КАК «ЧИТАТЬ» КАРТИНУ © Сыроватко Л.В., 2010. Скоротечно и мимолетно чудо искусства. Нам порой хватает в музее на шедевр менее минуты, даже если мы стремились.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое цвет? Почему одни предметы оранжевые, а другие зелёные? Причиной является солнце или другой источник света, вернее световые лучи, которые озаряют.
Advertisements

О чём говорят жесты рук? жесты рук? Рисунки выполнены одним художником или несколькими? Изображения из одной картины или собраны из разных произведений?
Ее размеры приблизительно 15 на 29 футов (1 фут-30 см.). Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. «Тайная вечеря» фреска,
Выполнила: Ларионова И.Ю. – учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 8 г. Анжеро-Судженск 2009 г.
Выполнила: Ларионова И.Ю. – учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 8 г. Анжеро-Судженск 2009 г.
Цветовая гармония в живописи Цветовая гармония в живописи (колорит) (колорит) Преподаватель: Климас Л.В.
Выполнили презентацию воспитатели: Маслова Юлия Александровна Знатнова Марина Юрьевна.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Цвет в искусстве. Основы цветоведения Составила: учитель изобразительного искусства МБОУ « СОШ 24», г. Братск. Невидимова Елена Анатольевна.
4 класс ИЗО. Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. Человек не может жить без мечты. А мечты и надежды связывают.
ГАРМОНИЯ ЦВЕТА Учитель физики СОШ3 г.Запорожье КАРПОВА ЛАРИСА БОРИСОВНА.
Сочетаемость цветов в дизайне. I. Двухцветная гармония Двухцветная гармония – это эстетичное сочетание двух цветов. Часто используется в графическом дизайне,
Урок цветоведения. Учитель ИЗО МБОУ «СОШ 2» г. Меленки, Владимирской обл. Сорокина А.И.
Портрет Какие жанры живописи изображены на картинах?
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Тема: «Юность и надежда» 4 класс ИЗО «Искусство объединяет народы» Автор: учитель ИЗО Иванова Т.А.
Самых красивых девушек поздравляю с праздником 8 марта!!!
Аркадий Александрович Пластов ( ) выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.
Транксрипт:

КАК «ЧИТАТЬ» КАРТИНУ © Сыроватко Л.В., 2010

Скоротечно и мимолетно чудо искусства. Нам порой хватает в музее на шедевр менее минуты, даже если мы стремились к нему годы. Что наши полчаса у любимого Явления Христа народу, если Иванову понадобилось на него двадцать лет? Так скоро мы решаем порой, что нам уже все ясно и нет вопросов Из дневника художника Юрия Ракши

СЮЖЕТ что происходит светСВЕТОТЕНЬ СИМВОЛИКА предметы и цвета, обозначающие что-то ещё ЭКСПРЕССИЯжесты мимика людей КОМПОЗИЦИЯ как построена картина цветКОЛОРИТ Ю. Ракша. «Земляничная поляна» Определим смысловой центр картины (глаза мальчика). Колорит, светотень таковы, что мы чувствуем не только то, какой светлый, но и какой тёплый этот день. Композиция: фигуры матери и сына симметричны – симметрия задана сгибом колен; иначе создаётся симметрия фигур матери и дочери (головы, алые платья) – так композиционно решена тема семейного согласия. Какое это время суток? (судя по колориту, вечер). Представим этот день в жизни персонажей, что они делали, что чувствовали. На кого смотрит мальчик? (На нас – а если «войти» в картину, то на того, кто его рисует. Это семейный портрет – но без самого художника: он «за рамой». Трагизм картины в том, что её писал человек, знающий о том, что смертельно болен; Юрий Ракша умер через три года. Отсюда и необычный ракурс – все персонажи показаны с точки, которая располагается значительно выше, – это признание в любви накануне разлуки, но и утешение: я всегда останусь с вами, даже когда меня не будет, я буду смотреть на вас.) Каков взгляд мальчика? Подбираем определения (Пристальный, созерцающий, сосредоточенный. Ранее мы предположили, что мальчик – сын художника. Но сына у Ракши не было, только жена и дочь. Мальчик – это сам художник, тот миг его жизни, когда он осознал себя и свое предназначение). Переход к разговору о ценностях: любовь, семейное счастье и сама жизнь

