Ботанике Книга для чтения по Оглавление. Оглавление 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Размножение растений Размножение Бесполое размножение Спорообразование Вегетативное размножение Половое размножение.
Advertisements

Роль красоты цветка в жизни растений Подготовила ученица 2-б класса МОУ «Первомайская сош» Чиркина Дарья.
листья корни ствол плод с семенами цветы стебель листья.
СЕМЯ Внешнее и внутреннее строение семени Ботаника 6 класс Автор презентации: учитель биологии МАОУ «СОШ 64» г. Перми С. В. Рожкова.
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Выполнила ученица 2 класса «Б» Сухарева Ксения.
Проверка домашнего задания ТерминОпределение 1.Размножение 2.Половое размножение 3.Гаметы 4.Оплодотворение 5.Яйцеклетка 6.Сперматозоид 7.Зигота 8.Гермафродит.
Половое размножение растений 6-й класс МОУ СОШ 11 Дельмухаметова Л.И.
Половое размножение цветковых растений.
У покрытосеменных бывают одиночные цветки или собранные в группы (соцветия). В первом случае цветки обычно большие и яркие. Так легче привлекать насекомых.
МБОУ «Большескуратовская средняя общеобразовательная школа»
Презентацию подготовила учитель биологии МОУ СОШ 2 г. Фрязино Московской области Рид В.Н.
Половое размножение растений Учитель биологии: Атаманова Е.М. Урок биологии в 6 классе МОУ «Теректинская СОШ п. Теректа, 2013 г.
3 класс Учитель Н.Н. Ничипорук. 1. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают? 2. Как происходит опыление растений? 3. Что.
Цветение и опыление растений Подготовила учитель биологии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Сапарбаева А. Д.
Класс Двудольные Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения Работу выполнила: ученица 7 «В» класса Шайахметова Алина.
Мать-и-мачеха Она показывается миру очень рано, в середине апреля. Листья крупные и необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые,
Размножение и оплодотворение у растений. Цель урока: Сформировать понятие о размножении организмов; Значении, особенностях бесполого и полового размножения;
Цветок – видоизмененный побег. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе, на котором формируются остальные его части. Из мелких зеленых.
ДЛЯ ЧЕГО ЦВЕТЁТ ЦВЕТОК? ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО Е.В., МОУ СОШ 3 Г. КРАСНЫЙ СУЛИН, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Учитель биологии Антонова Н.Л.. Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку- спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-
Транксрипт:

Ботанике Книга для чтения по Оглавление

Оглавление 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника- наука о растениях 1 Ботаника- наука о растениях Растения и человек Растения и человек Единство растительного мира Единство растительного мира 2 Роль семени в жизни растения 2 Роль семени в жизни растения 2 Роль семени в жизни растения 2 Роль семени в жизни растения Семена – продолжатели жизни Семена – продолжатели жизни Влияние света и темноты при прорастании семян (по А.М.Гроздинскому) Влияние света и темноты при прорастании семян (по А.М.Гроздинскому) 3 Семенное размножение растений 3 Семенное размножение растений 3 Семенное размножение растений 3 Семенное размножение растений Роль красоты цветка в жизни растений (по Г.А.Гуреву) Роль красоты цветка в жизни растений (по Г.А.Гуреву) О запахах цветков (по Э.С.Терехину и Р.М.Федорову) О запахах цветков (по Э.С.Терехину и Р.М.Федорову) Об опылении цветков (по И.Васильеву) Об опылении цветков (по И.Васильеву) Распространение плодов и семян (по В.М.Корсунской) Распространение плодов и семян (по В.М.Корсунской) Литература для дополнительного чтения Литература для дополнительного чтения

