Тема урока: «Золотые россыпи русской речи» (Фразеологизмы, библеизмы, крылатые выражения)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Advertisements

Высшая квалификационная категория уч.г. - победитель городского конкурса информационно-методических материалов педагогов в области использования.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
В чем Смысл? Авторы Дундукова Т.В., Бойкова К.А..
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Путешествие к истокам фразеологизма Автор: МОУ школа 35 г.Рязани 4 «А» класс.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
Выполнила учитель начальных классов Зеленцова Елена Алексеевна.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» Цель: повторить материал, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
- Прочитайте записи Ворон считать мечтать Витать в облаках молчать Мозолить глаза бездельничать Зарубить на носу надоедать Язык проглотить запомнить -
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Транксрипт:

Тема урока: «Золотые россыпи русской речи» (Фразеологизмы, библеизмы, крылатые выражения)

Цель урока: *повторить теоретический материал о фразеологии; *уметь определять роль фразеологизмов в речи; *расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; *воспитывать их познавательную активность и творческие способности

Идиома (гр. – своеобразное выражение) – свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы его частей.

…Вот что обидно! Чина, звания не пощадят, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? – над собою смеётесь!.. Эх, вы!.. Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкопёры, либералы проклятые! чёртово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стёр вас всех да чёрту в подкладку! в шапку туды ему!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум.

Распределите данные фразеологизмы в виде синонимических рядов со значением: 1гр.- «Лениться»; 2гр.- «Мало»; 3гр.- «Близко». Кот наплакал; под самым носом; валять дурака; рукой подать; капля в море; бить баклуши; раз- два и обчёлся; не за горами; плевать в потолок; в двух шагах; с гулькин нос; считать ворон.

Соедините попарно антонимы-фразеологизмы 1) Без сучка без задоринки а)В поте лица 2) Спустя рукава б)Воспрянуть духом 3) Держать камень за пазухой в)С грехом пополам 4) Падать духом г)Куры не клюют 5) Хоть шаром покати д)Душа нараспашку е)Держать язык за зубами Какой фразеологизм оказался без пары?

Замените украинские фразеологизмы русскими *Гнути кирпу; *Давати відкоша; *Ні в тин ні в ворота

Соедините попарно значение и фразеологизмы. Найдите «четвёртое лишнее» 1.Добиться А. Душа в пятки уходит; кровь в успеха жилах стынет; поджилки трясутся; душа с телом расстаётся. 2.Страх Б. Сломя голову; на всех парусах; ломать голову; во весь дух. 3.Быстро В. Гнуть свою линию; гнуть в бараний рог; гнуть в дугу; гнуть в три погибели. 4.Держать Г. Выбиться в люди; пробить себе до- в повино- рогу; выйти из себя; из грязи да в вении князи.

Крылатые фразы от Примадонны * «Миллион алых роз» * «Всё могут короли» «Расставанье – маленькая смерть» * « Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом» * «Любовь, похожая на сон» * «Две звезды»

Фразеологизмы и другие образные выражения, созданные гением русского народа, проверенные временем и опытом бесчисленных поколений,- наше общее и бесценное культурно-национальное достояние; это та красота, не сохранить которую и не передать в наследство нашим потомкам мы не имеем права. Доктор филологических наук, профессор А. В. Жуков