Развитие разработки и использования свободного программного обеспечения в Ульяновской области Проект концепции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Свободное Программное Обеспечение в России: гражданское общество, бизнес и власть.
Advertisements

ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Практические аспекты внедрения электронного документооборота в органах государственного управления Проблемы сочетания электронного и бумажного документооборота.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Общая архитектура системы электронного правительства.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Конкурс инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программам Фонда на годы в помощь специалистам органов исполнительной.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

Развитие разработки и использования свободного программного обеспечения в Ульяновской области Проект концепции

Развитие разработки и использования свободного программного обеспечения оказывает комплексное воздействие и способствует развитию собственной отрасли разработки программ для ЭВМ; расширяет возможности участия региональных разработчиков в выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечивая дополнительные инвестиции в развитие регионального производителя; предоставляет широкие возможности обеспечения информационной безопасности и технологической независимости; снижает количество нарушений в сфере правовой защиты программ для ЭВМ; предоставляет уникальные возможности для целей образования в области информационно-коммуникационных технологий вследствие имеющей правовую основу возможности свободно изучать документированный исходный код свободных программ для ЭВМ и модифицировать его, в том числе создавать на его базе собственные разработки.

Цели создание условий, обеспечивающих органам государственной власти, гражданам и субъектам экономической деятельности региона получение преимуществ в выполнении своих задач от использования СПО; обеспечение перспективных направлений развития отрасли информационных технологий и связи, зависящих от развития СПО; выявление и содействие решению проблем отрасли разработки программ для ЭВМ, взаимосвязанных с проблемами развития СПО.

Задачи анализ действующей правовой базы в целях выявления проблемных вопросов, связанных с развитием разработки и использования СПО, и разработку необходимых правовых актов; анализ путей развития и возможных сценариев внедрения СПО в информационно-коммуникационной индустрии региона; развитие инфраструктуры разработки и использования СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд; реализация перспективных проектов СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд; выявление и поддержку перспективных проектов СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд; организация в целях расширения разработки и использования СПО дополнительного профессионального образования специалистов в различных отраслях экономики и государственного управления, а также иных заинтересованных лиц.

Принципы подчинение процессов развития и использования СПО решению приоритетных задач социально-экономического развития Ульяновской области, повышению качества системы государственного управления, оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения административных функций; обеспечение партнерства государства, бизнеса и гражданского общества; обеспечение сбалансированности и обоснованности использования свободного и закрытого ПО для государственных и муниципальных нужд, а также унификации и стандартизации их разработки и использования; создание единой нормативно-правовой базы разработки и использования СПО для государственных и муниципальных нужд; обеспечение создания типовых программных решений и их доступности для государства, научно-образовательного сообщества, граждан и участников рынка; повышение компетентности государственных служащих, работников бюджетной сферы и иных заинтересованных лиц в сфере использования информационных технологий;

Правовые проблемы отсутствие политики управления правами на компьютерные программы, в том числе эффективного порядка определения объёма, оценки и раздела между заказчиком и исполнителем прав на создаваемое для государственных и муниципальных нужд программное обеспечение; недостаточный учет вопросов управления правами при разработке заказчиками технических требований, предъявляемых на конкурсе по выбору исполнителей государственных контрактов; отсутствие у большинства заказчиков практики и процедур учета в конкурсных технических требованиях возможности повторного использования уже существующего программного обеспечения, разработанного для государственных и муниципальных нужд (как следствие – неоправданное дублирование работ и тиражирование неоптимальных решений); отсутствие у большинства заказчиков методики и практики оценки конкурсной документации и/или конкурсных заявок на основе экспертизы существующих авторских прав, реальной оценки трудоёмкости разработки и обоснования затрат; отсутствие эффективного порядка распоряжения правами на компьютерные программы, разработанные для государственных и муниципальных нужд.

