Древний Рим. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (754/753 510/509 ДО Н. Э.). РЕСПУБЛИКА (510/509 30/27 ГОД ДО Н. Э.) ИМПЕРИЯ (30/27 Г ДО Н. Э. 476 Г. Н. Э.) : - РАННЯЯ РИМСКАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок - путешествие Урок истории в 5 классе Автор: учитель истории Залогина Т.Н. Урок истории в 5 классе Автор: учитель истории Залогина Т.Н.
Advertisements

Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они.
Царский Рим: гг. до н.э. Рим расположен в области Лаций. В древности в период расцвета он занимал семь холмов. Следы первых строений обнаружены.
ДРЕВНИЙ РИМ. Возникновение Римского государства История Древнего мира 6 класс Учитель: Васильева Н.В.
Царский Рим: реферат выполнен ученицей 7 класса Третьяковой Дарьей Кураторы: Горец А.В Быков Н.А. миф и реальность.
Древниий рим
Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 33. Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
Презентация к уроку по МХК (8 класс) на тему: Искусство Древнего Рима.
Возрождение Древнего Рима Древний Рим (лат. Roma antiqua) одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу.
ДРЕВНИЙ РИМ Антипов Константин 1 Т 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной.
Какому народу принадлежит открытие? Китай Индия Египет Китай Греция.
Культура древнего Рима. Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию, но, в отличие от греков, стараются расположить.
Тема урока « Древнейший Рим» Презентация разработана учителем истории Будинской ООШ Тверская область Антоненковой А.В.
Образование Римской республики Рим под властью царей Домашнее задание Параграф 38.
Полетаева Полина 6 Б. Эпоха царей начинается с правления полулегендарного Ромула – первого царя Римского государства.
ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО РИМА. 1) ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIIIVI ВВ. ДО Н. Э.), 2) ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ (ОК ГГ. ДО Н. Э.), 3) ПЕРИОД ИМПЕРИИ (31 Г. ДО Н. Э. 476.
Римская республика. Автор Skyfury Sparkle. Рим. На семи холмах лежит великий и вечный город Рим. На холме Палатин Ромул заложил самую первую крепость.
История Древнего Рима. Начало Рима Рим, «город семи холмов и всей земли повелитель», расположен в области Лаций на левом берегу Тибра, в 27 километрах.
Древний Рим: от основания города до падения республики.
Д р е в н и й Р и м. Падение империи. Ранняя республика.
Транксрипт:

Древний Рим

ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (754/ /509 ДО Н. Э.). РЕСПУБЛИКА (510/509 30/27 ГОД ДО Н. Э.) ИМПЕРИЯ (30/27 Г ДО Н. Э. 476 Г. Н. Э.) : - РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПРИНЦИПАТ (27/30 Г ДО Н. Э. 235 Г. Н. Э.) ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. ДОМИНАТ ( ГГ.) Периодизация истории Древнего Рима

395 г. н.э.- император Феодосий делит Империю на две части Восточную и Западную. 476 г. н.э.- Одоакр, варвар на римской воинской службе, свергает с престола последнего императора Рима, пятнадцатилетнего Ромула Августула.

Природные условия Апеннинского полуострова более благоприятны для развития человеческого общества, чем многие из соседних областей Средиземноморья. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. Первоначально под Италией понимался лишь юг полуострова, изобилующий богатыми пастбищами. Это название возникло от слова - теленок, бычок. Отсюда название Vitalia, или Jtalia, - дословно. В III в. до н.э. это греческое название было распространено на весь Апеннинский полуостров, а в 1 в. до н.э. в понятие была включена северная часть современной Италии до Альпийских гор.

В разных частях Апеннинского полуострова обнаружены следы палеолита: в Южной Италии в гроте Романелли найден набор орудий из камня - топоры, кремневые наконечники стрел, скребла; в Лации - каменные скребла и лезвия, а также черепа неандертальского типа; в горах Лигурии - пещеры с живописью древнекамен- ного века. Основным занятием человека в то время были собирательство, охота и рыболовство.