1. Ботаника – наука о растениях Растения и человек Нас окружает разнообразный мир растений. Поэтому человек проявлял и проявляет большой интерес к изучению их жизни и строения. Познавая окружающий мир, мы извлекаем из него большую пользу для себя. Одни растения можно использовать для приготовления пищи, другие – для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещения или лечения различных болезней. Еще с древности люди накапливали знания, которые впоследствии послужили основой создания науки о растениях – ботаники. Нас окружает разнообразный мир растений. Поэтому человек проявлял и проявляет большой интерес к изучению их жизни и строения. Познавая окружающий мир, мы извлекаем из него большую пользу для себя. Одни растения можно использовать для приготовления пищи, другие – для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещения или лечения различных болезней. Еще с древности люди накапливали знания, которые впоследствии послужили основой создания науки о растениях – ботаники. Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого-натуралиста Теофраста, жившего в 370 – 286 гг. до н.э.. Он был учеником и последователем знаменитого мыслителя Аристотеля. Теофраст первый систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений и результаты практики в единую систему ботанических знаний. Его работы «Исследования о растениях» (из девяти книг) и «О причинах растений» (из шести книг) были переведены и многократно изданы на всех языках мира. На русском языке эти книги были переизданы в 1951 г. Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого-натуралиста Теофраста, жившего в 370 – 286 гг. до н.э.. Он был учеником и последователем знаменитого мыслителя Аристотеля. Теофраст первый систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений и результаты практики в единую систему ботанических знаний. Его работы «Исследования о растениях» (из девяти книг) и «О причинах растений» (из шести книг) были переведены и многократно изданы на всех языках мира. На русском языке эти книги были переизданы в 1951 г. Оглавление

Великие натуралисты Карл Линней, А.Гумбольт, Чарлз Дарвин своими научными исследованиями сделали очень много в развитии ботанической науки. Гумбольт является одним из основателей географии растений. Он много путешествовал и свои наблюдения за жизнью растений изложил в многочисленных работах, среди которых есть книга с описанием природы Сибири и Каспийского моря. Дарвин создал теорию развития растительного и животного мира на Земле. Изучая глубже ботанику, исследователи стали выделять ряд специальных ее отраслей. Так, например, появились науки – анатомия растений, морфология растений, физиология растений, систематика растений, география растений, экология, селекция, геоботаника, генетика растений. В развитии отдельных отраслей ботаники ведущая роль принадлежит крупным ученым. Так, К.А.Тимирязев изучил многие вопросы физиологии растений. Н.И.Вавилов исследовал вопросы агрономии, ботаники, генетики, геоботаники; И.В.Мичурин внес значительный вклад в селекцию растений. В развитии отдельных отраслей ботаники ведущая роль принадлежит крупным ученым. Так, К.А.Тимирязев изучил многие вопросы физиологии растений. Н.И.Вавилов исследовал вопросы агрономии, ботаники, генетики, геоботаники; И.В.Мичурин внес значительный вклад в селекцию растений. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Перед ботанической наукой жизнь выдвигает все новые и новые задачи, связанные с увеличением богатств растительного мира для блага человечества. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Перед ботанической наукой жизнь выдвигает все новые и новые задачи, связанные с увеличением богатств растительного мира для блага человечества. Великие натуралисты Карл Линней, А.Гумбольт, Чарлз Дарвин своими научными исследованиями сделали очень много в развитии ботанической науки. Гумбольт является одним из основателей географии растений. Он много путешествовал и свои наблюдения за жизнью растений изложил в многочисленных работах, среди которых есть книга с описанием природы Сибири и Каспийского моря. Дарвин создал теорию развития растительного и животного мира на Земле. Изучая глубже ботанику, исследователи стали выделять ряд специальных ее отраслей. Так, например, появились науки – анатомия растений, морфология растений, физиология растений, систематика растений, география растений, экология, селекция, геоботаника, генетика растений. В развитии отдельных отраслей ботаники ведущая роль принадлежит крупным ученым. Так, К.А.Тимирязев изучил многие вопросы физиологии растений. Н.И.Вавилов исследовал вопросы агрономии, ботаники, генетики, геоботаники; И.В.Мичурин внес значительный вклад в селекцию растений. В развитии отдельных отраслей ботаники ведущая роль принадлежит крупным ученым. Так, К.А.Тимирязев изучил многие вопросы физиологии растений. Н.И.Вавилов исследовал вопросы агрономии, ботаники, генетики, геоботаники; И.В.Мичурин внес значительный вклад в селекцию растений. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Перед ботанической наукой жизнь выдвигает все новые и новые задачи, связанные с увеличением богатств растительного мира для блага человечества. В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Перед ботанической наукой жизнь выдвигает все новые и новые задачи, связанные с увеличением богатств растительного мира для блага человечества. Оглавление

