Aнализ преимуществ, социальных и экономических рисков, выбор образовательной, научно- исследовательской и экономической политики вузами Сибирского Федерального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Иркутской области»
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Селюков Р.В., заместитель директора ИПОП «Эврика», 18 марта 2011 г., г. Иркутск.
1 УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОСЖЕЛДОРА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
1 О перспективах создания автономных учреждений в Сибирском федеральном округе Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
1 « Кадровое обеспечение повышения производительности транспортных систем» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор МИИТ а, д.т.н., профессор ЛЁВИН.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Сибирском федеральном округе г. Улан-Удэ, Сибирский федеральный округ, Л. В.
Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере профессионального образования Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Транксрипт:

Aнализ преимуществ, социальных и экономических рисков, выбор образовательной, научно- исследовательской и экономической политики вузами Сибирского Федерального округа в условиях реализации концепции модернизации российского образования Похолков Ю.П., Президент Ассоциации инженерного образования России, ректор Томского политехнического университета, д.т.н.,проф. Ассоциация инженерного образования России Томский политехнический университет Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаПути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Томск, 19 апреля 2002 г. Общественные слушания по теме:

Общественные слушания по теме:Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года На общественные слушания выносятся следующие вопросы: 1. Получаемые вузами округа преимущества при реализации положений концепции. 2. Риски для вузов округа при реализации положений утвержденной концепции. 3. Выбор образовательной, научно-исследовательской и экономической политики вузами округа, реализующими инженерные профессионально- образовательные программы, с целью усиления преимуществ и уменьшения рисков. 1 Пути реализации утвержденной распоряжением Правительства России N 1756-Р концепции модернизации российского образования вузами Сибирского Федерального округа, реализующими инженерные профессионально-образовательные программы.

Общественные слушания по теме:Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года На общественные слушания выносятся следующие вопросы: 1. Альтернативные варианты путей реализации принципа государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. 2. Альтернативные варианты путей реализации принципа повышения качества профессионального образования. 3. Альтернативные варианты путей реализации принципа формирования эффективных экономических отношений в образовании. 2 Альтернативные варианты путей реализации принципов концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с учетом особенностей подготовки инженеров в вузах Сибирского Федерального округа.

Общественные слушания по теме:Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года На общественные слушания выносятся следующие вопросы: 3 Создание Ассоциацией инженерного образования России системы региональных общественных слушаний и семинаров с элементами повышения квалификации.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1.Республика Бурятия 2.Республика Алтай 3.Республика Тыва (Тува) 4.Республика Хакасия 5.Алтайский Край 6.Красноярский Край 7.Иркутская область 8.Кемеровская область 9.Новосибирская область 10.Омская область 11.Томская область 12.Читинская область 13.Агинский Бурятский автономный округ 14.Таймырский (Долгано- ненецкий) автономный округ 15.Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 16.Эвенкийский автономный округ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Экономико-географическое положение Сибирского Федерального округа Экономико-географическое положение Сибирского Федерального округа, удаленность от тепловых океанов и связанная с этим суровость климата, транспортные внутрирегиональные проблемы, низкая плотность населения и ряд других факторов затрудняют эффективное освоение территории, снижают инвестиционную привлекательность. Кроме того, Сибирский Федеральный округ, значительно удален от наиболее развитых в экономическом отношении как центральных районов страны, так и Европейских стран, США и Юго-Восточной Азии.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТерриторияНаселение тыс.кв.кмпроценттыс.челпроцентплотность Росийская Федерация ,6 Сибирский Федеральный округ 5114, ,914,24 Основные сведения В округе 14 крупных городов с населением >= 250 тыс.чел. Процент городского населения - 71

