Портнягина Валентина Никитична учитель русского языка и литературы МОУ Средняя общеобразовательная школа 24 имени. С.И. Климакова г. Якутска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Advertisements

Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Роль элективных курсов в повышении качества образовательного процесса по математике.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Транксрипт:

Портнягина Валентина Никитична учитель русского языка и литературы МОУ Средняя общеобразовательная школа 24 имени. С.И. Климакова г. Якутска

Резюме Материалы и документы представлены с учебный год , г. Якутск, ул. Можайского. 23. тел , факс (4112) Дата рождения 4 августа 1954 года Образование высшее, окончила Омский государственный педагогический институт имени Горького в 1978 г. Специальность русский язык и литература Квалификация учитель русского языка и литературы Педагогический стаж 38 лет УПД высшая категория. Награды отличник народного просвещения. Классы 5б, 7а, 11а Классное руководство 7а класс

Оглавление Эссе Образовательная программа Основные показатели, результаты и достижения учащихся Обобщение и распространение опыта на региональном уровне Грамоты и сертификаты Отзывы о деятельности педагога Образование

Эссе Как просто, скромно звучат слова о каком-либо человеке: «Он профессионал». И уже не нужно перечислять ни его звания, ни награды, т.к. за этим кратким определением скрыто глубокое уважение к тому, кто обладает этим качеством. Качеством, которое не даётся кем-то сверху, а приобретается упорным трудом. И мне кажется, что это в полной мере относится к труду учителя, т.к. педагогическому мастерству учатся, и учатся всю жизнь. Мне очень импонируют слова Адольфа Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигать этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Каждый из нас пришёл в школу, имея за плечами годы учёбы в институте, университете. Но вся дальнейшая работа, её совершенствование связано с непрерывным самообразованием, а значит, «собственным напряжением». Эту мысль я стараюсь донести до своих учеников: только через собственное усилие человек приобретает знания, любое полученное сведение необходимо «пропустить через себя». А знания, (в том числе приобретённые в школе) необходимы в любой сфере деятельности. Но почему-то в последнее время очень часто можно слышать такую фразу: «Он (она) не имеет образования», и это говорится о человеке, который окончил среднюю школу. Значит, он имеет полное среднее образование, его можно и нужно называть человеком образованным, но не имеющим профессиональной квалификации. Поэтому нам, учителям, приходится воспитывать в детях (да и родителях тоже) прежде всего уважение к школьному образованию, которое считается (не у всех, конечно) каким-то переходным мостиком (который можно легко перебежать) к высшему образованию. Оглядываясь на своё педагогическое прошлое, а оно у меня есть, большее удовлетворение вызывают трудные годы «перестройки», когда появились новые учебники по литературе, когда появились в продаже всевозможные словари, когда появилась «свобода» у учителя в выборе форм и методов урока, но не было в достаточной мере методической литературы. Мне, как учителю, приходилось при подготовке к урокам подыскивать дополнительный материал, которого не было в учебнике, и это всегда вызывало удивление, интерес у учащихся. Тем более, часто такие уроки превращались в уроки словесности. Вообще, уроки словесности – это мой излюбленный жанр, где реализуется возможность более глубоко рассмотреть то или иное языковое явление, и мне приходилось неоднократно делиться опытом проведения таких уроков на городских и республиканских семинарах. Но за последние годы многое изменилось. В нашу речь прочно вошло словосочетание: педагогические технологии. Кардинально изменилось и техническое оснащение школ, у каждого ребёнка в руках сотовый телефон, дома компьютер. И удивлять чем-то современных детей всё труднее и труднее. Но проблема эффективности обучения детей стоит во главе угла во все времена, и особенно в условиях 21-го века, когда возникает необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе. Но какие бы перемены ни происходили в мире, извечными остаются слово, духовность, нравственность. Одним из лозунгов нашей школы являются слова: « Знание, основанное на нравственности,- вот наша цель». Это не голословный призыв, т.к. мы все прекрасно понимаем, что образованный, но безнравственный человек не принесёт в жизнь общества гармонию. Русский язык и литература – самые нравственно-образующие предметы в современной школе. Поэтому на нас, словесников, возлагается двойная задача: обучая детей, готовить их к успешной сдаче государственных экзаменов и в тоже время способствовать становлению нравственного облика обучающегося. Считаю это самым главным в своей работе. Поэтому одна из последних тем моего самообразования «Работа над словом как способ формирования нравственных компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного подхода в обучении». К своей работе учителя я всегда отношусь достаточно критично. Но своим выпуском 2007 года я вправе гордиться. И не только потому, что четверо из них являются золотыми и серебряными медалистами, не только потому, что за 7 лет они не совершили ни одного правонарушения и являлись обладателями всевозможных грантов. Главное для меня – это то, что они все творческие личности, все продолжают учёбу в престижных вузах России (спектр специальностей очень широк), занимают активную гражданскую позицию и в вузах, являются успешными студентами. И, самое главное, они не забывают школу. Надо ли говорить о том, что в них заложены основы нравственности, что не прошли даром для них школьные годы. Время неумолимо. У меня новые ученики. Они другие. А значит, и я должна быть другой: быть в постоянном поиске новых подходов в обучении, в поиске новых технологий, в поиске такого слова, которое будет всё-таки удивлять учеников, будить их воображение, стимулировать лучшие проявления души. Вернуться в оглавление