Единство растительного мира Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. О зеленых растениях, например, часто говорят как об основе жизни всего органического мира, источнике силы, энергии, здоровья, эстетического наслаждения. И в самом деле, трудно представить жизнь человека без растений. Ведь главным образом растения дают человеку все необходимое для жизни – кислород, пищу, одежду и многое другое. Хотя и не все растения в одинаковой мере полезны человеку, но в совокупности они создают благоприятные условия для его существования. Почти на всем земном шаре можно найти представителей растительного мира. Они населяют не только поверхность суши, но и толщу морей и океанов. Даже в Антарктиде на свободных от льда местах растут некоторые виды мхов и лишайников. Очень разнообразны по окраске и строению водоросли, лишайники, мхи, папоротники, грибы, хвойные и цветковые растения. При таком многообразии трудно найти признаки, общие для всех растений. И все же удается указать немногие, но важные общие свойства, характерные для подавляющего большинства растительных организмов. Например, для всех растений можно определить общие черты в строении клетки Оглавление

Большинство растений многоклеточные. Однако есть и состоящие из одной клетки. Обычно это микроскопические организмы – одноклеточные водоросли, грибы, бактерии. Многоклеточные растения состоят из большого числа клеток. Можно представить, сколько клеток имеет, например, дерево, если в одном листе их будет примерно 20 млн. По форме растительные клетки бывают самыми разнообразными, но в их строении заметно общее(рис. 1). Снаружи растительную клетку одевает оболочка. Под ней находятся цитоплазма с пластидами, которые бывают зелеными, окрашенными в другие цвета или бесцветными. Вакуоли наполнены клеточным соком. Крупные вакуоли, например в клетках зрелых яблок, арбузов, томатов, можно увидеть и при небольшом увеличении. Ядро бывает круглым, вытянутым, овальным и другой формы. Размеры ядра неодинаковы в клетках даже одного и того же растения. Содержимое ядра состоит из зернистого ядерного сока, в котором находятся более плотные образования – ядрышко и хромосомы. Для каждого вида растений и животных характерны определенные количество и форма хромосом. Изучение растительной клетки показывает, что она представляет собой основу строения растения и всех жизненных процессов, происходящих в нем. Оглавление

Знания о жизнедеятельности растительной клетки нужны не только ученым ботаникам, но и работникам сельского хозяйства. схема строения клетки (рис.1) Оглавление

2. Роль семени в жизни растения Семена – продолжатели жизни растений Кому из вас не приходилось видеть великое множество удивительно разнообразных по форме и окраске цветков растений. Цветок является органом, в котором образуются плоды и семена. Семя – это зачаток растения, который состоит из зародыша, облегающей его кожуры и – у многих – из тканей с запасными питательными веществами. Таким образом, семя является самостоятельным дочерним растеньицем – зародышем, возникшем внутри материнского организма. Семена бывают разными по форме и размерам. Овальные или плоские, мелкие или крупные, удлиненные и другие. Как же из крохотного, порой с булавочную головку, семени вырастает большое дерево? Если семена попадают в подходящие условия, из них могут вырасти могучий дуб, золотистая пшеница либо красивый мак. Чтобы расти, нужно питаться. Растение получает питание через корни и листья. Но у зародыша семени корешок и листочки еще совсем слабенькие, крохотные. Они не могут самостоятельно добывать пищу. Поэтому в семени откладывается запас органических и минеральных веществ, необходимых на первых порах для питания и роста зародыша. Оглавление

У многих семян питательные вещества отложены в самом зародыше, например в семядолях у фасоли, гороха и других двудольных растений. У однодольных растений, как, например, у пшеницы, ржи, кукурузы питательные вещества откладываются в эндосперме. Семядоля у зерновых злаков в виде щитка плотно прилегают к эндосперму своей всасывающей поверхностью и способствует передаче питательных веществ из эндосперма растущему зародышу. Встречаются и такие растения, у которых семена вырастают на материнском растении и, уже проросшие, опадают, продолжая свою жизнь вне его. Таким образом, прорастание семян фактически является не началом, а продолжением жизни растения. Рис.5 различные виды семян Оглавление

