Теоретические и методические основы обобщения педагогического опыта Коптелов А.В., зав. кафедрой управления, экономики и права ГОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Advertisements

Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Технология оценивания профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации на присвоение квалификационной категории (обобщение.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Транксрипт:

Теоретические и методические основы обобщения педагогического опыта Коптелов А.В., зав. кафедрой управления, экономики и права ГОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.

Опыт педагогический – совокупность полученных умений, навыков и приемов обучения и воспитания. (Педагогика. Современная большая энциклопедия) Опыт педагогический – рефлексивная, фиксированная реконструкция своей или иной деятельности, общения и т.п., подготавливаемая для заимствования и трансляции, а также для критического переосмысливания и развития. (Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. М., 2002)

Педагогический опыт - новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности

Типологизация педагогического опыта в зависимости от степени его влияния на состояние теории и практики образования Личный педагогический опыт – опыт, который состоит из азов профессионального мастерства, т.е. включает в себя те элементы педагогической профессии: организация образовательного процесса, разработка календарно- тематического планирования, проверка знаний и умений учащихся и т.д., без которых немыслим учительский труд.

Типологизация педагогического опыта в зависимости от степени его влияния на состояние теории и практики образования М ассовый педагогический опыт - педагогический опыт, который создается в рамках общепринятых норм и рекомендаций, характеризуется устойчиво высокой эффективностью и положительной результативностью педагогического труда

Типологизация педагогического опыта в зависимости от степени его влияния на состояние теории и практики образования Передовой педагогический опыт (буквально, «движущийся, находящийся впереди») – это опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов. Передовой педагогический, опыт – это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя.

Передовой педагогический опыт В передовом педагогическом опыте находят разрешение те затруднения, с которыми сталкивается большинство педагогов. Внутри него существует градация по способу разрешения противоречий: Совершенствующий передовой педагогический опыт Преобразовательный педагогический (новаторский)

Передовой педагогический опыт Совершенствующий передовой педагогический опыт касается, как правило, какого-либо элемента или нескольких элементов педагогической системы. При этом сохраняются в неприкосновенности цели и результат. Для этого типа опыта характерны либо: частный уровень новизны (обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.), условный уровень (необычное сочетание ранее известных элементов), новизна местного уровня (использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах). Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легко распространяется.

Преобразовательный педагогический (новаторский) опыт затрагивает саму суть педагогической системы – ее цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Преобразовательный опыт связан с разработкой и реализацией новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. Передовой педагогический опыт

Типологизация педагогического опыта в зависимости от степени его влияния на состояние теории и практики образования Инновационный педагогический опыт - создается чаще всего в искусственных условиях, живет как некая «модель», которая затем переносится в практику при создании там определенных условий. Наиболее перспективным способом становления инновационного педагогического опыта на современном этапе является проектный эксперимент.

Критерий (от греч. кriterion – средство для суждения) – признак на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления

Критерии оценки передового и инновационного педагогического опыта Новизна Высокая эффективность Устойчивость результатов Сбалансированность и комплексность результатов Рациональность затрат времени, усилий, средств Соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе

Что значить обобщить педагогический опыт? Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщить живой педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Обобщение опыта – это всегда выход на конкретного потребителя (адресность).

Уровни обобщения педагогического опыта Практический Методический Научный

Уровни обобщения педагогического опыта Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание системы работы; описание отдельных приемов и методов работы; описание результативности работы. Формы представления опыта: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

Уровни обобщения педагогического опыта Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы; подготовка методических разработок и рекомендаций. Формы представления опыта: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильм и др.

Уровни обобщения педагогического опыта Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы представления опыта: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др.

Условия описания педагогического опыта 1. Не нарушать целостности педагогических явлений. Сущность любого педагогического опыта состоит в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Даже если опыт касается изменения одного из компонентов, это обязательно меняет логику всего процесса, поэтому из описания должна быть понятна вся ситуация.