С III тысячелетия до н.э. в Италии известна медь, которая применялась наряду с камнем. Этот период халколита, или энеолита, характеризуется значительным развитием скотоводства и связями с центрами Эгейской Греции и Испанией. Во II тысячелетии до н.э. в Италии началось распространение бронзы. На севере бронзовые предметы находят в остатках окруженных частоколами поселений, так называемых террамар. Обитатели этих поселений жили в хижинах, иногда поставленных на сваях в заводях рек и озер. На месте этих поселений сохранились холмы с остатками пищи, утвари и орудий труда.

С конца II - начала 1 тысячелетия до н.э. Италия вступает в железный век. Раньше всего были открыты могильники этой эпохи (в середине XIX в.) около местечка Вилланова близь Болоньи, откуда культура раннего железа в Италии получила название культуры Виллановы. По мнению некоторых ученых, производство же- лезных изделий было заимствовано жителями Северной Италии и Лация из Этрурии.

Современные археологи склоняются к тому, что с железом Италию познакомили греческие и финикийские торговцы, а также этруски.

Поселения эпохи железного века постепенно превращаются в города. Их население уже разделено имущественными рамками. На это указывают погребения с богатым и бедным инвентарем. Усложняется социальная жизнь. Рвутся родовые связи. В некрополях Болоньи, Вей, Цере, Эсте, Тарента обнаружены ритуальные захоронения рабов; в Эсте найдена бронзовая ситула ^ с изображением вои- нов и пленников со связанными руками. Это - самое древнее в Италии изображение рабов.

Основную массу населения Италии в 1 тысячелетии до н. э. составляли различные племена, говорившие на индоевропейских языках. Среди них можно выделить группу италиков, распадавшуюся на две подгруппы: латино-сикульскую и умбро-сабелльскую. Большинство современных историков видит в италиках пришлый народ. Однако о путях и времени их проникновения в Италию единого мнения нет.

Кроме италиков, в начале 1 тысячелетия до н.э. на территории Италии расселились и другие индоевропейские народы – иллирийцы и греки. Греки впервые проникли в Италию, видимо, еще во II тысячелетии до н.э. К VIII в. до н. э. относится массовое поселение греческих колонистов. Потеснив племена япигов и италиков, греки основали колонии в Кампании, Южной Италии и Восточной Сицилии. В середине 1 тысячелетия до н.э. в Паданской равнине обосновались кельты, или галлы, пришедшие в Италию через горные проходы Альп из долины верхнего Дуная. С IX в. до н.э. финикийцы стали проникать на о. Сардинию. В VI в. до н.э. западная часть Сицилии подверглась финикийской колонизации; фактории карфагенян стали появляться на Тиррен- ском побережье Италии.

ЭТРУСКИ Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове расселяются этруски. Название этого народа, принятое в исторической науке, взято у римских авторов. Латинские писатели называли эту народность этрусками или тусками, греческие - тирренами или тирсенами; но сами себя этруски звали расенами.

От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений изобразительного искусства, а также около надписей. Они довольно легко читаются, так как этрусский алфавит сходен с греческим. Тем не менее, происхождение, язык и история этрусков до сих пор недостаточно известны науке и составляют суть так называемой этрусской проблемы.

Этническая карта Италии середины 1 тысячелетия до н.э. чрезвычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине По с V в. до н.э. обосновались кельты, которых римляне называли галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделилась область этрусков - Этрурия, умбры занимали Умбрию, пицены - Пицен; Лаций был заселен патинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие им сабелльские племена марсов, марруцинов, население Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В Южной Италии - Лукании и Бруттии - кроме греков, жили племена оскского корня, в Апулии и Калабрии - япиги, родственные иллирийцам.

Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально- экономического, политического и культурного развития (от примитивных лигуров до этрусков и греков, живших в условиях классового рабовладельческого общества). Племена и народности, давшие свое имя той или иной области, смешивались с местными, жившими там до их прихода обитателями, что сказывалось на их языке и культуре. К 1 в. до н.э. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнородных компонентов сложилась единая италийская народность. Господствуюшим языком сделался латинский, вытеснивший все другие языки и диалекты настолько, что этрусский и лигурийский языки были забыты полностью.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЭТРУСКОВ

Во второй четверти первого тысячелетия до н.э., когда италики, иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытно-общинного строя, у этрусков сложилось классовое общество и возникли при- митивные формы государственной организации. Главной отраслью хозяйства в Этрурии было земледелие. Естественное плодородие почвы, использование железных орудий и строительство дренажных сооружений позволили этрускам собирать богатые урожаи зерновых, льна и винограда. Запасы меди, олова и железа послужили основой для развития ремесленной металлургии и металлообработки. Этруски создали керамическое производство; они выделывали сосуды черного цвета и славились техникой обработки камня. Важное место в экономике этрусков занимала торговля. Развитию внутрииталийских связей способствовали ежегодные ярмарки, которые проводились в роще Феронии.