Влияние света и темноты на прорастание семян Казалось бы, немного нужно семени для прорастания – вода, тепло, кислород. Однако на самом деле это не так. Можно проделать с семенами следующие опыты. Положите, скажем, семена мелкоплодного рыжика на увлажненную фильтровальную бумагу, оставьте их в темноте – через 1-2 дня появятся обильные всходы. Но высейте эти же семена в освещенном помещении или в открытом грунте – они так и останутся лежать, не прорастая Не прорастут на свету и семена многих других растений, приспособленных к прорастанию в темноте. Лучи красного или синего света угнетают появление всходов у фацелии, клоповника, персидской вероники и других. Очень часто семена не могут прорастать на открытой поверхности. Пусть будет влага от недавно выпавшего дождя, пусть будет тепло, но прорастания не произойдет. Вода быстро впитывается – и молодой побег, не успев закрепиться корешком погибает. Есть однако семена, которые могут прорастать как на свету, так и в темноте. Например, у подсолнечника. Бывают растения с иными свойствами Оглавление

3. Семенное размножение растений Роль красоты цветка в жизни растений Великий ученый естествоиспытатель Ч. Дарвин впервые вы­явил роль красоты в природе и в связи с этим ясно показал, каковы истинные причины происхождения многообразной окрас­ки цветков. Красочность цветков привлекает насекомых, способ­ствующих опылению растений. Те же растения, которые опы­ляются с помощью ветра, не привлекают насекомых и не имеют яркой, бросающейся в глаза окраски. Поскольку цветки, как правило, располагаются на общем зе­леном фоне, окраска их резко контрастирует с зеленым цветом. В центральных и северных областях нашей страны чаще всего можно найти белые и желтые цветки, чуть реже красные, еще реже синие и фиолетовые. Та или иная окраска цветка отнюдь не случайна. Дело в том, что каждый вид насекомых предпочитает определенный цвет. И своей окраской цветок привлекает не всех насекомых, а имен­но тех, которые смогут произвести опыление его. Так, пчел привлекают синие и фиолетовые цветки; желтых они почти не замечают; к зеленому равнодушны, а красные их даже отпугивают. Однако пчелы и шмели могут посещать пурпурные цветки. Оглавление

Кроваво-красные цветки привлекают бабочек. Ночные бабочки особенно охотно посещают белые и бледно-желтые цветки. Это понятно в темноте ночи наиболее различим именно белый цвет. Могут привлекать насекомых и чашелистики. В таком случае они имеют уже не зеленую окраску, а приобретают желтые, красные и другие оттенки. Это можно увидеть у прострела, горицвета, борца. А в некоторых случаях ту же функцию привлечения опылителей выполняют верхние листья побега, хотя при этом и сами лепестки цветков достаточно ярко окрашены. По-видимому, у подобных растений есть необходимость в увеличении окрашенной площади, для того чтобы быть более заметными издалека. Цветок пассифлоры удивителен по своей форме и окраске Оглавление

То же назначение имеет и объединение отдельных цветков в соцветие очень эффективный способ. Ведь единичный цветок диаметром, например, 35 мм не слишком заметен на фоне зе­лени, но сотни или даже тысячи их, собранных воедино, будут уже достаточно яркой приманкой. Посмотрите на ветку сире­ни только множество маленьких цветков делает ее столь кра­сивой. Цветок может стать более заметным для насекомых-опылите­лей, более броским и оттого, что контрастно сочетает в окраске несколько тонов. Например, у вороньего глаза вокруг темно-фио­летовой завязи расположены контрастные лимонно- желтые ты­чинки. Яркая окраска цветов Оглавление

В корзинках сложноцветных, как правило, краевые цветки отличаются по окраске от срединных. Примером может быть ро­машка с белыми венчиками краевых цветков и желтыми средин­ными. На зеленом фоне густой листвы особенно ярко выделяются белые, желтые и красные цветки. Но фон, на котором цветут растения, не всегда бывает зеленым. Например, голубые цветки васильков резко выделяются среди желтизны стеблей поспеваю­щей пшеницы. Так же заметны голубые пролески на фоне опав­шей листвы. Цветки обладают яркой окраской потому, что естественный отбор уничтожил те растения, которые не имели ярких цветков, а следовательно, не привлекали насекомых-опылителей и чаще оставались неоплодотворенными. Цветок, наделенный яркой окраской, приятным ароматом и сладким угощением, лучше был заметен крылатыми насекомыми, и. они чаще летели на него. Таким образом, ярко окрашенный цветок получил перевес в борьбе за существование, так как он с большей вероятностью оплодотворялся и давал более сильное потомство в сравнении с растениями, у которых были невзрачные цветки Оглавление

