СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, обеспечивающих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ЦЕНТРОВ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ Департамент внутренней и кадровой.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Система независимой оценки качества профессионального образования.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Транксрипт:

СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, обеспечивающих основанную на единых принципах оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

Объекты независимой оценки качества профессионального образования Компетенции выпускников Образовательные организации Образовательные программы Инструменты Оценка и сертификация квалификаций Общественная аккредитация Профессионально -общественная аккредитация

ОБЩЕСТВЕНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОАПОА Содержание Соответствие критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. профессиональных стандартов, рынка труда Субъекты различные российские, иностранные и международные организации. работодатели, их объединения, уполномоченные ими организации Процедура Устанавливается общественной организацией, которая проводит аккредитацию работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией Сведения об общественной или профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении государственной аккредитации КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ? КАКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ?

Независимая оценка качества профессионального образования как будут отбираться и валидироваться организации, проводящие независимую оценку; будут ли разрабатываться требования к таким организациям и экспертам? по каким показателям и критериям будет проводиться оценка? если результаты независимой оценки не влияют на гоаккредитацию, то на какие управленческие решения они направлены? Проблемные вопросы Возможности ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ ЗАКАЗЧИКАМИ

Оценка качества профессионального образования Государственная аккредитация Комплекс процедур Государственная аккредитация Сертификация квалификаций Профессионально- общественная аккредитация Государственная аккредитация профессионально-общественной аккредитации. Государственная аккредитация должна проводиться с учетом результатов профессионально-общественной аккредитации.

ENQHEEI Европейская сеть обеспечения качества профессионального образования ЕANEE Европейская сеть аккредитации в области инженерного образования CEAB Инженерный аккредитационный совет Канады ABET Совет по аккредитации Программ в области техники и технологий США ASIIN Агентство по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук Германии партнеры Ассоциация инженерного образования России (АИОР) JABEE Комиссия по аккредитации инженерного образования Японии

Отбор показателей для независимой аккредитации программ: опыт АИОР Цели Четкость Соответствие запросам потребителей Механизм оценки достижений и коррекции Содержание Соответствие ФГОС Обеспечение подготовки с учетом перспектив развития отрасли Студенты Уровень подготовленности, качество учебы и готовность студентов к профессиональной деятельности. Профессорско- преподавательский состав Инженерный опыт, опыт работы в соответствующей отрасли промышленности Способность к коммуникации, стремление к совершенствованию программы и повышению эффективности обучения Участие в профессиональных обществах Ресурсы Соответствие МТБ, информационных и финансовых ресурсов целям программы Выпускники Наличие системы трудоустройства, изучения востребованности специалистов, сопровождения их карьеры и профессионального роста, непрерывного образования и повышения квалификации

-соответствие разработанной программы требованиям ФГОС; -отражение в программе актуальных тенденций развития отрасли; -соответствие программы требованиям рынка труда - наличие в программе возможности для формирования студентами ИОТ; - участие внешних экспертов в разработке программ дисциплин, модулей, практик; - актуальность и периодичность обновления тематики курсовых и дипломных работ студентов; - соответствие созданной в вузе образовательной среды, программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода; - качество организации самостоятельной работы студентов; - оснащенность баз практик; -востребованность выпускников на рынке труда; -степень владения преподавателями современными образовательными технологиями и технологиями в области ПД; предоставляемые вузом возможности профессионального развития и повышения квалификации; Агентство контроля качества образования и развития карьеры (АККОРК) АККОРКENQA

ОЦЕНКА ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА (методика ФИРО) ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОБОСНОВАННОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИИ ДОЛЕВЫЕ КОНСТАТИРУЮЩИЕ ЭКСПЕРТНЫЕ

Долевые Констатирующего характера Экспертные Конкурс на программу не менее ___ человек на место Средний балл по ЕГЭ абитуриентов, поступивших на программу не менее, _____ Наличие документов, подтверждающих соответствие программы актуальному состоянию и перспективам развития рынка труда Наличие документов, подтверждающих участие внешних экспертов (в том числе работодателей) в разработке программ дисциплин, модулей, практик Наличие предварительных заявок работодателей на выпускников образовательной программы прикладного бакалавриата с указанием должностей, на которых они будут заняты Соответствие требований к результатам подготовки по программе профессиональным стандартам (квалификационным характеристикам) ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОГРАММ

ПРИКЛАДНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ПРОГРАММЫДОЛЕВЫЕКОНСТАТИРУЮЩИЕЭКСПЕРТНЫЕ Суммарный объем времени, отведенный на практику, практические занятия в % от общего объема времени Доля преподавателей прошедших стажировку на предприятиях Доля работодателей среди соруководителей курсовых и дипломных работ студентов Доля представителей работодателей, привлеченных к образовательному процессу Наличие договоров, подтверждающих привлечение специалистов для реализации профессиональных модулей, участия в подготовке и проведении промежуточной аттестации Наличие в профессиональном цикле программ профессиональных модулей. Наличие документов, подтверждающих соответствие тематики курсовых работ заказу работодателей (связь тематики с актуальными вопросами развития отрасли) Соответствие структуры и содержания программ профессиональных модулей требованию единства теоретического и практического обучения Соответствие программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода Соответствие баз практики современному уровню развития отрасли