Ю. Ракша. «Моя мама» Что мы видим на картине? (Комнату общежития, четырёх молодых женщин, по-видимому, работниц.) Опишите вещи, которые вы видите. Что мы можем сказать об их хозяйках? (Обстановка скудная, – железные панцирные кровати, едва размещающиеся в маленьком помещении, казённые серые одеяла (только у одной из девушек лоскутное, видимо, сделанное своими руками). Личных вещей немного: зеркало и фотографии на стене, прикнопленная газета – возможно, в ней написано об одной из девушек, а может быть, просто закрыли щели в стене за неимением ковра; корзина, выглядывающая из-под кровати.) Несмотря на эту скудость, настроение картины праздничное. Оно создаётся колоритом – преобладают тёплые тона, главным образом оттенки жёлтого; немного – алого: косынка одной из девушек, лоскутки одеяла. Откуда приехали девушки? (Судя по вещам, скорее всего, из деревни.) Как вы думаете, хорошо ли им жить вместе? Понимают ли они друг друга? Почему вы так решили? (Здесь возможен разговор об изображённой эпохе – начало 1930-х гг., о ценностях того поколения. По сюжету, девушки – работницы первых пятилеток, участницы Магнитостроя. Разговор должен вестись в тоне, заданном картиной: уважение и приятие) Кто из изображенных женщин – мама художника? Как вы догадались об этом? (Стоящая. Понять, что это именно она, помогают композиция картины – это единственная фигура, расположенная по вертикали, близкая к центру – центральная вертикаль задана расстоянием между нею и окном; светотень – она более всех освещена солнцем, стоит в солнечном луче, единственная, у кого светлые – золотые – волосы, кажется, что сама она – источник этого света; соответствует и колорит – жёлтая кофточка контрастно противопоставлена холодным тонам одежд других девушек.) Куда направлен взгляд девушки? (На молодого человека, сидящего за окном – возможно, он ждёт её.) В чём необычность картины? (Мы не видим лица главной героини, это единственный персонаж, который расположен к нам спиной. И тем не менее, она кажется нам очень красивой – возможна работа с определениями «женственная», «изящная», «стройная», «статная» и др.) Кто из героев картины дан в том же ракурсе (развороте, положении фигуры)? (Мужчина за окном) Почему художник не показал нам лиц своих родителей? (Самый важный и трудный для ответа вопрос, вокруг которого можно построить дискуссию с обращением к личному опыту ребят. Изображено то, что человек не помнит, никогда не видел, то, что было до его рождения. Мы не знаем своих родителей молодыми: в детстве ещё не способны осознать их молодости; а когда вырастаем, их молодость уже ушла. По отношению к нам они всегда старшие. Художник воссоздаёт то, что ему трудно представить, опираясь на черты личности и облика, которые ему особенно дороги) Обобщающий разговор: о чём эта картина? (О любви: родителей друг к другу, сына – к матери: ведь художник воссоздал прошлое по тому, что он узнал от своей мамы, ему удалось передать, что чувствовала тогда она: необычайное счастье, подъём, осмысленность бытия) В зависимости от того, как прошёл этот фрагмент урока, от состава класса и семейных обстоятельств каждого из ребят можно предложить проинтервьюировать родителей – поговорить о том, что они помнят о своей молодости, о том, как они встретились, познакомились, полюбили друг друга. Возможная тема: «Мама, какой ты была, когда меня не было?»)