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Природные ресурсы Сибирского Федерального округа Сибирский Федеральный округ отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Сибирский Федеральный округ в первую очередь выделяется разнообразными запасами топливно- энергетических ресурсов. В регионе открыты богатейшие запасы нефти и природного газа, находится более половины общероссийских запасов торфа, запасы углей составляют почти ¾ ресурсов России и более чем в два раза превышают угольные ресурсы США. По богатствам гидроэнергетических ресурсов округ занимает первое место в России, округ является одним из богатейших лесных районов земного шара. Достаточно развиты в округе нефтехимическая промышленность, машиностроение, ВПК, черная и цветная металлургия, агропромышленный комплекс и ряд других отраслей.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Низкая эффективность использования ресурсов Низкая эффективность использования ресурсов в Сибирском Федеральном округе обусловлена как рядом общих для России факторов, так и специфическими особенностями его экономико- географического положения. Электроемкость и энергоемкость ВВП России соответственно в 2,5 и 4,5 раза выше данных показателей США, разрыв по отношению к европейским странам и Японии еще более впечатляющие – 3,5 и 8,8 раза. В России потребление железной руды на единицу ВВП в 8 раз больше чем в США.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Рыночная специализация Специфика Сибирского Федерального округа заключается в низком технологическом уровне добычи и переработке сырья. В связи с этим в хвостах обогатительных фабрик, факелах и отвалах теряется около 1/3 добываемых полезных ископаемых, из нефтяных пластов извлекается 30% нефти, 20% древесины идет в отходы и т.д. Специфические экономические и природные условия предопределили рыночную специализацию Сибирского Федерального округа преимущественно на отраслях добывающей промышленности и «нижних» этажах обрабатывающей промышленности, базирующейся в основном на использовании местных ресурсов сырья и топлива. В тоже время в Сибирском Федеральном округе имеется ряд высокотехнологичных предприятий атомной промышленности и энергетики, машиностроения, нефтехимического комплекса, авиастроения, ВПК и др. Одним из лучших в России следует признать и научно- образовательный комплекс Сибирского Федерального округа, который следует развивать как одну из рыночных специализаций округа. По мнению отечественных и зарубежных экспертов экологическая ситуация в Сибири с начала 80-х годов становится кризисной, а в настоящее время оценивается как «экологический цейтнот». Специфика Сибирского Федерального округа заключается в низком технологическом уровне добычи и переработке сырья. В связи с этим в хвостах обогатительных фабрик, факелах и отвалах теряется около 1/3 добываемых полезных ископаемых, из нефтяных пластов извлекается 30% нефти, 20% древесины идет в отходы и т.д. Специфические экономические и природные условия предопределили рыночную специализацию Сибирского Федерального округа преимущественно на отраслях добывающей промышленности и «нижних» этажах обрабатывающей промышленности, базирующейся в основном на использовании местных ресурсов сырья и топлива. В тоже время в Сибирском Федеральном округе имеется ряд высокотехнологичных предприятий атомной промышленности и энергетики, машиностроения, нефтехимического комплекса, авиастроения, ВПК и др. Одним из лучших в России следует признать и научно- образовательный комплекс Сибирского Федерального округа, который следует развивать как одну из рыночных специализаций округа. По мнению отечественных и зарубежных экспертов экологическая ситуация в Сибири с начала 80-х годов становится кризисной, а в настоящее время оценивается как «экологический цейтнот».

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Вузы всего Университеты Академии Филиалы вузов Институты в том числе технические университеты в том числе вузов Москвы и Санкт-Петербурга

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Численность студентов по направлениям подготовки : 2000 г. (человек)

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Численность студентов по группам специальностей: 2000 г. (человек)

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Численность студентов по группам специальностей: 2000 г. (человек)

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Численность студентов по группам специальностей: 2000 г. (человек)

Подготовка специалистов в вузах Сибирского региона осуществляется по 363 специальностям из 436. В округе имеется 103 уникальных специальности, по которым подготовка осуществляется только в одном из субъектов Федерации. В Новосибирской области таких специальностей – 30, Томской – 26, Красноярском крае – 21.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Численность научно- педагогических работников вузов в том числе: доктора наук кандидаты наук Научно-педагогические кадры