КонстатирующиеЭкспертные Наличие в программах дисциплин и модулей раздела, описывающего организацию ОП с учетом производственных и образовательных технологий, необходимых для реализации программы прикладного бакалавриата Наличие в программе возможностей для построения ИОТ Наличие в программе финансового обоснования Наличие документов, подтверждающих ежегодное обоснованное обновление программы Адекватность объема времени, отведенного на освоение программы заявленным результатам Формы и содержание контроля результатов освоения программы приближены к условиям профессиональной деятельности Диагностичность показателей результатов подготовки обучающихся Соответствие содержания программ дисциплин и модулей современному состоянию фундаментальной и прикладной науки в направлении подготовки специалиста, современному уровню и перспективным направлениям разработки материалов, техники и технологии в направлении подготовки специалистов. Соответствие информационных, материально- технических, кадровых условий заявленным результатам Соответствие форм, содержания, методов промежуточной аттестации задаче целостной оценке качества подготовки обучающихся Обоснованность и взаимосвязанность элементов

СЕРТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом Объективная, признаваемая работодателями оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации Объективная, признаваемая работодателями оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации ЗАДАЧИ

Документы, определяющие сертификацию квалификаций Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным во время совещания по вопросу "О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике" 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы Государственная программа развития образования НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-317/03 от ).

«Потребители» системы сертификации квалификаций? РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ ПК, исходя из реальной квалификации работников Система профессионально го образования Подтверждение квалификации сотрудников и выпускников, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованный выбор образовательного учреждения Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования с опорой не реальные результаты и востребованные и приобретаемые квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов с опорой на реальные данные о квалификации работников

Общественно-государственный совет Базовая организация ОРГАНИЗАНИИ-ПАРТНЕРЫ Экспертно- методические центры (ЭМЦ) Центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) СОИСКАТЕЛИ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Функции центров Системы Экспертно-методический центр Центр оценки и сертификации квалификаций Разработка организационно- методического обеспечения деятельности ЦОСК Оценка квалификаций Экспертное сопровождение деятельности ЦОСК Сертификация квалификаций Мониторинг и консультационно- методическая поддержка ЦОСК Участие в разработке организационно-методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций Создание и развитие информационной инфраструктуры системы

ТРЕБОВАНИЯ К ЭМЦ отбор организаций для наделения полномочиями ЭМЦ проводить только при наличии профессиональных стандартов, утвержденных Минтруда России в рамках реализации Плана разработки профессиональных стандартов на гг.; наделять организации полномочиями ЭМЦ, только если они имеют рекомендации (поддержку) крупных компаний и\или общероссийских, общероссийских отраслевых объединений работодателей ТРЕБОВАНИЯ К ЦОСК полномочиями ЦОСК наделяются организации, если в соответствии с п. 3 ст. 96 ФЗ 273 «Об образовании в РФ» они были уполномочены работодателями и\или их объединениями «проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность»; в отсутствии ЭМЦ по конкретным видам профессиональной деятельности организация, желающая быть наделенной полномочиями ЦОСК, должна (может) взять на себя обязательства ЭМЦ (в соответствии с установленной) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

Процедуры оценки и сертификации квалификаций Соискатель Административная проверка документов Индивидуальное собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел

АНАЛИЗ АНКЕТ РЕГИОНЫ Белгородская область Забайкальский край Иркутская область Калининградская область Коми-Пермяцкий автономный округ Костромская область Москва Республика Татарстан Свердловская область Саратовская область Тверская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Удмуртская республика

ВопросыТиповые ответы Элементы НСК в регионе ЦОСК, РАРК, ПС, фрагментарно- аккредитационные агентства Нормативные документы, регламентирующие развитие НСК Программы социально-экономического развития Нормативные документы, регламентирующие учет результатов независимой оценки качества ПО - Управленческие решения региональных органов управления образованием на основании результатов независимой оценки качества ПО - Мониторинг трудоустройства и закрепления на рабочем месте лиц, прошедших сертификацию - Какими организациями осуществляется в регионе сертификация квалификаций, профессионально-общественная аккредитация Структурные подразделения образовательных организаций, общественных организаций, редко - некоммерческие организации Мероприятия по развитию НСК на год В основном – подготовка экспертов, создание и развитие ЦОСК Участвуют ли профсоюзы в развитии региональных систем квалификации? Только в Забайкалье Разрабатываются ли ПС? Как используются ПС Сертификация, совершенствование программ, в 1 случае – в управлении персоналом

РИСКИ НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛЯ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ БАЗЫ ЭКСПЕРТОВ ПРЕЦЕДЕНТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРНЕРСТВО НЕСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