Юрий Ракша. Тыл 1941 года Не помню свою маму молодой. Сохранилось лишь несколько фотографий. Даже в начале войны у нее были еще округлые плечи, руки, по- крестьянски круглое лицо. Но война и голод послевоенный сделали свое дело. Мама работала на фабрике разнорабочей таскала фанеру в сушильном цеху. И когда в 1950-м отец все-таки к нам вернулся она была уже старуха Моя мама эскиз начат, когда мама была жива весной. Картина написана осенью 1969-го, мамы уже не стало И не для того ли после ранней смерти моей мамы, пришедшей в мирные дни как страшное эхо Отечественной войны, пережил я решительный час осознания самого себя, когда я понял что я исповедую, кому назначаю свое творчество ИЗ ДНЕВНИКА ЮРИЯ РАКШИ (1937 –1980)

Колорит – взаимосвязь и взаимосогласованность цветов и оттенков в живописи, образующих единство. Обоснован образами и сюжетом, стилем эпохи и художника колорит основа – локальный цвет передача цветовой картины мира в зависимости от пространства, освещения, влияния вещей друг на друга Локальный цвет – основной, неизменный цвет изображённых вещей, лишённый оттенков, связанных с их взаимодействием между собой и влиянием среды (трава – зелёная, небо – синее, земля – чёрная). Часто имеет символическое значение

символика цветасимволика цвета пурпурный – цвет высшей власти, Божественного и императорского достоинства (в Древнем Риме только сенаторы имели право носить «императорский» цвет – в виде каймы на тоге. Император имел право носить пурпурный плащ, сапоги, подписываться чернилами пурпурного цвета) красный – символ жизни (огня, крови); жертвы; страсти Укротительница 2002Генеалогия 2009 белыйбелый – «одеяние Божественной славы, одежда нетления» (Дионисий Ареопагит); противопоставлен красному как Божественное – тварному, цветному – как небесное земному. Цвет чистоты, невинности, святости, совершенства черный – противоположность белому, цвет смерти, порока, греха, трагедии, траура; может обозначать и тайну Декаданс 2006Ураган Дуся 2007 зеленый – цветение, возрождение, надежда, юность. Но может обозначать и безумие («у Афины (богиня мудрости) и Лиссы (богиня безумия) зелёные глаза»), тлен, немощь синий и голубой – трансцендентный (потусторонний) мир, духовность, глубокая тайна, верность и постоянство (цвет одежды рыцаря, у которого есть дама сердца) Лебединое озеро 2008Жмурки жёлтый жёлтый – «золотой»: цвет солнца – радость, щедрость, красота, величие (также геральдическое обозначение любви, мудрости и постоянства); «поддельный»: предательство (Иуду часто изображали в жёлтом одеянии), обман, зависть; «осенний» (в противоположность зелёному в значении молодости) – увядание, тлен Археология 2009Разделение косы 1996 Примеры локального цвета с закреплённой символикой средневековая живопись и миниатюра; иконопись. Примеры, которые только что увидели вы, - современное искусство: светские произведения Андрея Ремнёва, в которых своеобразно преломляются обе эти традиции. С картиной «Времена года» можно работать на уроке, в том числе и говоря о символике цвета

главные характеристики цвета основные цвета (их невозможно получить от смешения других красок): красный, синий, жёлтый составные цвета (получаются при смешении основных): оранжевый, фиолетовый, зелёный контрастные (придают яркость друг другу): красный – зелёный (синий), оранжевый – синий, жёлтый – фиолетовый нейтральные/ахроматические (усиливают основные): белый, серый, чёрный близкие (выступающие):светлые, яркие (например, алый, индиго) дальние (отступающие): тёмные, приглушённые (например, коричневый, сизо-голубой) тёплые (подобные огню, солнцу): красный, оранжевый, жёлтый, охра и все цвета, им причастные (например, зелёный, близкий к жёлтому) холодные (подобные воде, снегу): синий, голубой, сине-зелёный, фиолетовый, сиреневый) нейтральные цвета различаются по светлоте; все остальные – ещё и по тону (ассоциация с предметом: изумрудный, бирюзовый…) и насыщенности (отличие от равного по светлоте серого тона)