О запахах цветков Цветки привлекают насекомых-опылителей не только окраской, но и запахом. Трудно сказать, почему одни цветки совсем или почти не пахнут и заметны для насекомых лишь благодаря яркой окраске; другие, напротив, скромны по цвету, но испускают улавливаемый издали даже человеком аромат; третьи сочетают яркость цветка с сильным ароматом. По-видимому, каждый из двух привлекающих механизмов возник в процессе исторического развития самостоятельно и лишь впоследствии в цветках в различных комбинациях сочетались и окраска, и запах. Лишены запаха такие яркие и заметные цветки, как у гладиолусов, адониса, камелий, амариллисов. Активно испускают ароматические вещества неброские и невзрачные цветки резеды, полыни, гледичии, лоха, плюща. Яркие и изящные цветки роз сочетаются с яркой окраской и тонким ароматом. Не менее ароматны и ярки цветки левкоев, магнолий, рододендронов. Цветки многих растений наиболее активно испускают аромат именно во время лёта опыляющих их насекомых. Так, опыляемые ночными бабочками петуния и жимолость днем пахнут очень слабо. Обильное выделение пахучих веществ начинается у них только после захода солнца и продолжается до полуночи. Совсем не пахнут днем пеларгонии и многие гвоздичные, которые вечерами, привлекая мелких ночных бабочек, начинают вы­делять очень сильный аромат. Напротив, цветки растений, кото­рые опыляются пчелами или дневными бабочками, перестают испускать запах с заходом солнца. Соцветия клевера и цветки почти всех розоцветных яблонь, груш и прочих днем пахнут медом и окружены роем пчел. Но как только вечером пчелы отправляются на отдых, аромат цветков исчезает. Оглавление

Различают несколько групп запахов. К первой из них относят запахи, сходные с теми, что образуются при разложении белковых веществ. Они напоминают запах тухлого мяса или рыбы либо разлагающейся навозной жижи. Тем не менее цветки многих паразитных растений, обитающих в глубине тропических лесов, пахнут именно так. И это не случайно: здесь, во влажном сумраке, царящем под пологом широколиственных деревьев, почти не водится иных насекомых- опылителей, кроме мух, питающихся падалью и прочими гнию щими остатками. Интересно, что цветки с таким неприятным запахом имеют, как правило, красную или розоватую окраску и покрыты разного рода пятнами, имитирующими очаги разложения. Примером другой группы запахов может служить запах цвет­ков боярышника и рябины. С небольшими вариациями он повторяется в цветках барбариса, бузины, калины, каштана и некоторых других. Эти запахи чаще всего привлекают больших и малых жуков, а также некоторых перепончатокрылых, например ос. Оглавление

Третья группа ароматические запахи, самые приятные для человека. Они разнообразны и достаточно резко различимы друг от друга. Не случайно ароматические вещества, получаемые из растений, широко используют в парфюмерной промышленности. В самом деле, невозможно спутать запахи сирени и гвоздик, ре­зеды и ландыша, фиалки и гиацинта. Цветки родственных растений могут пахнуть совершенно по-разному, и, наоборот, в совершенно разных семействах может повторяться один и тот же запах. Казалось бы, в таком обилии запахов неизбежна «путаница». Однако для насекомых обилие ароматических запахов не яв­ляется помехой. Они их хорошо различают, поэтому каждый за­пах имеет своих «поклонников». Запах гиацинта особенно при­влекателен для маленьких совок и шелкопрядов, а пахучие цвет­ки жимолости посещают почти исключительно крупные сумереч­ные бабочки. К особой группе относят специфические, неповторимые у дру­гих видов растений запахи цветков липы, валерианы, винограда, паслена и пионов. Нередко из одного цветка выделяются два запаха. Как пра­вило, вторым, примешивающимся к специфическому аромату цветка, является медовый запах нектара. Оглавление