Особое значение имела торговля металлическими изделиями. О разветвленности внешнеторговых связей этрусков свидетельствует богатый заупокойный инвентарь их погребений. Этрусские погребения многочисленны и хорошо изучены. Наиболее хорошо сохранились вырубленные в скалах усыпальницы знати - камерные гробницы. Над некоторыми из них насыпаны круглые холмы. Стены гробниц украшены фресками, а погребальные комнаты наполнены богатыми приношениями. Археологи обнаружили в гробницах египетские сосуды, страусовые яйца с изображениями сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие, коринфские и аттические черно- и краснофигурные вазы и бусы из янтаря, привезенного с побережья Балтики

Этрусские некрополи хранят следы ритуальных убийств рабов. О наличии в этрусском обществе рабов свидетельствуют также сообщения античных историков об огромном количестве слуг в домах богатых этрусков и обычае погребальных обрядов, когда рабов заставляли драться насмерть во время похорон господина.

Правящим слоем в этрусском обществе были лукумоны, из среды которых выходили военные вожди и жрецы. Из знатных родов на юге Этрурии выделялся род Тарквиниев, давший название одному из городов. Позднее представители рода Тарквиниев жили в городах Цэре и Риме. Род был отцовский, но женщина занимала почетное место в семье. В надписях наряду с именем отца этруски упоминали имя матери.

Этрурия не представляла собой единого государства, а была совокупностью отдельных городов-государств. Некоторые из них объединялись в союзы. Античная традиция приписывает этрускам создание трех двенадцатиградий, т.е. союзов 12 городов. Но городов было больше. Наиболее известен союз 12-ти городов собственно Этрурии (совр. Тосканы). Союз носил религиозный характер и не был прочным, так как входящие в него города часто враждовали между собой. Центром союза был г. Вольсинии со святилищем, посвященным главному этрусскому божеству Вертумну. Здесь происходили ежегодные празднества и выбирался глава союза. Другими значительными городами были Вейи, недалеко от Рима, и расположенные в плодородных долинах Клузий, Перузия, приморский город Популония, в которой перерабатывалась железная руда с близлежащего о. Ильва, Тарквинии и Цэре.

Большинством этрусских городов управляли цари. Цари одевались в тогу с пурпурной каймой, восседали на украшенном слоновой костью, так называемом курульном кресле. Во время торжественных выходов их сопровождали стражи, несшие на плече связки прутьев с воткнутым в них боевым топором, называвшиеся фасциями. Все эти пышные атрибуты власти были затем заимствованы римлянами.

Постепенно в большинстве этрусских городов цари были заменены выборными должностными лицами -зилахами, марунухами, пуртнами, которые выбирались из среды знати. Этруски были смелыми мореходами, и их прибрежные города имели боевые корабли. Каждый город располагал сухопутным войском. Основной частью его были воины, вооруженные бронзовыми шлемами щитами и оснащенные длинными копьями, мечом. Потребность в новых землях и рынках, а также обострение социальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации. Стремление освободиться от посредничества италийских греков в торговле с Востоком привело в VI в. до н.э. к захвату восточных берегов о. Корсики и Сардинии, ряда прибрежных пунктов в Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь было образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наиболее значительными из них были: Нола, Геркуланум и Помпеи. Крупными этрусскими центрами в Северной Италии были города Атрия и Мантуя, находившиеся на торговых путях в область венетов и к Альпам, Фельзина, порт Спина и др. В Паданской Этрурии было сильным культурное влияние греков. В некоторых городах греки составляли значительную часть населения и входили в состав правящей группировки, например в Спине.

Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские прорицатели-гаруспики, носители этрусского учения, изложенного в, известных нам по упоминаниям античных авторов. содержали предписания относительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию молний, по освящению городов и храмов и т.п. Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали города по определенному плану, совершая при этом особые церемонии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запряженным коровой и быком. На местах, отведенных для городских ворот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились мощными каменными стенами и делились на кварталы. В центре стоял храм, окруженный колоннами. Храм украшали изображения богов и открытая площадка для гаданий.

Самым могущественным божеством этруски считали Вертумна, затем шли Тиния, Уни и Мнерва, которые впоследствии были введены в римский пантеон в качестве капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). На почве культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполненный, как и земной, духами, большинство которых - злые и коварные. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм. Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изображения передают индивидуальные особенности без всяких прикрас - грубость черт, излишнюю полноту и т.п.

В этрусской культуре легко обнаруживаются восточные элементы. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отношениях напоминают могильные склепы Малой Азии: мотивы и техника изображений борющихся между собой диких зверей, львов, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, химер крылатых богов на саркофагах и утвари Но с течением времени этрусская культура больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали грекам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации подверглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобретали черты и функции греческих; образы греческой мифологии - например, Геракл - и мотивы гомеровского эпоса были усвоены этрусками. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена и народности и, в частности, на римлян, в культуре которых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание этрусских божеств, парадная мебель царей и старейшин, фасции у спутников магистратов и т.д.

Южными соседями этрусков были италийские племена латинов, сабинян, эквов, герников и вольсков. Местом поселения латинян был Лаций - область по левому берегу нижнего течения Тибра. В Лации VIII-VI вв. до н.э. было много мелких поселений, которые превратились в относительно крупные города- государства. Древние авторы насчитывают их примерно тридцать (в их число входил и Рим). Они составили союз во главе с г. Альбой-Лонгой.

По одной из распространенных легенд Альба-Лонга была основана троянцем Энеем, прибывшим в Италию по морю после разрушения Трои. Один из его потомков, четырнадцатый царь Альбы, Нумитор, был свергнут своим коварным братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от законных претендентов на престол, Амулий посвятил в жрицы богини Весты дочь свергнутого Нумитора, Рею Сильвию: весталки были безбрачными. Однако Рею Сильвию посетил бог Марс, и она родила двух близнецов-Ромула и Рема. По приказу Амулия дети были выброшены в корзинке в Тибр. Но божественные близнецы не погибли. Воды реки выбросили их на берег, где их вскормила своим молоком волчица. Они были подобраны царским пастухом и выращены им. Впоследствии тайна их рождения была открыта. Юноши покарали Амулия, вернули царство своему деду Нумитору и, собрав дружину из молодых воинов, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый народ, который по жребию получил имя одного из близнецов - Ромула. Во время ссоры Рем был убит братом, и Ромул стал первым царем Рима. Он поделил граждан на патрициев и плебеев, разделил все население на курии и создал войско, заложив основы могущества Рима.

Первыми жителями Рима, по преданию, были лишь спутники Ромула. Чтобы получить жен для своих боевых друзей, Ромул пригласил на праздник своих соседей-сабинян с их семьями. В разгар празднества римляне бросились похищать сабинских девушек. Это привело к войне между римской и сабинской общинами. Однако сабинянки примирили своих отцов и мужей, в результате чего произошло слияние сабинян и римлян в единое государство, которое стало управляться двумя царями - Ромулом и сабинянином Титом Тацием. Вторым царем Рима, по преданию, был сабинянин Нума Помпилий, кото- рый учредил культы богов, жреческие и ремесленные коллегии. Его сменил воинственный Тулл Гостилий, разрушивший Альбу-Лонгу и переселивший ее жителей в Рим. После него правил Анк Марций, удачно восвавщий с лати- нами, построивший мост через Тибр и основавший первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра. Затем царем стал Тарквиний Древний родом из Этрурии. При нем в Риме были созданы замечательные сооружения - цирк, храм на Капитолии, подземный сточный канал - клоака. Тарквиний был убит, а на царство возведен воспитанный им сын рабыни, Сервий Туллий. Он провел социальные реформы и обнес город мощной оборонительной стеной. Седьмым, последним царем, был будто бы убийца Сервия, его зять, Тарквипий Гордый. Он правил как тиран, за что был изгнан. После этого в Риме была установлена республика. Так излагают легенды начальную историю Рима.