Колорит – связная целостность… все цвета… чем-то объединены. Связующим фактором может быть: а) одинаковая степень чистоты цветов (или смешанности); б) обобщающий «налёт» какого-либо одного цвета; в) светотеневая «вуаль»; г) …композиционные приёмы размещения цветовых пятен на картине, объединяющие даже «не родственные» цвета. …колорит должен быть осмыслен и связан как с формой, так и с содержанием произведения, его замыслом. В XVIII-XIX вв. колорит в живописи связывался с гармонией, причём второе считалось условием первого. В XX в. пришлось пересмотреть этот принцип: дисгармония заняла в искусстве прочное место рядом с гармонией, и в искусстве на равных правах с гармоничным «узаконен» и дисгармоничный колорит, или просто негармоничный Л. Н. Миронова

типы колорита насыщенный (яркий) примитивизм, раннее Средневековье, геральдика, фольклор, карнавал, плакат, авангард, детский рисунок, северные и южные страны. Выразитель жизненной энергии; сильный раздражитель; экспрессивен; утоляет «цветовой голод» разбеленный (высветленный) Античность, эпоха Возрождения – умеренность, бесстрастие; маньеризм (XVI в.) – изысканность, упадок жизненной силы; рококо (кон. XVII) – бездумность, лёгкость бытия, гедонизм; ампир (нач. XIX) – величие и простота ломаный (серый) модерн (нач. ХХ в.) – изощрённость, пресыщенность, упадок («декаданс»). «Признак усталости культуры, «мутного» мирочувствия, пессимизма» (Л.Н. Миронова). Пепельная гамма – «прах», «тлен» зачернённый (чёрный) тайна; контраст со светом – прикосновение «мирам иным»; трагедия, угасание, старость. Встречается во все эпохи классический (уравновешенный, согласованный) все эпохи от раннего Возрождения до начала ХХ в. Может быть зачернённым, но не ломаным или сильно высветленным (они всегда неклассичны)

примеры колорита художники о колорите Колорит это оркестр красок Б.М. Кустодиев Колорит наш не изящные пятна, он должен выражать нам настроение, душу, он должен расположить зрителя, как аккорд в музыке И.Е. Репин

вертикаль: крест горизонталь: люди диагональ: тело распятого Христа – падающая в обморок Богоматерь выступающий цвет (алый) выступающий цвет (синий) контраст цвета

1.в широком смысле слова – расположение освещённых и затенённых объектов в произведении живописи, графики, фотографии 2.как приём – явление светового контраста (сильно ощутимой противоположности света и тени), с помощью которого художник привлекает внимание к особо важным по смыслу образам светотень

Давид и Ионафан Давид и Урия Давид и Саул ? На этих полотнах царь Давид изображён с людьми, сыгравшими большую роль в его жизни. Предположите, каковы взаимоотношения персонажей картин? Какие чувства они испытывают? Что делает живописец, чтобы передать эти чувства: как размещает персонажей по отношению друг к другу и к зрителю (ближе – на первом плане – или дальше от зрителя? На каком расстоянии друг от друга? В центре или в стороне от центра? Спиной, лицом, или в профиль друг к другу и к нам?) Каков колорит? Какой цвет (цвета, оттенки, тона) главенствует, почему? Найдите Давида. Является ли он на данном полотне главным персонажем? Как мы догадываемся об этом? Найдите в Книге Царств соответствующие сюжеты и прочитайте их, а затем вновь вернитесь к картинам. Как изменилось ваше восприятие? Обратите внимание на свет и тень. Кто в тени, кто – на свету (возможно, соотношение света, тени и героев не столь прямолинейно?)