Об опылении растений Всем понятно, что, чем больше насекомые облетают цветков, тем больше возможностей опыления их и образования семян. А из большего числа семян вырастает много новых растений. На этих растениях распускаются новые цветки и образуются новые семена. Всем понятно, что, чем больше насекомые облетают цветков, тем больше возможностей опыления их и образования семян. А из большего числа семян вырастает много новых растений. На этих растениях распускаются новые цветки и образуются новые семена. Значение насекомых как опылителей (рис. 2) особенно ярко подтверждается практикой сельского хозяйства. Ценные садовые и полевые культуры – фруктовые деревья и ягодники, клевер, гречиха и многих другие – дают очень мало либо не дают совсем плодов и семян, если на их цветках не побывают насекомые - опылители. Поэтому, чтобы получить высокий урожай подсолнечника или гречихи, во многих хозяйствах вывозят на поля ульи с пчелами. Значение насекомых как опылителей (рис. 2) особенно ярко подтверждается практикой сельского хозяйства. Ценные садовые и полевые культуры – фруктовые деревья и ягодники, клевер, гречиха и многих другие – дают очень мало либо не дают совсем плодов и семян, если на их цветках не побывают насекомые - опылители. Поэтому, чтобы получить высокий урожай подсолнечника или гречихи, во многих хозяйствах вывозят на поля ульи с пчелами. Рис.5 опыление растений Оглавление

Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер ( рис.3) пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер ( рис.3) пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Рис.6 клевер Оглавление

Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатый урожай семян. В мире цветковых растений известны удивительные и разнообразные приспособления к тому, чтобы насекомые переносили пыльцу с цветка на цветок. Эти приспособления помогают растениям избежать вредного самоопыления и являются одновременно средствами, обеспечивающими прекрасное опыление. Наиболее простой пример – образование различных цветков: пестичных или тычиночных. Все знают, что у тыквы и огурца отцовские (тычиночные) цветки не приносят плодов. Их и называют поэтому пустоцветами. В мире цветковых растений известны удивительные и разнообразные приспособления к тому, чтобы насекомые переносили пыльцу с цветка на цветок. Эти приспособления помогают растениям избежать вредного самоопыления и являются одновременно средствами, обеспечивающими прекрасное опыление. Наиболее простой пример – образование различных цветков: пестичных или тычиночных. Все знают, что у тыквы и огурца отцовские (тычиночные) цветки не приносят плодов. Их и называют поэтому пустоцветами. Другое очень распространенное средство избежать самоопыления – разновременное созревание тычинок и пестиков. Когда пестик уже вытянется и раскроет рыльце для принятия пыльцы, тычинки на том же растении еще не созрели и могут опылить пестик. Так и происходит у резеды, лекарственного адониса и многих других растений. Иногда бывает наоборот. У обыкновенной наперстянки пыльца высыпается, чем созревает пестик. Оглавление

