Оплата труда Материальные затраты Обучение Прочие (оргтехника) Всего73080 РАСЧЕТ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА

Что меняется в методике преподавания? Изменение методики преподавания состоит в введении и апробации таких форм работы, которые основаны на ответственности самих учащихся. Это смещение с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность учащихся есть некий общий знаменатель всех преобразований, в том числе направленных и на развитие ключевых компетенций Приложение 1

Приложение 2 Что меняется в деятельности преподавателя? Преподаватель должен приобрести опыт, который позволит ему: тонко чувствовать проблемность ситуаций, уметь ставить перед учащимися реальные учебные задачи выполнять функцию координатора и партнера увлечь учащихся проблемой, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов проявлять терпимость к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе обсуждений, поощрять предложения по улучшению работы

Приложение 3 Система оценивания, ориентированного на развитие компетентности, должна предполагать схему, позволяющую получить материал для перехода к накопительной системе быть многоуровневой быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать «тройку» («двойку», «четверку») заработанной оценкой учитывать уровень достижения учащегося, его продвижение относительно предыдущего испытания (оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов)

Приложение 4 Особенности использования традиционных форм организации учебного процесса в рамках компетентностного подхода Работа на уроке Индивидуальная работа такая работа должна быть практико-ориентированной тексты, задания должны мотивировать учащихся к индивидуальной работе работа учащегося должна быть оценена, ее результаты могут быть предметом обсуждения Работа в группе цели, характер, возможные результаты деятельности должны быть ясными необходимо чередовать различные способы формирования групп, обсуждать их эффективность правила поведения могут обсуждаться, устанавливаться группой Консультация является формой организации учебных занятий должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать учащихся к оценке, анализу целей, способов работы Публичное выступление ответ учащегося рассматривается как публичное выступление правила публичного представления результата УД, их соблюдение – предмет дискуссии субъектов образовательного процесса ответ учащегося должен использоваться преподавателем для организации межличностной коммуникации

Приложение 4 Контрольная (самостоятельная, практическая) работа работы должны быть многоуровневые учащихся необходимо ознакомить с критериями оценки работы учащийся должен иметь возможность: выбрать уровень сложности использовать дополнительные источники информации выполнить работу дважды преподаватель должен пояснить свое оценочное суждение о качестве работы учащегося (индивидуально, в группе) Фронтальный опрос при выборе вопросов необходимо использовать такие, которые предполагают неоднозначный ответ или несколько правильных ответов Дискуссия в основе дискуссии должна лежать актуальная, значимая для всех ее участников проблема тема дискуссии выбирается участниками из ряда предложенных подведение итогов не должно быть исключительным правом преподавателя, это может сделать экспертная группа Экзамен рекомендуется разнообразить формы проведения итоговых испытаний учащемуся должна предоставляться возможность выбора формы проведения экзамена результаты обосновываются, являются предметом обсуждения Творческие (проектные, учебно-исследовательские) работы тема работы являются предметом обсуждения между субъектами образовательного процесса (учащимся, преподавателем) учащийся имеет право корректировать тему в ходе работы определяются и выполняются требования к оформлению работы желательно, чтобы представление результатов работы было публичным

Приложение 5 Единые требования к деятельности педагога на уроке по развитию ключевых компетенций учащихся o Довести тему урока до учащихся o Сформулировать обучающие цели o Поставить развивающие и воспитательные цели o Связать учебный материал с жизнью, профессией o Деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками должна стать на уроке главной, педагог может только направлять учащихся, помогать им o Развивать ключевые компетенции o В течение урока ставить проблемы, искать пути их решения o Применять игровые методы обучения o Вводить элемент соревновательности o Применять метод эвристической беседы o Применять метод проектов o Использовать опорные конспекты o Использовать индивидуальные и разноуровневые задачи o Организовать работу в малых группах o Самостоятельная работа учащихся – обязательное требование к современному уроку o Применять методы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся o Учитывать валеологические требования oПрименять диалоговые и полилоговые формы общения oУметь предотвращать конфликты на уроке o Учитывать психологические особенности учащихся для достижения поставленных целей o Уметь заинтересовать большую часть учащихся o Чередовать разнообразные виды деятельности учащихся o Подводить итоги урока o Проводить самоанализ урока

Единая технология, применяемая на уроках по развитию ключевых компетенций Для развития ключевых компетенций учащихся рекомендуется использовать на уроках технологию проблемного обучения. Этот выбор обусловлен: - современной ориентацией образования на развитие творческой личности - проблемным характером человеческой практики - закономерностями развития личности (мышления, интереса, формируемых в проблемных ситуациях) Для проблемного обучения характерны: - знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде - правила и инструкции не предлагаются - материал не дается, а задается как предмет поиска Приложение 6