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 1 – Алтайский край 2 – Иркутская область 3 – Кемеровская область 4 – Красноярский край 5 – Новосибирская область 6 – Омская область 7 – Республика Алтай 8 – Республика Бурятия 9 – Республика Хакасия 10 – Томская область 11 – Читинская область СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ : Распределение численности научно-педагогических работников вузов по субъектам федерации : 2000 Профессорско-преподавательский состав – чел.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Распределение численности научно-педагогических работников вузов по субъектам федерации : – Алтайский край 2 – Иркутская область 3 – Кемеровская область 4 – Красноярский край 5 – Новосибирская область 6 – Омская область 7 – Республика Алтай 8 – Республика Бурятия 9 – Республика Хакасия 10 – Томская область 11 – Читинская область СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ : Научные работники – 1932 чел

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Объем НИР по хоздоговорам Количество хоздоговоров Количество грантов Докторанты Аспиранты 274,3 млн.руб ,8 млн.руб Бюджетное финансирование по грантам Соискатели Научная деятельность вузов Количество диссертационных советов докторских кандидатских

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Доля средств местного бюджета в объеме финансирования хозяйственных договоров по субъектам федерации: – Алтайский край 2 – Иркутская область 3 – Кемеровская область 4 – Красноярский край 5 – Новосибирская область 6 – Омская область 7 – Республика Алтай 8 – Республика Бурятия 9 – Республика Хакасия 10 – Томская область 11 – Читинская область СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ :

Зарубежные 73.7% Зарубежные 73.7% СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Источники финансирования научных исследований по грантам: 2000 Объем НИР по грантам – 111 млн. руб. Количество НИР по грантам – 1021 Субъекты федерации, города 1.9% Субъекты федерации, города 1.9% Российский гуманитарный научный фонд 4.3% Российский гуманитарный научный фонд 4.3% Российский фонд фундаментальных исследований 12.2% Российский фонд фундаментальных исследований 12.2% Минобразования России 7.2% Минобразования России 7.2% другие 0.7% другие 0.7%

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ Регион На 1000 экономически активного населения Высшее среднее (полное и неполное) в том числе высшее высшее незакон- ченное среднее специаль- ное среднее общее неполное среднее Сибирский Федеральный округ Центральный Федеральный округ Северо- Западный Федеральный округ РФ Уровень образованности экономически активного населения

Цели модернизации российского образования Целевая установка модернизации российского образования определена как создание механизма устойчивого развития образования. Такая формулировка делает цели модернизации российского образования размытыми, принципы заменяет общими декларациями, а оценку достижения целей модернизации образования – невозможной. Достижение указанной целевой установки планируется достичь решением первоочередных задач: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования достижение нового современного качества образования формирование эффективных экономических отношений в образовании.

Цели модернизации российского образования Задачи модернизации поставлены без достаточного анализа реальных проблем российского образования и сформулированы неконструктивно, без указания системных индикаторов их достижения, что не позволяет в дальнейшем спроектировать целостную систему мероприятий, ориентированных на их решение. Во всех дальнейших построениях механизмов устойчивого развития отсутствуют ресурсные ограничения и не рассматриваются пути формирования «государством финансовой поддержки образования до уровня необходимых потребностей». Такой подход делает концепцию абсолютно декларативной и позволяет вообще не формулировать в явном виде образовательную политику и не нести ответственности за ее осуществление.

Цели модернизации российского образования Уровень финансовой поддержки российского образования государством фактически исчерпан и составляет 4,09% от расходной части бюджета на образование в целом и 1,53% на высшее профессиональное образование, что в этих измерениях находится на уровне развитых стран обеспечения финансовой поддержки образования государством.

Цели модернизации российского образования На наш взгляд, одним из основополагающим направлений концепции должно было стать направление ресурсного обеспечения образования. Решать поставленные в концепции задачи необходимо, но их решение в условиях ресурсной неопределенности или определенности, что ресурсы будут даны государством в соответствии с потребностями его модернизации не реально. Очевидно, что выбор приоритетных задач при финансовой поддержке одного студента в год государством в размере около тыс. руб. в России и $ в США, $ 8695 в Японии и $ 9752 в Германии будет совершенно разным. Или стоимость оборудования вузов в расчете на одного студента в России 1,2 тыс. долларов, в США – 30 тыс. долларов тоже заставляет задуматься над приоритетными задачами.

