Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга Шульга Ирина Ивановна Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Advertisements

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Транксрипт:

Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга Шульга Ирина Ивановна Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Е.В. Андриенко

Факторы социальной значимости досуга в современном мире Ключевые компетенции для XXI века ПознаниеОбществоТрудБытКультура Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности - способность выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающие личность Глобальная осведомленность Изобретательное мышление (любопытство, творчество, риск) Эффективное общение Ценностно-смысловое самоопределение Культурное развитие Здоровый образ жизни

Проблемы и риски в сфере досуга детей в современном мире Проблемы в сфере детского досугаСоциальные последствия (риски) Увеличение доли стихийного, досуга детей за пределами традиционных институтов образования и воспитания Усиление влияния контркультурных организаций и диссоциальных подростковых субкультур Коммерциализация детской досуговой инфраструктуры Снижение доступности и качества спортивно-оздоровительных, художественно-творческих, культурно- досуговых мероприятий в сфере свободного времени Увеличение маргинальных форм семейного и бытового досуга Рост асоциальных и антисоциальных проявлений в жизни детей (алкоголизм, наркомания, бродяжничество и пр.) Рост увлеченности детей различными формами виртуального досуга (компьютерные игры, общение в социальных сетях, интернет-увлеченность и пр.) Гиподинамия, высокий уровень стресса, агрессивность, снижение уровня здоровья.

Международное и российское законодательство о защите прав детей в сфере досуга Международный уровень Конвенция ООН О правах ребенка (1989) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Федеральный уровень Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998) Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (2012) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы Национальная стратегия действий в интересах детей на годы. Региональный уровень Нормативно- правовые акты о защите прав детей в субъектах РФ

Требования к профессиональной подготовке бакалавров-педагогов ФГОС ВПО направление подготовки «Педагогическое образование» Области профессиональной деятельности бакалавров Образование Социальная сфера Культура Виды профессиональной деятельности бакалавров Педагогическая Культурно-просветительская Профессиональные задачи И зучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно- просветительской деятельности О рганизация культурного пространства П опуляризация профессиональной области знаний общества

Характеристика профессиональной роли бакалавра- педагога как воспитателя и организатора досуга детей модель профессиональной активности человека, объективно заданная условиями профессиональной деятельности, отражающая нормативно одобряемые образцы деятельности, поведения и отношений Профессиональная роль Профессиональная роль педагога как воспитателя культуры досуга детей Фиксация социально- профессионального положения Профессиональные функции Профессиональные позиции Бакалавр педагогического образования Образовательная Культурный лидер Воспитатель Организатор Фасилитатор Тьютор Социальный терапевт Воспитательная Культурно- просветительская

Теоретические предпосылки развития профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга Теоретические исследования организации досуга детей Досуг как особое культурное пространство воспитания Социализация личности в условиях свободного времени Организация досуга детей в микросреде Отсутствие целостной теории детского досуга в современных условиях Неразработанность педагогических технологий организации детского досуга с учетом изменившейся практики образования Теория и методика высшего профессионального образования Профессиональная подготовка педагога – воспитателя Теория педагогического взаимодействия Теория профессионального становления педагога Профессиональная подготовка социальных педагогов Отсутствие содержания организации детского досуга в качестве предмета изучения для бакалавров-педагогов Недостаточное использование зарубежного опыта подготовки организаторов детского досуга Отсутствие целостной теории профессиональной подготовки бакалавров- педагогов к организации детского досуга

Авторская позиция исследования Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга Формирует ценностное отношение к досуговому воспитанию Стимулирует профессиональное самоопределение с учетом воспитательного потенциала досуга Способствует осознанию и освоению новой профессиональной роли – воспитателя культуры досуга детей Обеспечивает формирование профессиональной готовности к организации детского досуга на этапе обучения в вузе

Проблема исследования: необходимость разработки концепции профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга, основанной на методологических подходах и включающей соответствующие им принципы, содержание и педагогическое обеспечение образовательного процесса в системе высшего образования Цель исследования: разработка, научное обоснование и реализация концепции профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга; выявление научно обоснованных организационно- педагогических условий ее результативности в системе высшего образования

Основные гипотетические положения организация детского досуга рассматривается как педагогический феномен; разработана и научно обоснована концепция профессиональной подготовки бакалавров-педагогов, включающая методологические подходы, принципы, содержание, организацию процесса подготовки, направленного на формирование готовности к организации детского досуга; профессиональная подготовка бакалавров-педагогов реализуется на основе теоретической модели, отражающей ее концептуальную целостность; значимый аспект содержания профессиональной подготовки бакалавров- педагогов к организации детского досуга составляет теория педагогической анимации; педагогическое обеспечение профессиональной подготовки бакалавров- педагогов включает соответствующие образовательные технологии, специфицированные относительно функций аниматорской деятельности; в образовательном процессе вуза созданы определенные организационно- педагогические условия. Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга будет результативной, если:

Уровень общенаучной методологии Методологическая база исследования Уровень философско-мировоззренческой методологии Социально-гуманитарные теории о роли образования и досуга в современном мире, идеи постпозитивизма, постмодернистские теории, философия герменевтики Системный подход Аксиологический подход, культурологический подход, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуально-творческий подход Теоретико-технологичный уровень исследования Уровень конкретно-научной (психолого-педагогической) методологии теории о сущности досуга теория социального воспитания теория воспитательных систем теория социально-культурной деятельности теория культурно-просветительской деятельности концепция структурно-функционального анализа педагогической деятельности концепция единства театрально-художественной и педагогической деятельности теория профессионального становления специалиста в вузе теория педагогического профессионализма