Приоритеты снижение зависимости заказчиков от разработчиков компьютерных программ (как следствие – расширение использования открытых стандартов и спецификаций, развитие СПО, создание инфраструктуры разработки для государственных нужд); повышение доступности информационных технологий (как следствие – развитие парадигмы технологической интероперабельности, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ); повышение требований к информационной безопасности (как следствие – развитие технологий виртуализации, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ); повышение гарантий обеспечения жизненного цикла (включая гарантии приемлемой стоимости его обеспечения) разработок (особенно сложных, имеющих длительный жизненный цикл) и интеграции унаследованных систем (как следствие – развитие парадигмы технологической интероперабельности и технологий виртуализации).

увеличение конкуренции в сфере информационных технологий и стимулирования гармоничного развития отрасли разработки программ для ЭВМ; расширение участия отечественных производителей в разработках для государственных и муниципальных нужд; обеспечение выбора государственным и муниципальным заказчиком программных решений, максимально соответствующих решаемым задачам. Оценка: Функциональности Интероперабельности Набора прав использования

Инфраструктура разработки и использования СПО эталонная среда сборки пакетов программ (средства получения из исходного кода компьютерных программ бинарных файлов, непосредственно загружаемых в ЭВМ) и иные средства коллективной разработки; единое хранилище программ для ЭВМ и исходных текстов для различных аппаратных и программных платформ в том числе, готовых дистрибутивов базового программного обеспечения и типовых программных решений; система контроля программ для ЭВМ, обеспечивающую учет и реализацию прав на их использование, а также повторное использование компьютерных программ и их компонентов; инфраструктура технической поддержки пользователей и разработчиков; инфраструктура обеспечения реализации открытых стандартов и спецификаций, включая средства автоматизации сертификации на соответствие требованиям стандарта (спецификации

Функции инфраструктуры организационно-техническое обеспечение разработок, в том числе типовых программных решений, на основе СПО, включая сборку в эталонной среде и тестирование программных пакетов, созданных для государственных и муниципальных нужд; сбор и хранение разработок СПО, в том числе созданных за счет бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и реализация прав на их использование; обеспечение повторного использования решений на основе СПО, экспертизы технических заданий и результатов научно- технической деятельности; распространение СПО, обеспечение предложений для государственных и муниципальных заказчиков лучших программных решений СПО; ежегодное определение перечня приоритетных региональных проектов СПО;

Функции инфраструктуры проведение творческих конкурсов на разработку СПО в соответствии с перечнем приоритетных региональных проектов; привлечение к разработке СПО научно-образовательного сообщества и научно-исследовательских организаций, организация и развитие экспертного сообщества и институтов независимой экспертизы в области информационно- коммуникационных технологий; в целях защиты интересов региональных производителей организация участия представителей региональных компаний в общероссийских и международных организациях, действующих в области информационно-коммуникационных технологий; ежегодное определение перечня открытых стандартов (спецификаций), рекомендуемых для реализации разработчикам программ для ЭВМ; разработка регламентов, профилей и классификаторов в сфере информационно-коммуникационных технологий (перечней актуальных форматов файлов, разновидностей программ для ЭВМ и т.п.), определяющих обоснованные факты и тенденции современного состояния мирового рынка информационных технологий и рекомендуемых для реализации разработчикам программ для ЭВМ; выявление потребности в создании иных инфраструктурных компонентов.

Перспективные проекты обеспечение государственных органов и бюджетных организаций наиболее эффективными типовыми программными решениями; обеспечение критически важных объектов региональной инфраструктуры; содействие решению комплексных задач развития отрасли информационных технологий и связи; развитие отечественных разработок базовых разновидностей программ для ЭВМ.

Базовое ПО операционные системы; средства разработки программ для ЭВМ; сетевое программное обеспечение; программное обеспечение промежуточного слоя (middleware); системы управления базами данных (СУБД);

Первоочередные перспективные проекты стандартные комплексные офисные решения для государственных гражданских служащих, а также работников бюджетной сферы; стандартные решения для обеспечения работы образовательных учреждений; системы электронного документооборота исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; интеграционная платформа для развития инфраструктуры пространственных данных; программное обеспечение для интернет-сайтов государственных органов власти; система межведомственного электронного взаимодействия и иные системы для целей электронного правительства; программное обеспечение для пунктов коллективного доступа к сети Интернет; программное обеспечение для доступа граждан к государственным услугам в электронном виде; защищенные решения для критически важных объектов; развитие сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ.