Цели модернизации российского образования Поскольку государственное ресурсное обеспечение модернизации образования недостаточно, разработчики концепции записали огромный список необеспеченных ресурсами намерений, достижение которых в виду отсутствия четких и конкретных индикаторов проверить невозможно, но за счет их привлекательности можно взять деньги у населения. Поэтому содержание необъявленной в концепции образовательной политики государства - фактически обеспечить переход к платному профессиональному образованию.

Рассмотрим предложенные в концепции модернизации пути ее реализации и возможные риски для вузов Сибирского региона. Пути обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования: 1.Единый государственный экзамен; 2.Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы; 3.Создание системы государственного образовательного кредитования с различными формами погашения кредита; 4.Последовательное увеличение суммарной величины академической стипендии до уровня прожиточного минимума; 5.Введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся при получении ими дополнительных образовательных услуг; 6.Передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведении РФ; 7.Государственное субсидирование по специальностям, имеющим особо важное значение для государства; 8.Предоставление отсрочки от призыва в армию; 9.Государственные гарантии обучения на учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебников; 10.Бесплатное пользование учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Возможные риски для вузов Сибирского региона: Низкое качество тестов может привести к необъективной аттестации выпускников; Уменьшение конкурса в вузы Сибирского региона, потеря лучших абитуриентов, отток их в столичные вузы; Риск лишиться платных студентов в связи с уходом их на бюджетные места в других вузах; Снижение качества подготовки учеников в школах («натаскивание» на тесты ЕГЭ, возможность централизованного занижения требований и т.д.); Устранение вузов от оценки качества поступающих и невозможность полноценного управления формированием контингента студентов.

Пути достижения нового современного качества профессионального образования 1. Модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями личности, государства и общества. 2. Переаттестация всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента. 3. Прогнозирование потребностей рынка труда. 4. Устранение диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. 5. Оптимизация перечня профессий и специальностей подготовки кадров. 6. Оптимизация сети учреждений профессионального образования, отработка различных моделей интеграции всех ступеней профессионального образования, переход на реальную систему многоуровневого образования, создание университетских комплексов. 7. Радикальное улучшение материально- технической базы профессиональных учебных заведений.

Пути достижения нового современного качества профессионального образования 8. Информатизация и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования. 9. Расширение спектра интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными технологиями. 10. Повышение статуса вузовской науки; интеграция университетской, академической и отраслевой науки. 11. Обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования. 12. Стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы. 13. Переаттестация и повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. 14. Создание эффективной системы трудоустройства выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки.

Пути достижения нового современного качества профессионального образования ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ДЛЯ ВУЗОВ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: 1. Уменьшение возможностей привлечения внебюджетных средств из-за закрытия в вузах так называемых непрофильных специальностей. 2. Уменьшение возможностей привлечения внебюджетных средств из-за переаттестации и закрытия ряда филиалов вузов.

Пути формирования эффективных экономических отношений в образовании 1. Наращивание государством финансовой поддержки образования до уровня необходимых потребностей. 2. Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования профессионального образования, отражающих характер реализуемых образовательных программ. 3. Выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, достижение прозрачности межбюджетных отношений в области финансирования образования. 4. Стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе. 5. Последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств.

Пути формирования эффективных экономических отношений в образовании 6. Обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности. 7. Создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования, систематизация льгот, в том числе налоговых. 8. Расширение на базе образовательных учреждений дополнительных образовательных услуг. 9. Создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования. 10. Развитие негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении контроля за качеством реализации образовательных программ. 11. Формирование государственного заказа вузам. 12. Переход на финансирование вузов через государственные именные финансовые обязательства.

Пути формирования эффективных экономических отношений в образовании ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ДЛЯ ВУЗОВ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: 1. Уменьшение финансирования вузов Сибирского региона из-за неучета сибирских условий в нормативах бюджетного финансирования. 2. Потеря вузами финансовой самостоятельности при введении казначейской системы учета внебюджетных средств. 3. Уход из региона государственного заказа на подготовку специалистов в столичные вузы. 4. Уменьшение финансового обеспечения вузов при переходе на ГИФО.