Нередко у растений в одних цветках находятся длинные пестики и короткие тычинки, в других - короткие пестики и длинные тычинки. Таковы голубые цветки незабудок и желтые цветки первоцвета. Хоботок насекомого в цветке с короткими тычинками натыкается в глубине цветка на пыльники и покрывается пыльцой. В цветке с короткими пестиками насекомое, наоборот, натыкается уже на рыльце пестика и опыляет его. Одновременно насекомое касается головой пыльников на длинных тычинках и уносит порцию пыльцы уже не на хоботке, а на голове и передает пыльцу на цветки с высокими пестиками. Примерно так происходит опыление в соцветиях медуницы. Нередко у растений в одних цветках находятся длинные пестики и короткие тычинки, в других - короткие пестики и длинные тычинки. Таковы голубые цветки незабудок и желтые цветки первоцвета. Хоботок насекомого в цветке с короткими тычинками натыкается в глубине цветка на пыльники и покрывается пыльцой. В цветке с короткими пестиками насекомое, наоборот, натыкается уже на рыльце пестика и опыляет его. Одновременно насекомое касается головой пыльников на длинных тычинках и уносит порцию пыльцы уже не на хоботке, а на голове и передает пыльцу на цветки с высокими пестиками. Примерно так происходит опыление в соцветиях медуницы. Мы рассказали только о наиболее простых приспособлениях цветков к перекрестному опылению. Посмотрите, какое в природе разнообразие в формах и устройстве цветков! Цветки с лепестками, расположенными симметрично и несимметрично. Цветки с раздельными и сросшимися лепестками: двугубые, мотыльковые, язычковые. Соцветия, где цветки собраны в кисти, метелки, щитки, зонтики, корзинки, султаны. Мы рассказали только о наиболее простых приспособлениях цветков к перекрестному опылению. Посмотрите, какое в природе разнообразие в формах и устройстве цветков! Цветки с лепестками, расположенными симметрично и несимметрично. Цветки с раздельными и сросшимися лепестками: двугубые, мотыльковые, язычковые. Соцветия, где цветки собраны в кисти, метелки, щитки, зонтики, корзинки, султаны. Как известно, различные насекомые далеко не равноценны как опылители. Много ли пользы могут принести жуки, которые поедают только пыльцу? И какая польза растению от какой- нибудь бабочки или мухи, беспорядочно летающей по самым различным цветкам? Ведь если насекомое перенесет пыльцу с одуванчика на яблоню или с василька на огурец, оплодотворения не произойдет. Как известно, различные насекомые далеко не равноценны как опылители. Много ли пользы могут принести жуки, которые поедают только пыльцу? И какая польза растению от какой- нибудь бабочки или мухи, беспорядочно летающей по самым различным цветкам? Ведь если насекомое перенесет пыльцу с одуванчика на яблоню или с василька на огурец, оплодотворения не произойдет. Оглавление

Вот почему у цветков выработались приспособления, защищающие нектар от бесполезных для растений лакомок и открывающие к нему доступ насекомым, производящим перекрестное опыление. Нижняя внутренняя сторона венчика наперстянки густо покрыта волосками. Мелкие насекомые непригодны для опыления наперстянки, и волоски их задерживают. Зато крупные насекомые, вроде шмелей, легко вползают в висячие цветки наперстянки, цепляясь за волоски. Значит, эти волоски выполняют двоякую задачу: они одновременно служат преградой для мелких насекомых и удобной лестницей для крупных. Нижняя внутренняя сторона венчика наперстянки густо покрыта волосками. Мелкие насекомые непригодны для опыления наперстянки, и волоски их задерживают. Зато крупные насекомые, вроде шмелей, легко вползают в висячие цветки наперстянки, цепляясь за волоски. Значит, эти волоски выполняют двоякую задачу: они одновременно служат преградой для мелких насекомых и удобной лестницей для крупных. Чтобы избавиться от толпы назойливых мух, многие цветки имеют такую форму венчика, где сладкий нектар спрятан в глубине трубки венчика или в специальной шпорце, образованной выпячиванием одного из лепестков. Чтобы избавиться от толпы назойливых мух, многие цветки имеют такую форму венчика, где сладкий нектар спрятан в глубине трубки венчика или в специальной шпорце, образованной выпячиванием одного из лепестков. Цветки полевой гвоздики опыляют бабочки. Венчик цветка гвоздики представляет собой удобную посадочную площадку для бабочек, а нектар скрыт в глубине венчика, откуда его может достать только длинный хоботок тех же бабочек. Цветки полевой гвоздики опыляют бабочки. Венчик цветка гвоздики представляет собой удобную посадочную площадку для бабочек, а нектар скрыт в глубине венчика, откуда его может достать только длинный хоботок тех же бабочек. Цветки донника приспособлены к опылению пчелами. На нижних лепестках этих цветков, раскрытых в виде пасти, может усидеть только пчела, т.к. бабочке здесь некуда деть свои большие крылья. Цветки донника приспособлены к опылению пчелами. На нижних лепестках этих цветков, раскрытых в виде пасти, может усидеть только пчела, т.к. бабочке здесь некуда деть свои большие крылья.