Постановка проблемы Обнаружение противоречий Проблемная ситуация Познавательные задачи и вопросы Актуализация знаний (или получение информации) Выдвижение гипотез Возникновение идеи, замысла, программа и проект поиска Поиск, проверка гипотез Обоснование решения Проверка решения и его введение в систему знаний Структура проблемного обучения Приложение 7

Приложение 8 Интерактивные методы обучения Мозговой штурм – метод продуцирования идей и решений при работе в группе Цель – поиск путей решения какой-либо проблемы Задачи:

Групповая дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-то проблеме Цель – решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения Задачи: Обучение участников анализу реальных ситуаций Формирование навыков формулирования проблемы Развитие умения взаимодействовать с другими участниками Демонстрация многозначности решения различных проблем Роль ведущего: Обозначение проблемы Побуждение к дискуссии всех участников Сбор различных мнений и аргументов Выделение общих точек зрения и важных пунктов Подведение итога групповой дискуссии Сообщения объективной информации по теме дискуссии и своего комментария Требования к ведущему: умение вести дискуссию (а не выступать лично) создавать системное представление о динамике беседы, составлять выигрышный сценарий уметь выйти из сложных ситуаций Как правило, личные выступления ведущего ограничиваются вступлением (3-4 мин.) – представление темы, участников, экспертов; подведением итогов дискуссии (3-4 мин.), а также, когда это уместно, предложением подготовленных заранее справок (данных статистики). Основное время ведущий управляет дискуссией: предоставляет слово, делает выводы, задает вопросы Необходимо сформировать две стороны (группа по 2-3 чел.), объединенных разными позициями. Желательно привлечь на каждое заседание экспертов по теме (работники соответствующих органов, очевидцы событий, преподаватели ВУЗов по данной тематике). Их может быть не меньше 2, но и не больше 5 человек. Время выступления всех экспертов не должно быть больше, чем ¼ от всего заседания (до мин.) Приложение 9

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом Цель – выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной ситуации Задачи: Предоставить участникам возможность применять новые поведения в ситуациях, приближенным к реальным Показать, как поведение участников влияет на окружающих Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи Побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов групп Компоненты ролевой игры: Моделирование Инструктаж Подкрепление Моделирование – форматирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации Инструктаж – вмешательство ведущего, который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации Подкрепление – поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации Этапы ролевой игры: Постановка задачи – определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренажере Инструктаж и обучение участников исполнению роли запланированной ситуации Разыгрывание ситуации Моделирование желательного поведения Отработка оптимального поведения Получение обратной связи Приложение 10

Способы оценивания уровня сформированности компетентности тесты «на применение» рейтинговая модель мониторинговая модель, создание «портфолио» самооценка Приложение 11

Анализ урока Цель посещения: _________________________________________________________________________ Педагог __________________________________________________________________________________ Предмет _________________________________________________________________________________ Дата ______________________ группы _______________ пары _____________________________ Количество учащихся в группе: _________________________ На уроке: __________________________ Тема урока _______________________________________________________________________________ Деятельность педагога Оценка (да – 1, нет – 0) 1 Тема занятия соответствует перспективно-тематическому плану 2 Имеется план урока 3 Соблюдение педагогом единых требований к учащимся (отсутствие верхней одежды и др.) 4Выдержаны временные рамки урока 5 Заранее подготовлено необходимое обеспечение урока 6 Тема урока доведена до учащихся 7 В полном объеме сформулированы обучающие цели 8 Обучающие цели доведены до учащихся 9 Поставлены развивающие цели 10 Поставлены воспитательные цели 11 Произведена актуализация знаний 12 Установлены межпредметные и внутрипредметные связи 13 Наблюдается связь учебного материала с профессией, жизнью 14 Задействованы все подготовленные средства обучения 15 Новый материал фактически корректен и соответствует программе 16 Материал излагается в логической последовательности, с необходимыми пояснениями 17 Наблюдается научность и вместе с тем доступность учебного материала 18 Соблюдается соответствие хода урока плану 19 Время урока расходуется рационально 20 Педагог руководит деятельностью учащихся 21 Учащимися делаются записи в тетрадях 22 Предприняты действия по реализации воспитательных целей 23 Предприняты действия по реализации развивающих целей 24 Предприняты действия по развитию ключевых компетенций учащихся 25 Организована эффективная обратная связь Приложение 12