В эпоху Империи городская территория Рима включала в себя на левом берегу Тибра семь холмов - Палатин, Эсквилин, Авентин, Квиринал, Виминал, Целий и Капитолий. В результате археологических раскопок установлено, что некоторые из этих мест были заселены уже в X-VIII вв. до н.э. На Палатине жили люди, сжигавшие умерших, в то время как на Эсквилине, Квиринале и Виминале обитали поселенцы, хоронившие покойников в земле. В палатинских жителях ученые на основании тождества их погребальных обрядов и урн с альба-лонгскими видят латинян. Основываясь на сходстве погребений, а также на сабинском происхождении слова, исследователи считают обитателей других трех холмов сабинянами.

Укрепленные селения были родовыми поселками, расположенными на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда люди начали осушать их. Родовые общины вели сначала обособленный образ жизни, но постепенно, в течение VII в. до н.э. соседние селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На Палатине была выстроена крепость этого нового поселка. Обитатели его справляли ежегодно праздник Семигорья, название которого произошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах. Вскоре селение расширилось за счет присоединения общин Квиринала. Воспоминание об этом и содержит легенда о похищении сабинянок.

В том же VII в. до н.э. Целий был заселен этрусками и также включен в состав возникающего города. В начале VI в. до н.э. становится обитаемым Капитолий, а низина между холмами – общей базарной площадью, будущим центром общественной и политической жизни города Рима. На Капитолии была построена крепость и храм Юпитера, что превратило Капитолий в религиозный и военный центр Рима.

Первоначально территорию Рима занимали три племени, или трибы,-Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этрус- ки). Каждое из них состояло из 100 родов, объединенных в 10 курий. Таким образом, население древнейшего Рима, согласно легендам, было организовано в 3 трибы, 30 курий и 300 родов. Род был естественно сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корнелии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели землей, обладали общим местом погребения, имели общие религиозные празднества. Так, род Юлиев почитал свою прародительницу Венеру и Аполлона, Петиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса, Навции - культ Минервы. Сородичи обязаны были помогать друг другу и не вступать в брак внутри рода. Число членов рода было различным: род Фабиев, например, в V в. до н.э. насчитывал 306, а Клавдиев в VI в. до н.э лиц мужского пола.

Родоплеменная община римлян возглавлялась сенатом, т.е. советом старейшин трехсот родов. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат обсуждал все дела, которые окончательно решались на народном собрании. Оно собиралось по куриям, откуда его название - куриатные комиции. Здесь, в числе прочих важных дел, выбирался царь, напоминающий греческого басилевса. Ему принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

В среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.п. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным рабством. Итак, родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными.

В конце царской эпохи (VI в. до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные. Этот процесс в Риме был ускорен этрусским завоеванием.

Последние три римских царя - Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквикий Гордый, по происхождению этруски. Сервий Туллий поделил все мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц-центурий (сотен): 1 класс-80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; II класс - 22; III - 20; IV - 22; V - 30 центурий легковооруженных и VI класс - одну центурию, в общем 193 центурии. Взамен старого деления на три племени - трибы, Сервий поделил всю римскую территорию на округа, которые сохранили название триб. Рядом с древними племенными собраниями - куриатными комициями - вырос но- вый вид народных собраний по центуриям, в которых участвовало все военнообязанное население. К этим центуриатным комициям перешло решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины, куриатные же комиции потеряли значение.

Древнеримская цивилизация эпохи Республики

Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около 510 г. до н.э.) ликвидировало монархию; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V-1 вв. до н.э.).

В течение двух с половиной последующих веков развитие Древнеримской цивилизации определялось двумя основными факторами: противостоянием патрициев и плебеев и борьбой Рима за подчинение всей Италии.