Образовательная программа Триединая задача урока: образовательная, воспитательная, развивающая решаются учителем с помощью выбранных им образовательных программ и учебников. Многие годы я работала по учебнику русского языка, автором которого является Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов и др. При всём глубоком уважении к данному учебнику, удостоенному Государственной премии СССР, у меня появилось желание изменить программу по русскому языку, обратившись к учебнику под редакцией М.М.Разумовской. Также интересно сравнить на практике возможности нового для меня учебника, в котором можно обнаружить разнообразный учебный и справочный материал: словарики не только толковый, орфоэпический, но и словарик значения морфем; различные таблицы, схемы, помогающие провести необходимые обобщения и стимулирующие классификационную деятельность учащихся, а также цветное приложение картин, фотографий. Содержание учебника позволяет подобрать материал для изучения, закрепления, повторения и самостоятельной работы учащихся, а также осуществлять дифференцированный подход в обучении. В классах года преподавание русского языка осуществляю по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. В 2003 году на базе нашей школы было предложено вести преподавание русского языка по этому учебнику в качестве эксперимента. Эксперимент оправдал себя. Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и даёт возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ. В данном учебнике язык представлен как система во всём своем многообразии и единстве. В книге описываются все уровни языка, все сферы его функционирования, поэтому в учебную программу включены все основные разделы лингвистики. Кроме того, в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в учебник включено большое количество тестов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Всё это учтено при составлении календарно-тематического планирования. Но необходимо учитывать тот факт, что для слабых учеников этот учебник представляется трудным, поэтому для них необходим дифференцированный подход. В течение 4-х лет работы по этому учебнику мною выпущено два 11-х класса. Результаты ЕГЭ показали, что учащиеся школы успешно усвоили программу по русскому языку. Это даёт основание для дальнейших поисков и работы по данному учебнику. Преподавание литературы в 5,7-х классах ведётся по Программе общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (2007 год), которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Учебники соответствуют данной Программе. В Программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература « в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.) В каждом классе затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6-м классе – художественное произведение и автор, характеры героев и т.д. Кроме того, авторы программы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. Такая же возможность предоставляется и в 11-м классе (работаю по учебнику под редакцией В.П.Журавлёва.) Учебник содержит большой материал для изучения литературы 20-го века, в центр выдвигаются имена и явления, которые ещё в недавнем прошлом находились в полузабвении или совершенно отсутствовали. После каждой темы в учебнике предлагаются довольно сложные вопросы. Дан круг понятий и проблем, задания для самостоятельного анализа текста, а также рубрика «Советуем прочитать». Всё это даёт возможность в получении достаточного литературного образования в рамках школьной программы. Вернуться в оглавление

Образовательная программа Использование образовательных технологий Исследование художественного текста на уроках словесности Личностно ориентированные методы: создание на уроке речетворческой ситуации, предполагающей развитие исследовательских и творческих навыков Эвристический метод Компетентностное обучение Метод экспрессии в речевых ситуациях Проблемно-исследовательский метод Технология развивающего обучения Интегрированные образовательные технологии Методы личностно-ориентированного развивающего обучения Педагогические технологии. Образовательная программа нацелена на переход от предметно-пространственной к образовательно- пространственной среде, что требует использования соответствующих педагогических технологий, которые содействуют повышению мотивации учения, делают процесс освоения знаний личностно значимым и успешным. При выборе педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития учащихся учитывалось следующее: Вернуться в оглавление

1. Модель выпускника. 2. Принцип преемственности в использовании педагогических технологий по ступеням обучения. 3. Уровень учебно-методического обеспечения, имеющегося в образовательном учреждении. Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: По организационным формамПо типу управления познавательной деятельностью. По подходу к ребёнку.По преобладающему методу. Классно-урочная. Индивидуальные. Групповые. Дифференцированного обучения. ИОСО. Обучение по книге. Обучение с помощью ТСО. Личностно ориентированные. Гуманно-личностные. Сотрудничества. Объяснительно- иллюстративные. Развивающего обучения. Диалогические. Информационные. Игровые. Вернуться в оглавление Образовательная программа