26 Произведена оценка работы учащихся 27 Разъяснено выполнение домашнего задания 28 Произведены организационные действия (отмечены присутствующие, выставлены оценки и др.) 29 В течение урока происходит постановка проблемы и поиск ее решения 30 Применяются игровые методы обучения 31 Вводится элемент соревновательности 32 Применяется метод эвристической беседы 33Применяется метод проектов 34 Применяются опорные конспекты или другие мнемонические методики 35 Применяются индивидуальные, разноуровневые задания 36 Организуется работа в малых группах 37 В творчестве преподавателя присутствуют элементы новизны, собственные «ноу-хау» 38 Организована самостоятельная работа учащихся 39 Применяются методы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся 40 Учитываются валеологические требованиям (моменты релаксации учащихся. соблюдение санитарно-гигиенических правил и т.д.) 41 Речь преподавателя образна и эмоциональна 42 Присутствие на уроке чувства юмора 43 Наблюдается отсутствие действий обучаемых, не относящихся к ходу урока 44 Применяются диалоговые и полилоговые формы общения 45 Отсутствуют отрицательные конфликтные ситуации или умение педагога предотвратить их развитие 46 Наблюдается заинтересованность большей части обучающихся и их активное участие в ходе урока 47 Учитываются психологические особенности учащихся для достижения поставленных целей 48 Подведены итоги урока (обобщение, закрепление, систематизация знаний) 49 Прослеживается оптимальное чередование разнообразных видов деятельности учащихся 50 Педагогом произведен самоанализ урока Итого Анализ урока производил _________________________________________________________ С результатом ознакомлен ________________________________________________________

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учащимися, если соблюдаются следующие условия: деятельностный характер обучения ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности создание условий для приобретения опыта достижения цели разгрузка преподавателей благодаря продуктивной групповой работе изменение методики (методов) преподавания Приложение 13

Как достичь наилучших результатов Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы добиться наилучшего результата при решении теста на умение находить решение: Четко определите для себя характер вопроса, прежде чем ознакомиться с предлагаемыми вариантами ответа Работайте по возможности быстро, действуя при этом уверенно и четко: не тратьте времени на вопрос, сути которого не понимаете Сразу отбросьте ответы, которые вы считаете заведомо неправильными, и выберите ответ из оставшихся вариантов Отметьте какой-либо вариант ответа на каждый вопрос, даже если правильный ответ вам приходится угадывать По окончании теста используйте оставшееся время, чтобы проверить ответы Чего не следует делать, отвечая на вопросы теста на умение находить решение: –Медленно и внимательно прочитывать весь тест полностью перед началом работы –Тратить время на проверку уже помеченных ответов, пока вы не ответите на все вопросы –Тратить время на обдумывание ответа, который не является одним из вариантов предлагаемых ответов Приложение 14

Рекомендации по формированию ключевых компетенций Целенаправленное обучение групповым методам работы (прежде всего в малых группах) Предоставление ученикам возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной), в самых разнообразных областях, соединяя эти пробы с последующей рефлексией (хотя бы на уровне: это мне понравилось, а это не понравилось и почему) Вводить в образовательный процесс крупные игровые проекты, ролевые игры с большим количеством участников Работать по овладению межпредметными (надпредметными) компетентностями, такими как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию Вырабатывать умение удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность Работать над удержанием целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать ее результаты и отслеживать «свое» в быстро меняющейся среде Вести целенаправленную педагогическую работу по подготовке учащихся к последующей жизни, продолжению образования в высших учебных заведениях Помочь учащимся сформировать соответствующие компетентности, в том числе умения готовиться к экзаменам и выстраивать экзаменационные ответы (монологическая речь в течение определенного времени на определенную тему), конспектировать, записывать лекции, подбирать информацию по теме, готовить доклады, писать рефераты Ориентироваться не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели успешности, на сравнение сегодняшних достижений учащегося с его собственными вчерашними достижениями Сменить практику разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период. Перейти на накопительную систему отметок Приоритет письменной формы оценки знаний над устной Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы Введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка на их основе системы самооценивания учащихся Использование модульных технологий обучения, при которых обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом Приложение 15

Приложение 16 Правила речи и общения 1.Дать знать, если хочешь высказаться! 2.Говорить полными, законченными предложениями! 3.Говорить отчетливо и громко! 4.Аргументировать кратко и точно! 5.Не отклоняться от темы! 6.Обосновывать мнения или утверждения! 7.Внимательно слушать, когда другой говорит! 8.Когда говоришь, смотри на аудиторию, обращайся к ней!