А плотно сомкнутые губы закрытого цветка льнянки может раскрыть лишь тяжелый и грузный шмель, ударившись о цветок с налета. Цветы льнянки опыляют также шмели, добывающие нектар в глубине шпорцы этого цветка. При этом тычинки и пестики в цветках льнянки расположены таким образом, что насекомое, пробираясь к нектару, неизбежно должно задеть их своей спинкой. Так разнообразны приспособления цветков к опылению (рис.4) Так разнообразны приспособления цветков к опылению (рис.4) Рис.7 приспособления растений к распространению семян и плодов Оглавление

По- иному проходит опыление у растений при помощи ветра: например, у лещины, дуба, сосны, кукурузы, ржи, конопли. Для того чтобы пыльца попала на рыльца женских цветков, ее должно быть чрезвычайно много. Пыльца обычно очень легкая, компактная, сухая, не липкая. Целые облака желтых пылинок взлетают вверх, подхватываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большей частью пыльца не попадает на рыльца. Ее сбивают капли дождя, она оседает на листья и кору деревьев, на почву, траву, серовато-желтой пленкой покрывает лужи, пруды. В воде пыльца набухает и лопается, в сухом воздухе она пересыхает и теряет жизнеспособность. Лишь очень малое количество ее прилипает к рыльцу, покрытому клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки не превышает нескольких тысячных долей миллиметра. Только у некоторых растений она достигает 0,2 мм. Диаметр отдельной пылинки не превышает нескольких тысячных долей миллиметра. Только у некоторых растений она достигает 0,2 мм. Оглавление

Распространение плодов и семян Плоды и семена могут распространяться ветром, водой, птицами, животными, но особенно велика в распространении плодов и семян роль человека. Плоды и семена, распространяемые ветром, имеют специальные образования, которые способствуют поддержанию их в воздухе хохолки, крылатки. К этой группе относятся также растения с очень мелкими, легкими семенами. Распространяемые водой плоды и семена водных растений часто обладают различными приспособлениями, наполненными воздухом. Реки, особенно горные, морские течения переносят плоды и семена многих растений на очень большие расстояния. Плоды часто содержат большое количество питательных веществ и имеют яркую окраску, которая является приманкой для птиц и животных. Птицы питаются плодами различных растений, мякоть плодов переваривается ими легко, а семена трудно, и большая часть их в непереваренном виде выбрасывается вместе с калом. Птицы могут разносить семена растений на большие расстояния. приспособления для разбрасывания (недотрога, акация желтая, вика) и для самозарывания семян (журавельник, ковыль). Оглавление

Существует группа растений, плоды и семена которых отличаются наличием различных цепких выростов в виде крючков, щетинок, шипиков, волосков (морковь, репейник), которыми они прочно прикрепляются к шерсти животных и переносятся на различные расстояния. Многие растения имеют специальные приспособления для разбрасывания (недотрога, акация желтая, вика) и для самозарывания семян (журавельник, ковыль). Особенно многое для распространения растений делает человек. Он сознательно перевозит плоды и семена растений в новые районы туда, где они раньше не росли. Часто человек распространяет растения при помощи их плодов и семян во время перевозки различных товаров, продуктов, животных. Не случайно вдоль железных дорог можно наблюдать произрастание тех растений, которые вдали от железной дороги в этом районе неизвестны, семена и плоды их выметают или выбрасывают из вагонов с навозом при перевозке животных и фуража. Таким же способом разносятся семена около больших портовых городов и железнодорожных станций. Особенно многое для распространения растений делает человек. Он сознательно перевозит плоды и семена растений в новые районы туда, где они раньше не росли. Часто человек распространяет растения при помощи их плодов и семян во время перевозки различных товаров, продуктов, животных. Не случайно вдоль железных дорог можно наблюдать произрастание тех растений, которые вдали от железной дороги в этом районе неизвестны, семена и плоды их выметают или выбрасывают из вагонов с навозом при перевозке животных и фуража. Таким же способом разносятся семена около больших портовых городов и железнодорожных станций. Оглавление

Литература для дополнительного чтения Альгология Горбунова Биомедиаторы в растениях Юрин. Ботаника_Хржановский Пономаренко Ботаника_Хржановский Пономаренко Ботаника_Андреева Родман Учебник 2002 Ботаника Яковлев Челомбитько Водный обмен растений Тарчевский Жолкевич Движения у растений Вайнар Жизнь растений Федоров Жизнь растений Том 6 Цветковые растения Федоров Жизнь зеленого растения Гэлстон Дэвис Сэттер Оглавление