Авторская позиция исследования Педагогическая анимация Готовность бакалавра- педагога к ОДД Заказ общества на обеспечение сферы детского досуга квалифицированными кадрами Профессиональное образование педагогов Процесс формирования готовности бакалавра-педагога к ОДД Личностно- профессиональная направленность педагога на организацию досуга детей Организация детского досуга как педагогический феномен Методологические подходы тенденции принципы Нормативно-правовая обусловленность подготовки бакалавра-педагога Технологический уровень

Теоретическая модель профессиональной подготовки бакалавров- педагогов к организации детского досуга Внешние факторы (социальный заказ) Внутренние факторы (личностно- профессиональная направленность) Цель: формирование готовности к организации детского досуга Концептуальные подходы к подготовке Принципы организации подготовки Тенденции развития подготовки Целевой компонент Концептуальный компонент Репродуктивный уровень готовности Блок специальной подготовкиПрофессиональный блок Содержательный компонент Организационный компонент Этапы процесса подготовки Технологическое обеспечение процесса подготовки Результативный компонент Сформированная профессиональная готовность к организации детского досуга Репродуктивно-творческий уровень Творческий уровень готовности Общекультурный блок

Содержательный компонент Общекультурный блок Философия культуры История Теория и история культуры Педагогическая риторика Блок социальной подготовки Философия и история досуга Педагогика досуга Теория и методика педагогической анимации Профессиональный блок Психология личности Общая педагогика Возрастная физиология Теория и методика воспитательной работы История педагогики

Организационный компонент Этапы процесса подготовки Технологическое обеспечение процесса подготовки Основной этап Дисциплины ОК Дисциплины ПК Дисциплины ОПК Летняя педагогическая практика Школа подготовки вожатых Проективный этап Организация досуговой деятельности в ОУ Организация досуга в семье Основы педагогической анимации (специальный курс) Этап самостоятельной деятельности Портфолио Индивидуальная стажировка в досуговых учреждениях ВКР (по заказу работодателей) Когнитивные технологии Активно- деятельностные технологии Гуманистические технологии

Результативный компонент сформированная профессиональная готовность к организации детского досуга Основной этап Репродуктивно-творческий уровень готовности (развитие) Творческий уровень готовности (креативность) Проективный этап Творческий этап Базовый уровень готовности (функционирование) Результат подготовки:

Организационно-педагогические условия результативной подготовки бакалавра-педагога к организации детского досуга УСЛОВИЯМЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Актуализация ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в сфере детского досуга Создание позитивной эмоциональной атмосферы Создание среды для художественно-творческого самовыражения Студийность организации учебных занятий Технология формирования установки на досугово- воспитательную деятельность Включение в образовательный процесс профессиональной подготовки знаний о досуговой педагогике Технология блочно-контексного обучения Технология индивидуального сопровождения профессиональных проб в сфере досуга Программа дополнительной профессиональной подготовки «Школа подготовки вожатых» Практическая ориентированность учебно-воспитательного процесса Активно-деятельностные образовательные технологии Комплекс досугово-ориентированных педагогических практик Организация социально-ориентированной деятельности студентов в творческих объединениях

Содержание профессиональной готовности бакалавра- педагога к организации детского досуга как показатель результативности подготовки КомпонентПоказатели содержания досугово-воспитательных компетенций Мотивационный желание профессиональной самореализации в сфере досуга стремление к досуговому взаимодействию с детьми потребность профессионального роста в сфере досуга Когнитивный знания о сущности и видах досуга знания о сущности и структуре педагогической анимации знания о технологиях педагогической анимации знания о структуре готовности к педагогической анимации Деятельностный умение проектировать различные виды досуговой деятельности организаторские, коммуникативные умения умения выстраивать процесс досугового взаимодействия в логической последовательности способность выбирать оптимальные методические средства педагогической анимации Творческий творческое воображение оригинальность мышления импровизация использование элементов актерской техники находчивость юмор генерирование новых творческих идей Рефлексивно- аналитический соотнесение личностно-профессиональных возможностей и условий досугового взаимодействия оценка творческого самочувствия в педагогической анимации анализ и оценка собственного опыта педагогической анимации

Контрольная группаЭкспериментальная группа

Контрольная группаЭкспериментальная группа

Контрольная группаЭкспериментальная группа

Динамика обеспеченности учреждений образовательной и социальной сферы специалистами, осуществляющими культурно-досуговую деятельность, чел.

О беспеченность учреждений образовательной и социальной сферы специалистами, осуществляющими культурно-досуговую деятельность, чел.

Выводы 1.Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга базируется на реализации совокупности системного, аксиологического, культурологического, компетентностного, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого методологических подходов и принципов (научности, субъектности, диалогичности, непрерывности и преемственности, контекстности и вариативности), которые выступают закономерным фактором ее стратегического развития в условиях уровневого педагогического образования. 2.Стратегия развития профессиональной подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга проявляется как тенденция: профессионализации, аксиологизации, развития субъектности участников образовательного процесса, интегративности, творческой ориентированности. 3.Концептуальная целостность подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга обеспечивается: взаимообусловленностью ее целей и результатов, содержанием в соответствии с нормативными требованиями к организации детского досуга и к высшему педагогическому образованию. 4.В содержание подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга включена теория и практика педагогической анимации. 5.Разработанная в исследовании модель подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга отражает особенности образовательного процесса, направленного на формирование соответствующей профессиональной готовности, и обеспечивает определенную преемственность всех этапов данной подготовки на основе реализации совокупности образовательных технологий, актуализирующих мотивацию студентов на досугово-воспитательную деятельность с детьми. 6.Результативность процесса подготовки бакалавров-педагогов к организации детского досуга обеспечивается за счет реализации совокупности доказанных в исследовании организационно- педагогических условий.

Благодарю за внимание!