Формирование общеучебных компетенций обучающихся средствами развивающего обучения. Презентация педагогического опыта учителя начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения» Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное» Чернянского района Белгородской области Лягуша И.В.
Мой класс
В 4 классе учится 9 человек Анализ успеваемости и качества знаний показал, что в классе есть сильная, средняя и слабая группа учащихся. Качество знаний по предметам составляет: Математика 60% Русский язык 60% Чтение 60% Прогноз: повышение качества знаний
Ведущая идея технологии Формирования ключевых общеучебных компетенций на основе принципов развивающего обучения, в условиях личностно ориентированного подхода и здоровье сберегающих технологий. Главная задача - помочь ребенку в формировании общеучебных компетенций средствами развивающего обучения
Основные приемы работы Методы обучения а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Формы деятельности Групповые В парах Индивидуальные Виды деятельности Аналитико-диагностическая деятельность: Рисунки, чертежи, рефлексия, тестирование. Анализ, синтез, обобщение. Познавательная деятельность: наглядно действенная, наглядно – образная, в какой - то мере словесно - образная. Словесно –логическое мышление.
Список видов компетенций Зимняя И. А. Учебно-познавательная компетенция Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Список видов компетенций: Дж. Равен Настойчивость; Умение контролировать свою деятельность; Самостоятельность, Оригинальность, критичность мышления; Способность к работе в группе;
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» состав ключевых суперкомпетентностей для школьной образовательной практики: математическая умение работать с числами, числовой информацией; коммуникативная умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться; информационная - умение работать со всеми видами информации; автономизационная способность к саморазвитию, самообразованию. социальная умение жить и работать в команде;
Система работы Формировать общеучебные компетенции средствами развивающего обучения мне помогают дидактические принципы системы Занкова. Обучения на высоком уровне трудности ( сам – развитие вчерашнего дня, в сотрудничестве – развитие завтрашнего дня) Быстрый темп прохождения материала (возвращение к пройденному) Ведущая роль теоретических знаний (закономерность, последовательность, взаимосвязь) Осознание процесса учения (каждый отрезок учебного курса входит в органическую связь с другими элементами) Работа над развитием каждого ребенка Многогранность (единство эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической деятельности ) Процессуальный характер (многократное оперирование учебным материалом) Коллизии (импульсом которых служит удивление, противоречия) Вариантность ( методы, формы обучения)
Формирование общеучебных компетенций на основе развивающего обучения Дидактические принципы системы Занкова. Общеучебные компетенции Обучения на высоком уровне трудности Быстрый темп прохождения материала Ведущая роль теоретических знаний Осознание процесса учения Работа над развитием каждого ребенка Многогранность Процессуальный характер Коллизии Вариантность социальные умение жить и работать в команде; автономизационные способность к саморазвитию, самообразованию. формирование познавательных компетенций; Личностного самосовершенствования. математическая умение работать с числами, числовой информацией; коммуникативная умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться; информационная - умение работать со всеми видами информации;
1 балл - без примеров. 2 балла - с вариантами ответов; 3 балла с вариантами решений. Формирование познавательных компетенций 1. Дан образец - напиши правило. 2. Показан предмет, группа предметов - составь предложение, дай определение понятий или предметов. 3. Дан отрывок текста с пропусками или ошибками - внеси исправления или заполни пропуски. 4. Даны правила - приведи к ним примеры. 5. Даны творческие задания - выполни их. 6. Даны задачи и примеры - реши их. 7. Придумай условия задачи.
Работа с текстом формирование информационных компетенций Алгоритм действий. Определить является ли предложенный текст задачей Выделить основные признаки, составные элементы, установить между ними связи определить количество действий и их порядок, обосновать.
Преобразования изменения наблюдения результат формирование математических компетенций Дополнение текстов не являющихся задачами Изменение любого элемента задачи Представление в разных формулировках Упрощение и усложнение исходной задачи Поиск особых случаев изменения исходных данных приводящих к упрощению решения Установление задач,которые можно решить при помощи уже решенной задачи
Метод доказательства на основе наблюдений Игра «Верю - не верю». Верите ли вы, что шмели летают быстрее комаров? Верите ли вы, что цыплята сразу после выхода из яиц умеют бегать? Верите ли вы, что бесхвостая корова даст больше молока?
Метод догадки Карточка для первой тройки: Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дому, вся его одежда промокла насквозь, но ни один волос не намок. Как это могло произойти? Карточка для второй тройки: Шесть картофелин сварили за 30 минут. За сколько минут сварилась при этом каждая картофелина? Карточка для третьей тройки: Когда гусь стоит на двух лапах, он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? Карточка для четвертой тройки: Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь? Карточка для пятой тройки: На руках человека 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? Карточка для шестой тройки: У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько станет концов?
Метод отсекающих вопросов Игра «Да - нет». Сейчас поиграем в очень интересную и полезную игру: вы будете загадывать любое натуральное число меньше ста, а я постараюсь отгадать его, задавая как можно меньше вопросов, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет».
Рефлексия Что нового вы узнали….. Что вы примените в своей работе… В чем риск применения этой технологии…