1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года А.В. Шатных, проректор ИРОСТ, к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Март 2008 РОССИЯ 2020 Основные задачи стратегического развития Российской Федерации.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Анализ стратегии социально- экономического развития Челябинской области.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
«О концепции проекта государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и особых условиях повышения инвестиционной.
Аппарат полномочного представителя Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Инвестиционный и.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Транксрипт:

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года А.В. Шатных, проректор ИРОСТ, к.п.н., доцент

2 Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР-2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р (Источник: )

3 Цель разработки КДР определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе ( годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

4 В Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально- экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

5 Вызовы предстоящего долгосрочного периода 1. Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. 2. Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. 3. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. 4. Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

6 Внутренние ограничения роста высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации; высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой; слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления; низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

7 Стратегическая цель Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

8 Высокие стандарты благосостояния человека ВВП на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов ОЭСР) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов). Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит процентов (2007 год - около 50 процентов). Средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

9 Социальное благополучие и согласие Экономика лидерства и инноваций Сбалансированное пространственное развитие Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне Институты экономической свободы и справедливости Безопасность граждан и общества

10 Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Развитие человеческого потенциала России. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

11 Перспективы внутреннего экономического развития масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях; расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири; завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг; транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых; внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно- логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг; переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия; опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в основном дефицита энергетических мощностей, завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли

12 В области сбалансированного пространственного развития: комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны; снижение территориальной социально- экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов; обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов; развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо- Западе, формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России.

13 Демографическая политика и политика народосбережения Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

14 Направления демографической политики Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин. Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Третье направление - повышение уровня рождаемости (в т. ч. за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая укрепление института семьи. Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15 Экологическая безопасность экономики и экология человека Проблемы: Около 15 процентов территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56 процентов городского населения. Более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой качества воды. На территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

16 Цель экологической политики Значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.

17 Направления обеспечения экологической безопасности 1.Экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. 2.Экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. 3.Экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. 4.Экология природной среды - сохранение и защита природной среды. 5.

18 Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально- экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

19 Направления региональной политики стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ; координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических; сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

20 Инновационная и социальная ориентация регионального развития развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций; формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 - 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий; образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса; развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети; значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации; сохранение культурного многообразия.

21 Зоны опережающего экономического роста крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций; крупные города - центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств; территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, развитие которых менее устойчиво и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные поступления позволяют развивать человеческий потенциал и инфраструктуру; порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки; территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами.

22 Перспективные центры опережающего экономического роста агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала; города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики; порты Севера и Дальнего Востока; новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Нижнем Приангарье, Южно-Якутском территориально-производственном комплексе, а также проекты в Забайкальском крае; туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

23 Экономическое развитие России будет опираться на углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему международного транспортного сообщения, прежде всего панъевропейских транспортных коридоров 1, 2 и 9 и евроазиатских транспортных коридоров "Север-Юг", "Запад-Восток", "Транссиб", "Приморье-1", "Приморье-2", а в перспективе - через Северный морской путь.

24 Перспективы развития Уральского федерального округа:

25 Первое направление связано с добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий, в том числе с формированием нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи на месторождениях Приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и нефтегазохимических производств северного Урала с применением высоких технологий в этой сфере, базой для создания которых призван стать Тюменский инновационный центр нефти и газа.

26 Второе направление связано с модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышением конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, а также повышением человеческого капитала и мобильности граждан, занятых в монопрофильных промышленных городах.

27 Третье направление связано с развитием деловых, инновационных, образовательных и других услуг в крупных городских агломерациях Урала. Кроме того, создание высоких технологий в научно-инновационных центрах оборонной промышленности даст импульс инновационному развитию других базовых специализаций крупнейших уральских центров (гг. Екатеринбург и Челябинск), в частности транспортного, тяжелого, химического, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения и приборостроения, производства медицинской техники, металлургии и химии с формированием перспективных территориально- производственных кластеров.

28 Одним из инструментов долгосрочного развития Уральского региона станет реализация проекта "Урал промышленный, Урал полярный", включающего проекты по освоению природных ресурсов и их переработке, а также созданию новой транспортной инфраструктуры.

29 Особые экономические зоны ect/032f980044d449d69097f5af753c8a7e/ sez_rus.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= 032f980044d449d69097f5af753c8a7ehttp:// ect/032f980044d449d69097f5af753c8a7e/ sez_rus.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID= 032f980044d449d69097f5af753c8a7e ect/642fbb00464a688ebdaefd293491a18d /rus.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=642 fbb00464a688ebdaefd293491a18dhttp:// ect/642fbb00464a688ebdaefd293491a18d /rus.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=642 fbb00464a688ebdaefd293491a18d

30 ЛЬГОТЫ Особый административный режим («одно окно») Прозрачное законодательство и управление Квалифицированный персонал Свободный таможенный режим (НДС и таможенные пошлины - 0%) Вся необходимая инфраструктура (газ, вода, электроэнергия, офисные помещения) Специальный налоговый режим (снижен налог на прибыль, отсутствует налог на имущество, землю, транспорт) 30% снижение затрат для инвесторов

31 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ в ОЭЗ Освобождение от налога на имущество на 10 лет (ранее 5 лет) Снижение налога на прибыль на 10 лет Упрощение миграционного режима для высококвалифицированных иностранных сотрудников В промышленных зонах разрешена логистическая деятельность Период существования ОЭЗ - 49 лет (ранее 20 лет) Территория промышленных зон увеличена до 40 кв.км (ранее 20 кв.км) Управляющая компания становится КЛЮЧЕВЫМ ИГРОКОМ в системе ОЭЗ

32 ПРОМЫШЛЕННО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Липецкая область Республика Татарстан Самарская область Свердловская область

33 Липецкая область Приоритетные отрасли: энергетическое машиностроение автомобилестроение химическая отрасль строительные материалы

34 Республика Татарстан (Алабуга) Приоритетные отрасли: автомобилестроение строительные материалы нефтехимическая промышленность потребительские товары

35 ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ Санкт-Петербург Московская область (Дубна) Москва (Зеленоград) Томская область

36 Москва (Зеленоград) Приоритетные отрасли: микро и наноэлектроника, органическ ая электроника энергосберегающие технологии и возо бновляемые источники энергии информационные и коммуникацион- ные технологии сложные технические системы нанотехнологии

37 Томская область Приоритетные отрасли: телекоммуникационное оборудование медицинская техника и технологии электроника и приборостроение информационные технологии

38 ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ Краснодарский край Республика Адыгея Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Дагестан Республика Осетия Ставропольский край Республика Ингушетия Калининградская область Иркутская область Республика Алтай Алтайский край Республика Бурятия о. Русский Виды деятельности: строительство рекреационных зон и управление развлекательная инфраструктура и управление другие туристические направления

39 ПОРТОВЫЕ ЗОНЫ Ульяновская портовая зона (аэропорт) 640 га Виды деятельности: ремонт и техобслуживание судов сборочные производства авиационной техники логистика снабжение и снаряжение судов Хабаровская портовая зона (450 га) Мурманская портовая зона (3050 га) Виды деятельности: ремонт и техобслуживание судов логистика сборочные производства переработка водных биологических ресурсов

40 Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года В редакции, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 24 января 2011 года 05-р roshura_strategiya_2020.pdf (Презентация) roshura_strategiya_2020.pdf O_488-r_ pdf (Текст) O_488-r_ pdf

41 Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р) a/strategiya-urfo.htmlhttp://chelreglib.ru:6005/root2/proekt/nauk a/strategiya-urfo.html