Комплекс мероприятий обучение пользователей; подготовка справочных и методических материалов; обеспечение технической поддержки; миграция унаследованных приложений; решение проблем совместимости с аппаратной частью.

Государственный и муниципальный заказ минимизации зависимости государственного и муниципального заказчика от производителя за счет возможности привлечения третьих лиц к технической поддержке и развитию созданной программы для ЭВМ; предсказуемости и оптимизации стоимости обеспечения жизненного цикла разрабатываемых программ для ЭВМ, в особенности для оснащения критически важных объектов инфраструктуры.

Государственный и муниципальный заказ определение, формулирование и описание компетенций, связанных с СПО, как для массового пользователя, так и для персонала профессиональных участников рынка информационно-коммуникационных технологий, в том числе разработчиков программ для ЭВМ; разработка и распространение учебных программ и учебно-методических материалов для данных компетенций.

В соответствии с планом перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на годы.

Мероприятия в сфере образования и развития профессиональных навыков государственных гражданских служащих 1. Разработка и утверждение рекомендаций о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими, в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с пакетом базового свободного программного обеспечения. 2. Разработка и утверждение перечня образовательных программ и учебно-методических материалов, рекомендованных для применения в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации государственных гражданских служащих

Мероприятия в сфере образования и развития профессиональных навыков государственных гражданских служащих 3. Внесение изменений в рекомендации о составе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими, в области использования информационных технологий с учетом особенностей работы с обновленным пакетом базового свободного программного обеспечения и пакетами (обновленными пакетами) дополнительных прикладных программ 4. Подготовка и утверждение методических рекомендаций для образовательных учреждений высшего профессионального образования о замене используемого в учебном процессе проприетарного программного обеспечения аналогичным свободным программным обеспечением

Мероприятия по техническому обеспечению перехода органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения 5. Формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности органов исполнительной власти с учетом потребностей органов исполнительной власти в видах программного обеспечения 6. Создание и обеспечение функционирования единого репозитория свободного программного обеспечения, используемого в органах исполнительной власти 7. Апробация пакета базового свободного программного обеспечения в пилотных организациях - органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях 8. Обновление пакета базового свободного программного обеспечения и размещение его новых версий в репозитории свободного программного обеспечения, используемого в органах исполнительной власти 9. Разработка предложений по созданию центра поддержки пользователей свободного программного обеспечения - государственных гражданских служащих

Мероприятия по техническому обеспечению перехода органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения 10. Разработка предложений по созданию центра консультативной и технологической поддержки государственных заказчиков и разработчиков свободного программного обеспечения 11. Разработка и утверждение перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, которые должны поддерживаться программным обеспечением, разрабатываемым и приобретаемым для целей его использования в органах исполнительной власти, в частности для использования свободного программного обеспечения 12. Анализ перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, которые должны поддерживаться программным обеспечением, разрабатываемым и приобретаемым для целей его использования в органах исполнительной власти 13. Внесение изменений в перечень спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, которые должны поддерживаться программным обеспечением, разрабатываемым и приобретаемым для целей его использования в органах исполнительной власти (по результатам соответствующего анализа)

Мероприятия по техническому обеспечению перехода органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения 14. Формирование пакетов дополнительных прикладных программ (по направлениям деятельности органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений), апробация и размещение их в репозитории свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти 15. Внедрение в органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждениях пакета базового свободного программного обеспечения и пакетов дополнительных прикладных программ (в соответствии с направлениями деятельности органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений), перенос данных из ранее использовавшихся информационных систем органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений в информационные системы на базе свободного программного обеспечения

Мероприятия по техническому обеспечению перехода органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения 16. Обновление пакетов дополнительных прикладных программ и размещение их в репозитории свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти 17. Формирование информационных систем органов исполнительной власти на основе преимущественного использования свободного программного обеспечения (в соответствии с согласованными ведомственными планами) 18. Переход на хранение данных в органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждениях в форматах хранения данных, соответствующих открытым спецификациям

Внедрение СПО в образование изучение учениками и студентами СПО в рамках образовательного процесса; использование учителями и преподавателями СПО для организации образовательного процесса; использование учителями и преподавателями СПО для НИР; использование СПО для организации деятельности образовательного учреждения.