Условия описания педагогического опыта 2. Не допускать выпадения из описания опыта самого ценного – конкретной стратегии и тактики применения педагогических средств. Важно, чтобы педагог, перенимающий опыт, мог определить целесообразность использования того или иного педагогического средства в данный момент, в данных условиях, уяснить для себя последовательность применения различных методов и приемов в их взаимосвязи.

Условия описания педагогического опыта 3. Не забывать, что всякое живое педагогическое явление представляет собой единство общего, особенного и единичного. Эти три стороны должны быть представлены в оптимальном сочетании, что позволит достичь целостности и полноты описания опыта, позволит уйти как от схематизации, потери своеобразия и оригинальности (перевес общего), так и от неоправданной детализации и фрагментарности (перевес единичного).

Формулировка темы педагогического опыта содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса. В формулировке темы должна быть отражена связь «результат-средство» («средство- результат»), «средство-процесс»; конкретность формулировки; корректное использование педагогических и психологических терминов. Примеры: Технология проектирования позиционного самоопределения старшеклассников в процессе преподавания русского языка и литературы. Технология организации малых форм физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками Формирование информационной и языковой компетентности учащихся старших классов профильной школы в «Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС)»

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? Актуальность (от лат. actualis) – деятельный, действительный, настоящий; важный, существенный для настоящего времени. Признаки актуальности: соответствие потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, муниципальной, региональной и федеральной образовательной политике и востребованность на практике

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? 1.1. Исторический контекст возникновения и становления инновационного педагогического опыта (дотеоретическая ступень инновационного педагогического опыта). Указываются необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе, социальной среде.

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? 1.2. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы. Проблема – это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблемы, дается ответ на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?» Формулировка проблемы, сначала как практической: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать, затем как исследовательской: есть потребность в каких-то знаниях, методах, необходимых для решения практической проблемы, но этих знаний, методов нет. Суть проблемы заключается в наличии «знания о незнании».

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? На разрешение каких конкретных противоречий, затруднений в практике направлен опыт? противоречие в педагогической области - несоответствие между желаемым состоянием, ходом учебно-воспитательного процесса, отношением субъектов и действительным, реально существующим педагогическое затруднение - препятствие в деятельности, действиях, мешающее достижению поставленной цели

Противоречиями могут быть: несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей; несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач; расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса.

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? Тема инновационного педагогического опыта Формулировка противоречия Формирование исследовательской культуры младших школьников Как может быть сформулировано противоречие?

1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? Тема инновационного педагогического опыта Формулировка противоречия Формирование исследовательской культуры младших школьников Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков поисково-исследовательской деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования

Объект – педагогическое пространство (область), в границах которого проводится изучение опыта. То есть это та часть практики, с которой педагог непосредственно имеет дело. Предмет исследования – тот аспект объекта изучения, относительного которого будет получено новое знание. Определяя объект изучения и обобщения опыта, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном опыте, этим педагогом. 1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает?

2. Определение цели, задач педагогического опыта Для чего автор это делает? Цель – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы, это представление автора о будущем результате. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности учащихся

2. Определение цели, задач педагогического опыта Для чего автор это делает? Целеполагание должно отвечать следующим требованиям: цели должны быть реалистичны; должны быть ранжируемы по этапам формирования (освоения) опыта, то есть разделены на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы; цели должны быть диагностируемы, то есть должны иметь измерители(показатели, критерии, методики замера).

2. Определение цели, задач педагогического опыта Для чего автор это делает? разработка методики (методической системы) формирования чего-либо или, допустим, методики применения системы средств наглядности в чем- либо; определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)...; разработка теоретической модели чего-либо; разработка требований, критериев; педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности и т.д.

2. Определение цели, задач педагогического опыта Для чего автор это делает? Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата. Задачи должны последовательно раскрывать, конкретизировать цель и в сумме своей должны быть адекватны этой цели, то есть последовательное их решение должно обеспечить достижение поставленной цели.