Патриции держали в руках все основные механизмы власти. Они заседали в сенате высшем органе республики. Консулы, стоявшие во главе исполнительной власти (военной и гражданской) также избирались из их среды. Только патриций мог стать жрецом. В их руках было судопроизводство. И, наконец, в руках патрициев скапливались земли. Интересы плебеев представляли так называемые народные трибуны – собрания плебеев. Серьезной победой плебеев было принятие в 450 г. до н.э. писаных законов (так называемые Законы XII таблиц), что весьма ограничивало произвол патрициев в судебной сфере. На следующий год плебеи добились того, что постановление плебейских собраний по территориальным трибам обретали силу закона без утверждения сената. В 367 г. до н.э. был принят закон, устанавливающий максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (125 га), что ограничивало возможности патрициев прибирать к рукам общинные земли. Этим же законом один консул должен был выбираться из плебеев. В 326 г. было запрещено долговое рабство. В 300 г. плебеям было разрешено входить в состав жреческих коллегий.

Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г., решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве.

Сенат. В государственной жизни Рима сенат играл очень большую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Мало того, закон, принятый на народном собрании, становился законом лишь после одобрения его сенатом. Сенат таким образом контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении.

Таким образом, органами власти являлись народное собрание, сенат и магистраты - должностные лица, избираемые народным собранием на год, в чьих руках была исполнительная власть. Высшими должностными лицами были два консула, ежегодно избираемые на народных собраниях. Они обладали высшей военной (набирали войска, командовали ими) и гражданской властью (созывали сенат, народное собрание, руководили выборами). В руках преторов было судопроизводство и управление провинциями. 2 цензора, избираемые народным собранием один раз в 5 лет, проводили переписи граждан, определяли их имущественное положение, следили за чистотой нравов. В Риме не было налогов. Магистраты, занимавшие выборные должности, не получали за это жалование, нередко сами вкладывали средства. Таким образом, путь наверх был открыт не только для патрициев, но и для плебейской верхушки. В результате их слияния образовалось новое привилегированное сословие - нобилитет.

Значительные богатства, полученные Римом в ходе войн, новые земли, мощный приток рабов внесли серьезные изменения в экономическую и социальную жизнь республики. Расширяется торговля, развивается денежное обращение, растет количество людей, занимающихся посредническими функциями при торговых и денежных расчетах, в сельском хозяйстве растет количество крупных землевладений, основанных на рабском труде, и в то же время увеличивается число разорившихся мелких крестьянских хозяйств. Ведущим типом рабовладельческого хозяйства становятся виллы, занимающие площадь до 100 га, где работало несколько десятков рабов. Во II в. до н.э. возникают крупные, чаще всего скотоводческие хозяйства, латифундии. Они также были основаны на рабском труде. Однако, этот расцвет Рима, его победоносные войны, изменения в экономической жизни, уже несли в себе начала кризиса и упадка.

Показатели социально-экономического кризиса: Огромные массы рабов и их тяжелое положение порождали угрозу восстаний. В гг. до н.э. Рим потрясает восстание рабов в Сицилии. В гг. до н.э. восстание под руководством Спартака. Разорение мелких свободных землевладельцев по мере расширения сферы рабского труда.

Императорский Рим

Первые шаги по основанию Римской империи были сделаны Гаем Юлием Цезарем ( гг. до н.э.). Цезарь, по сути, установил в стране военную диктатуру. Опираясь на армию, он свел на нет власть народного собрания, сделал послушным сенат, введя в него своих сторонников, провел ряд законов, направленных на укрепление государства, судебную, денежную и календарную реформы, перепись населения по всей Италии. Победив в ходе гражданской войны гг. до н.э. сторонников сенаторской республики во главе с Гнеем Помпеем, он сосредоточил в своих руках практически всю власть. В 44 г. он получил пожизненные полномочия диктатора, с 47 г. дважды (на 5 и на 10 лет) получает звание консула, в 48 г. постоянное звание трибуна. Сенат дарует Цезарю титул императора, который ранее был почетным воинским титулом, присуждаемым консулу, диктатору, претору за крупную победу. Титул давал право на триумф, после чего полководец слагал его с себя. Цезарь получил титул императора с правом передачи его потомкам. Таким образом, по своему содержанию это высшее военное отличие превратилось в один из титулов главы государства. В результате заговора римской аристократии Цезарь был убит в сенате, однако, реставрации аристократической республики не произошло.

