От общеучебных умений к универсальным учебным действиям От общеучебных умений к универсальным учебным действиям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Advertisements

Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний,
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Реализация программы формирования УУД. Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Транксрипт:

От общеучебных умений к универсальным учебным действиям От общеучебных умений к универсальным учебным действиям

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова под руководством А.Г. Асмолова

Универсальные способы действий Умение учиться Обобщенные способы действий

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Функции универсальных учебных действий : 1.Регуляция учебной деятельности. 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности. 3. Обеспечение успешности обучения

Универсальный характер УУД проявляется том, что: носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные

Личностные УУД обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Само- определение и самопознание

действие смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Применительно к учебной деятельности : Смыслообразование развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижение и социального признания; мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Нравственно-этическое оценивание формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей формирование моральной самооценки; формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни,

Самопознание и самоопределение формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Учебники для 1-го класса (УМК « Перспективная начальная школа » )

П р а к т и к а «Кто Я?» Цель: выявление сформированности Я-концепции и Самоотношения Я-концепции и Самоотношения Оценивание УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Инструкция: Напишите как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

Регулятивные УУД Обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности Обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Волевая саморегуляция как способность Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - к мобилизации сил и энергии; - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

В помощь по формированию регулятивных УУД Шаг 1 Предлагая ребёнку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определённые правила: во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия.

Шаг 2 Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата: цели должны быть очень конкретными; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена; необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок; обязателен постоянные каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей.

Шаг 3 Оценивание, коррекция и контроль деятельности: организация совместной работы у младших школьников; коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.

Шаг 4 Волевая саморегуляция: Игры с правилами и продуктивные виды деятельности Режиссёрская игра Удачное средство, помогающее ребёнку регулировать свой темп деятельности, являются песочные часы.

Шаг 5 Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г.Булековской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки» контрольный опрос на определённую проблему.

Программа развития УУД в начальной школе Результаты Принятие и сохранение учебной задачи; Принятие и сохранение учебной задачи; Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения; Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Продолжение: Итоговый и пошаговый контроль по результату; Итоговый и пошаговый контроль по результату; Адекватное восприятие и понимание оценки учителя; Адекватное восприятие и понимание оценки учителя; Дифференциация способа и результата действия; Дифференциация способа и результата действия; Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД Обеспечивают обучающимся успешное обучение в школе Обеспечивают обучающимся успешное обучение в школе

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знаково-символические - моделирование – преобразование объекта; знаково-символические - моделирование – преобразование объекта;

Методика «Нахождение схем к задачам» Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля? Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля? На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках? На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках? На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу? На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу? В первом альбоме 12 марок, во втором 8 марок. Сколько марок в двух альбомах? В первом альбоме 12 марок, во втором 8 марок. Сколько марок в двух альбомах?

Проба на определение количества слов в предложении Предлагаются предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч. Уровни развития знаково-символических действий: 1.Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково- символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы. 1.Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково- символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы. 2.Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов. 2.Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов. 3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ. 3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

План действий

Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, построение логической цепи рассуждений, доказательство; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем формулирование проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Программа развития УУД в начальной школе. Результаты Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Синтез как составление целого из частей; Синтез как составление целого из частей;

Продолжение: Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; Установление причинно-следственных связей; Установление причинно-следственных связей; Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Установление аналогий; Установление аналогий; Общий прием решения задач. Общий прием решения задач.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Обучающийся,владеющий коммуникативными УУД: 1.умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; 2. понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; 3. умеет договариваться несиловыми методами; 4. умеет вступать в диалог; 5. может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; 6. развита рефлексия; 7. умеет слушать и слышать; 8. выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; 9. может интегрироваться в группу сверстников; 10. у него сформирована адекватная самооценка.

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия ВзаимодействиеСотрудничество Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Три группы коммуникативных действий Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

Коммуникация как взаимодействие Первая группа коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям будь то взрослые или сверстники.

Коммуникация как кооперация Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Задание « Левая и правая стороны » (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,57 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания 1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. 2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой. 3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? 4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Методика « Кто прав? » ( Г.А. Цукерман и др.) Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 810 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Т е к с т 1 Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Уровни оценивания 1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. 2. Средний уровень: частично правильный ответ ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. 3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Описание задания Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Круглый стол « Давайте обсудим » Отведите специальное место в классе для столика, на котором дети смогли бы разместить различные предметы, принесенные от дома. Дети подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы. Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок. Дети могут выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно его описать или дать пояснения относительно его применения.

Прочитай и перескажи Учащиеся получают задание выбрать из иллюстрированной книги и подготовить чтение вслух короткого рассказа. На следующем уроке дети по очереди читают эти рассказы вслух всему классу. Сразу после того, как будет выслушан первый рассказ, учащимся предлагается повернуться к соседу и пересказать его своими словами товарищу. После второго рассказа пара меняется ролями. Задание со временем можно усложнить, предлагая детям при пересказе пользоваться определенной лексикой, круг которой можно установить всем вместе. При наблюдении за деятельностью детей, полезно использовать видеокамеру, которая дает изображение на экране и показывает и чтение учащихся, и их взаимодействие со сверстниками. Видеоизображение используется для самооценки, оценки сверстниками и оценки учителем.

Берем интервью у героя После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Овладение обучающимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Этапы урока Ход урока УУД Мотивация Оргмомент Вступительная часть -Ребята, что вы видите на доске? -Какое задание можно выполнить с данными словами? (разделить на слоги; определить количество букв и звуков; назвать слова, которые обозначают предмет, признак предмета) Давайте попробуем разделить слова в столбики по последнему принципу. - Какое слово не вошло ни в одну группу? Почему? (Ребята проводят исследовательскую работу) -Почему?-Что оно может обозначать? Приведите свои примеры, когда слова обозначают действия. Давайте дополним третий столбик своими примерами. Личностные Коммуникативные Актуализация Сообщение темы. (Дети работают с учебником) Давайте поработаем с правилом в учебнике. (чтение правила) -Можно ли обойтись без этих слов? -Для чего они нужны нам в нашей речи? -Давайте вспомним, что делал каждый из вас сегодня. Назовите свои действия. -А что мы делаем с вами сейчас? - А что вы любите делать? ( можно провести соревнование между группами или между рядами) Физкультминутка. Здравствуй, чёрный человечек! Здравствуйте! Что вы делали? Что мы делали не скажем, а что делали – покажем! Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Этапы урока Ход урока УУД Создание проблемы ( Задание усложняется. В предложении потеряно слово, обозначающее действие предмета. Задача ребят – составить предложение, дополнив его нужным словом.) Коньках, весело, на, дети, … ( Задание усложняется. Задание с элементами сочинения. Самостоятельно дополните текст последним предложением, где обязательно должно присутствовать слово, обозначающее действие. Озаглавьте текст. Регулятивные Познавательные Коммуникативные 6.Итог урока (Самооценка) Регулятивные

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты

Литература: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 151 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 151 с. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех» Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий Школа для всех»