Изучения школьниками и студентами СПО сделать выпускников более конкурентоспособными на российском и мировом рынке труда; создать спрос на использование СПО в регионе; подготовить к использованию СПО в процессе производственной деятельности; подготовить будущих разработчиков СПО.

Основные задачи СПО в общем образовании Работа в рамках Соглашения между Министерством образования и науки РФ и Ульяновской областью; Проведение региональных конференций; Создание Центров поддержки; Заключение соглашений между общеобразовательными учреждениями и компаниями, работающими в сфере внедрения СПО; Методическая и информационная поддержка образовательных учреждений; Поэтапный переход общеобразовательных учреждений Ульяновской области на свободное программное обеспечение.

Ожидаемые экономические и социальные результаты реализации Концепции достижение значительной экономии бюджетных средств, расходуемых на разработку и модернизацию программ для ЭВМ, как за счет снижения затрат на приобретение лицензий, так и за счет повторного использования разработанных программ и их компонентов; уменьшение монополизма и развитие конкуренции на рынке разработки и использования программ для ЭВМ; развитие экономической модели, построенной на продаже услуг с высокой добавленной стоимостью; сокращение незаконного использования интеллектуальной собственности; создание новых рабочих мест; наращивание интеллектуального потенциала региона и страны.

Ожидаемые технологические результаты реализации Концепции унификация и стандартизация программных решений для государственных и муниципальных нужд; возможность быстрой технологической адаптации и модернизации СПО; расширение использования лучших программных решений на всех уровнях государственного и муниципального управления; повышение надежности функционирования государственных информационных систем, включая удаленный доступ к ним.

Ожидаемые результаты реализации Концепции в сфере безопасности обеспечение реального контроля качества программ для ЭВМ, используемых для государственных и муниципальных нужд; повышение технологического суверенитета в силу снижения зависимости от иностранных производителей и поставщиков программ для ЭВМ; получение новых возможностей обеспечения информационной безопасности.

Ожидаемые научно-образовательные результаты реализации Концепции расширение участия научных и образовательных учреждений в разработке программ для ЭВМ, что укрепит их экономический базис и будет способствовать развитию высокотехнологических разработок; повышение качества образования всех уровней за счет использования преимуществ СПО для целей образования; сокращение дефицита квалифицированных кадров, необходимых для разработок базовых разновидностей программ для ЭВМ и ПО для критически важных объектов инфраструктуры.

Показатели количество проектов (программ для ЭВМ) на основе СПО, реализованных и/или поддержанных в рамках деятельности уполномоченной организации, обеспечивающей функционирование инфраструктуры разработки СПО; количество пользователей (физических и юридических лиц), а также инсталляций (внедрений) данных проектов (программ для ЭВМ), в том числе в государственных органах и бюджетных организациях; количество и процентное соотношение проектов СПО в перечне типовых решений для государственных и муниципальных нужд; количество проектов СПО и их внедрений, отнесенных к базовым разновидностям программ для ЭВМ; количество разработчиков, проживающих в регионе, активно участвующих в деятельности репозитариев СПО, среда сборки программных пакетов которой соответствует эталонной; количество поддерживаемых программных пакетов в репозитариях СПО, среда сборки программных пакетов которой соответствует эталонной;

Показатели количество учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с установленными требованиями, в целях овладения персонала профессиональных участников рынка информационно-коммуникационных технологий, в том числе разработчиков программ для ЭВМ, компетенциями в сфере СПО; количество лиц, прошедших обучение по данным учебным программам; количество учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с установленными требованиями, в целях овладения массовым пользователем информационно- коммуникационных технологий компетенциями в сфере СПО; количество лиц, прошедших обучение по данным учебным программам.