Художник, цикл картин которого, посвящённый Давиду, вы только что видели – Рембрандт Харменс ван Рейн – был непревзойдённым мастером светотени ? Посмотрите, что выхвачено светом из тьмы на картине «Аристотель с бюстом Гомера». Почему? (выделяются рукава рубашки, потому что они белые; бюст, потому что он из гладкого белого камня (мрамора?); цепь, потому что она из блестящего металла (серебра?) – но больше всего света падает на лицо, и его источник не имеет мотивировки) ? По выражению лица предположите, какие чувства владеют человеком на этой картине. По мысли живописца, таковы чувства истинного мудреца Аристотель с бюстом Гомера. 1653

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия после реставрации 1978 – 1999 гг

Тайная вечеря копия фрески Леонардо да Винчи (неизвестный автор XVI века) Контраст: тёмная часть комнаты – светлые проёмы окон (Христос); светлые стены – тёмные ковры (группа апостолов справа) Руки Иуды – контраст рукам Христа. Это единственные пары рук, находящиеся на поверхности стола, ближе всего к зрителю. Правая ладонь Христа раскрыта, словно бы опирается на воздух – Иуда крепко сжимает кошель Левая рука Иуды тянется к хлебу. Левая рука Христа указывает на хлеб. Из неё широкой струёй льётся кровь («приимите, ядите: сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя Нового Завета, за многи изливаемая…») Четыре симметричные группы апостолов, каждый по-своему реагирует на слова Христа «Один из вас предаст Меня» 1 («вопрошающие»): руки Матфея указывают на Христа, взгляд вопиет: «Неужели это возможно?» Фаддей рукой указывает на недоумевающего, присоединяясь к его вопрошанию; в ответ Симон Зилот растерянно разводит руками 2 («отрицающие»): Фома указывает на небо – предательства не допустит Бог; Иаков Старший – с раскинутыми руками – потрясён видом крови, словно бы ограждает от ужасного зрелища стоящих за ним; Филипп умоляет поверить ему – «Не я, Господи!» 3 («принимающие») Иоанн покорно и печально, словно вдруг обессилев, склоняет голову к плечу Петра, который хватается за меч и устремляется к Спасителю всем корпусом (готовность защитить); Иуда знает, кто предатель 4 («возмущённые») Андрей словно бы отталкивает от себя что-то; Иаков Старший возмущённо восклицает; Варфоломей встаёт, готовый к решительным действиям

Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа В. Лазарев

Фигура Христа выделена художником несколькими способами: светом (фон – дверь, небо и, как стало видно после последней реставрации, река); вокруг Него пустое пространство, в то время как остальные фигуры сгруппированы; все перспективные линии (подчёркнутые особенностями интерьера) сходятся в точке, расположенной над головой Христа

На ранней – юноша мягким жестом той же руки, которой обнимает девушку, отстраняет белую перевязь, знак принадлежности к католикам, единственную для него возможность спасения в наступающую ночь избиения протестантов. Чем закончится эта немая борьба, ясно по символике, связанной с «Языком цветов» – колокольчик со стороны девушки означает смирение, покорность судьбе, настурция со стороны гугенота – победу над собой Две эти картины Миллеса – своеобразный диптих о классицистическом по сути конфликте долга и чувства, решённом в «прерафаэлитском» ключе. И та, и другая – изображение объятия любящих Гугенот в день св. Варфоломея 1852 Чёрный брауншвейгец 1860 назовите приём На более позднем полотне юный кавалерист прощается с возлюбленной, отправляясь на битву с Наполеоном прямо с бала. Она пытается удержать его, отталкивая дверь, которую он тянет на себя. Картина построена на… (назовите приём) цвета: праздничного (жемчужное бальное платье) и скорбного (форма брауншвейгцев, цвет которой означал двойной траур – по умершему законному правителю Брауншвейга, Карлу Вильгельму Фридриху, и захваченной Наполеоном родине). Намёк на дальнейшую судьбу влюблённых – алый цвет бантов девушки и её собачки, цвет крови и жертвы