2. Определение цели, задач педагогического опыта Для чего автор это делает? Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» 1) Постановка проблемы: 2) Причины (формулировка с «не» и «нет»): Ситуация «минус» Ситуация «плюс» 3) Цель (переформулированная проблема): 4) Задачи (переформулированные причины): 5) Мероприятия:

3. Формулировка авторского замысла (ведущей идеи опыта) Что предлагает автор? Ведущая идея опыта, или идея изменений, которая знаменует собой концептуальную мысль, ориентированную на активное, творческое преобразование практики. Специфика педагогической идеи состоит в том, что в ее содержании имеются более или менее конкретные представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность. Ведущая идея - есть главная мысль о преобразовании объекта, стратегия педагогической деятельности.

3. Формулировка авторского замысла (ведущей идеи опыта) Что предлагает автор? Идея использования новых информационных технологий. Идея здоровьесберегающего обучения. Идея опережающего обучения. Идея развивающего обучения. Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия. Идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Идея интеграции содержания образования и др.

3. Формулировка авторского замысла (ведущей идеи опыта) Что предлагает автор? Теоретическое обоснование опыта (низшая теоретическая ступень инновационного педагогического опыта) Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая возможности новых открытий, педагог должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

4. Описание технологии реализации опыта Как автор это делает? Технология инновационного педагогического опыта (высшая теоретическая ступень инновационного педагогического опыта): способ решения проблемы (технология реализации идеи); комплекс форм, методов и приемов, их обоснование, правила и последовательность применения

4. Описание технологии реализации опыта Как автор это делает? Обязательные требования: отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности; выбрать структуру описания технологии (по этапам урока, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.) показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий; содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта;

4. Описание технологии реализации опыта Как автор это делает? показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки») через: описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественнонаучных предметов и т. п.); описание разработанных в опыте способов организации образовательного процесса; описание технологии применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями и задачами; описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя; описание приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности;

4. Описание технологии реализации опыта Как автор это делает? Раскрывая особенности технологии работы, надо педагогические действия учителя соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. 1. Каковы цели педагога? На развитие, каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована педагогическая деятельность? 2. Какие типы деятельности осваиваются учениками (исследовательская, проектная, творческая, эвристическая и т.д.)? 3. Формирование, каких общеучебных и предметных умений обеспечивает предлагаемая в опыте технология? 4. Каковы особенности организации образовательного процесса?

4. Описание технологии реализации опыта Как автор это делает? 5. Каковы особенности педагогической деятельности (методы, приемы, техники, их взаимообусловленность и целесообразность)? 6. Каковы особенности деятельности учащихся (как обеспечивается мотивация, как происходит процесс учения, каков объем самостоятельной работы, как организуется рефлексия и т.д.)? 7. Каковы критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов? 8. Какими дидактическими материалами и учебной литературой обеспечен процесс? 9. Каков адресат данного опыта?

5. В чем конкретно состоит оригинальность, особенность авторского подхода? Определение новизны педагогического опыта: 1)Сравнить свой подход с существующими, традиционными 2)Выделить, что привносится нового. 3)Выделить, что отличает опыт от других. 4)Выделить, в чем его конкурентные преимущества. Новизна: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования).

6. Описание результативности опыта Что это дает? прогнозируемый результат (ожидаемые изменения в ученике) средства контроля и диагностики

6. Описание результативности опыта Что это дает? 1. Продуктный результат связан с качеством произведенного продукта (результата решения педагогической проблемы). Материальными продуктами инновационного педагогического опыта могут быть учебные программы, дидактические материалы, видеоматериалы, учебно- методические пособия, мастер-классы, семинары и т.д.

6. Описание результативности опыта Что это дает? 2. Субъектный результат проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений (развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.). По отношению к определению результативности инновационного педагогического опыта учителя можно разделить субъектные результаты на внешние (диагностируются с помощью аттестационных процедур: динамика обученности, качество знаний, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, поступаемость в ВУЗы и т.п.) и внутренние (диагностируемые с помощью психолого-педагогических методов: познавательный интерес, учебная мотивация, сформированность учебной деятельности, мыслительные навыки, рефлексивные качества и т.п.)