Становление империи завершилось при Октавиане (63-14 гг. до н.э.). Он был внучатым племянником Цезаря, которого тот усыновил и объявил своим наследником. Победив соперников в гражданской войне, Октавиан за время своего правления (27-14 гг. до н.э.) завершил реформы, начатые Юлием Цезарем, и значительно расширил пределы Римской империи.

Он получил от послушного ему сената титул Август (Божественный) и императорский титул, был наделен пожизненно правами народного трибуна, консула, командующего всеми войсками, проконсула (т.е. лица, контролирующего провинции) и даже великого понтифика - верховного жреца.

В истории Рима эпохи империи выделяют следующие периоды: 1. эпоха принципата – форма монархии в эпоху ранней империи, совмещавшей монархические и республиканские черты. 2. Доминат- политическая система, для которой характерно существование монархии с неограниченной властью императора.

Культура древнеримской цивилизации

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо- бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич- ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека. Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов, т.е. представление божества в виде человеческого образа.

В религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства. О благополучии дома заботились пенаты-божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юноной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемейным божеством и почитался всеми домашними. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями - манами. Но если об умер- ших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним из важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охранитель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы - бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные празднества римлян.

Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон. Жреческие коллегии наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий. К коллеиям относились, например, арвальские братья, весталки, салии, фламины и т.д.

Главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов, которая вначале заведовала постройкой мостов через Тибр, а затем на них была возложена задача составлять государственный календарь, объявлять праздничные дни, наблюдать, чтобы всякое богослужение и судебные разбирательства совершались в надлежащие дни. Иначе говоря, понтифики осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авептинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии – праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, риста- ния колесниц, конские скачки и т.д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА

В своем развитии римское право прошло несколько этапов: - архаическое римское право, или квиритское право, - от зарождения римского государства до конца IV в. до н.э.; - римско-италийское, или доклассическое право, -с III в. до н.э. до установления Империи; - универсальное, или классическое, римское право, когда Римское государство охватывало все Средиземноморье, а рабовладельческие отношения достигли своего наивысшего уровня.

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной сте- пени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими.

Ливий Андроник перевел на латинский язык Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н.э. был Тит Макций Плавт ( гг. до н.э.), актер по профессии. В отличие от своих предшественников, он рабо- тал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Публий Теренций Африканец ( гг. до н.э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта, Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу-Менандром.

Пакувий ( гг. до н.э.) и Акций ( гг. до н.э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Однако, в отличие от комедий Плавта, римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская поэзия Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.) в шести книгах. Это философская поэма, которая излагает учение эллинистического философа Эпикура. Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.).

Римская архитектура Римская архитектура в период IV-1 вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV-III вв. до н.э., когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влия- нием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и свода было заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н.э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н.э.) и гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н.э.) - Второй период-это II-1 вв. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

Усложнение государственной деятельности, общественных отношений, развитие экономики, рост городского населения дает мощный толчок в развитии архитектуры. Появляются новые чисто римские типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки л вершился суд (первая базилика построена во II в. до н.э.), амфитеатры (Колизей), где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Новым типом монументального сооружения является триумфальная арка.

П оявились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах 1 в. до н. э.), судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную постройку постоянных военных лагерей, многочисленных многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров. Рим в 1 в. до н.э. превращается в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью.

Города украшали величественные храмы. Пантеон – храм всех богов.

Римская скульптура. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказы- вать могущественное влияние замечательная греческая скульптура.

В систему ценностей римского гражданина первую очередь входил патриотизм как представление о богоизбранности римского народа. Долг гражданина служить Риму, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью, умеренностью в образе жизни, дисциплинированностью, почитать богов. Важным моментом римского менталитета было осознание пропасти между рабом и свободным. Считалось позорным быть заподозренным в рабских пороках (ложь, лесть, угодничество) и рабских занятиях (ремесло, торговля, театр, сочинение пьес, работа скульптора и живописца). Делами, достойными римлянина, считались политика, война, земледелие, законодательство, историография. Особым было отношение к иностранцам и иностранному влиянию. Все иностранное воспринималось лишь постольку, поскольку оно не противоречило римской системе ценностей или могло быть переработано в соответствии с нею.