6. Описание результативности опыта Что это дает? 1. Образовательный критерий: поступление в ВУЗы, победы на олимпиадах и конкурсах и др. 2. Критерии развития: активность и работоспособность учащихся; наличие интереса к предмету; сформированность знаний по учебному предмету и умений ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп учебной деятельности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность;

6. Описание результативности опыта Что это дает? способность к самоопределению, выбору профиля обучения и профессии; овладение нормами нравственности (гуманизм, взаимопомощь, забота о слабых и т.д.); сформированность системы жизненных ценностей; степень реализации индивидуальности, самобытности; 3. Социальный критерий: адаптация выпускников к высшей и средней специальной школе, адаптация на производстве, общественный престиж педагога. 4. Критерий здоровьесбережения (динамика показателей здоровья). динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами.

Результат изменений Результаты (внешние): Количество учащихся – победителей районных олимпиад по экономике (2006 – 2009 гг.) – 15 человек; количество учащихся – победителей районного НОУ (2006 – 2009) – 9 человек, количество учащихся – призеров областных олимпиад по экономике (2006 – 2009 гг.) – 4 человека. В уч. году один ученик получил диплом 1-ой степени на областном конкурсе бизнес-проектов. Начиная с 2005 года, ежегодно учащиеся автора ИПО принимают участие в региональном конкурсе школьных компаний. Учащиеся социально-экономического профиля выбирают при поступлении в ВУЗы экономические специальности (100%). Результаты (внутренние): Развитие умений учащихся осуществлять анализ конкретной социально-экономической ситуации при разработке бизнес – проектов с 80% - в начале обучения проектным и исследовательским методам в экономике до 95 % - в конце. Развитие умений прогнозировать проектный результат и доводить его до воплощения в реальную практику с 55 % до 93 %. Тема ИПО «Проектирование современного урока экономики»

7. Условия достижения результата За счет чего достигается результат? Условия, необходимые для воплощения замысла и достижения прогнозируемого результата (советы пользователям) Условия реализации изменений представляет собой описание конкретных условий, в которых формировался инновационный педагогический опыт и которые должны быть созданы в рамках внедренческого проекта с целью распространения инновационного опыта в массовой практике.

7. Условия достижения результата За счет чего достигается результат? Необходимый период времени для освоения опыта Требования к уровню подготовленности педагога, осваивающего опыт Требования к материально-технической базе, техническому оснащению Требования к наличию программно-методического обеспечения для внедрения опыта Необходимый объем финансирования освоения новшества

Типичные ошибки при описании и оформлении педагогического опыта Слабо представляется обоснование актуальности опыта, зачастую авторы сводят ее к описанию истории становления опыта. Возникают проблемы органично, в соответствии с целью и заявленной темой, представить новизну опыта.

Типичные ошибки при описании и оформлении педагогического опыта Некорректное использование научно- педагогической терминологии. Весь понятийный аппарат должен обязательно уточняться на предмет его грамотного и точного толкования. При описании результативности работы отсутствуют ссылки на конкретные методики диагностирования, не комментируются приводимые графики и диаграммы, не показывается методика расчетов, приводимых количественных показателей и коэффициентов. Представленные на дилетантском уровне, они теряют свою ценность и силу аргументации. В ряде случаев материалы опыта работы содержат Приложения, которые никак не комментируются на страницах с описанием опыта (обязательно должны быть ссылки на Приложение в тексте-описании опыта).

Описание педагогического опыта 1. Определение актуальности опыта. Почему автор это делает? 2. Определение цели, задач педагогического опыта. Для чего автор это делает? 3. Формулировка авторского замысла (ведущей идеи опыта). Что предлагает автор? 4. Описание технологии реализации опыта. Как автор это делает? 5. В чем конкретно состоит оригинальность, особенность авторского подхода? 6. Описание результативности опыта. Что это дает? 7. Условия достижения результата. За счет чего достигается результат?