Школа работает над единой методической темой «Личностно-ориентированное обучение как основа взаимодействия с учащимися и организации учебно-воспитательного процесса». На сегодняшний день сравнительный анализ двух методических подходов к обучению и воспитанию позволяет сделать следующие выводы: Традиционное обучениеЛичностно-ориентированное обучение Ученик является объектом обученияУченик рассматривается как субъект учебной деятельности Деятельность планируется учителем и навязывается ученику Совместная деятельность учителя и учеников Формирование знаний, умений, навыковСоздание условий для раскрытия субъективного опыта ученика Ориентация на внешнюю мотивацию: наказание, страх неудач Ориентация на внутреннюю мотивацию учения: интерес, успех, утверждение своих сил и способностей. Основа технологии – объяснениеОснова – понимание и взаимопонимание, помощь и поддержка Вернуться в оглавление Образовательная программа

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт. Как известно, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно- ориентированной педагогики. С позиций личностно-ориентированного обучения необходимо признать основной ценностью образования формирование личности как индивидуальности. Целью обучения в новых условиях являлось сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой эта индивидуальность будет развиваться наиболее оптимально. Каждому ребёнку старалемся помочь на пути его саморазвития. Предыдущая тема самообразования «Личностно ориентированная учебная ситуация на уроках русского языка и литературы как предпосылка исследовательской и творческой работы учащихся» Тема 2009 года: « Работа над словом как способ формирования нравственных компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного подхода в обучении» Личностно ориентированная учебная ситуация… Отметим, что природа и сущность этого педагогического понятия находится в процессе изучения. В современных исследованиях (С.В.Белова, А.В.Зеленцова, В.В.Сериков и др.) даются разные трактовки этого термина. Мы воспользуемся термином «личностно ориентированная учебная ситуация», предложенным В.В.Сериковым. Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации. И она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращенные к ученику лично, к его актуальным интересам. Личностно ориентированная ситуация помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение предмета не превратилось в зубрежку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост. (Личностно ориентированная ситуация для педагога – это дидактическое средство, владея которым, учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, а именно: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития и развития художественного мышления и речи. Поиск технологий создания личностно ориентированной ситуации – это тоже одна из областей педагогического исследования, которое продолжается до сих пор. На сегодняшний день удалось выявить три принципиальных характеристики базовых технологий: 1) технологии задачного подхода; 2)технологии учебного диалога (дискуссии); 3) игровой технологии. Таким образом, развитие личности учащегося в процессе личностно ориентированного обучения происходит в учебной ситуации, если содержание учебного материала будет вводиться в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника; если и содержание, и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов учителя и обучающегося, если учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Отсюда задача будет способствовать актуализации смыслообразования и ответственности, диалог – рефлексии и автономности поведения, игра –креативности, свободе выбора, самореализации. Триада «задача- диалог- игра» есть суть учебной ситуации, Вернуться в оглавление

Образовательная программа Признаки личностно ориентированной учебной ситуации: Постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме. Обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту. Поощрение самостоятельности в выводах. Звучание разных точек зрения учеников (варианты ответов не оценивать. В речи будут звучать их ценности) Толерантность учителя и учащихся Обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту. Обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя (самопознание), самопринятия. Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (например, выступить с сообщением, выполнить творческую работу и др.) Обеспечение условий каждому ученику, с тем чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал. Рассмотрим действия, которые позволили создать личностно ориентированную ситуацию на уроке русского языка в 6-м классе по теме «Разносклоняемые имена существительные». Сложность темы в том, что на одном уроке необходимо дать и понятие разносклоняемых имен существительных, и особенности склонения, и усвоить правописание, и закрепить материал. Я поставила пред собой задачу: вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся, а также развивать саму потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы. Все это старалась осуществить на уроке, используя, в основном, задачную технологию. На 1-м этапе урока создается эмоциональный настрой: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» и проблемно ориентированная ситуация: «открыть» тему урока. Именно она и порождает проблему, для разрешения которой необходима актуализация ранее приобретенных знаний, их развитие (анализ, сравнение, установление связей, обобщение). Сравнительный анализ склонения слов путь и тетрадь позволил «открыть» тему, актуализация знаний помогла выполнить тестовую работу. Таким образом, 1-й этап урока: «открытие» темы, основанный на задачном подходе, выполнен. Второй этап урока (непосредственное знакомство с разносклоняемыми существительными) – это актуализация личностного потенциала учащихся, их субъектного опыта. Он осуществляется в виде задачи: попытаться создать ассоциативные рисунки разносклоняемых имен существительных. Рисовать на уроке русского языка – это значит создать ситуацию психологического комфорта, условия для познания учеником самого себя. Усвоение знаний о языке ни в коем мере не является самоцелью. Известно, что одна из задач развития личности – «учить мыслить», а также формировать лингвистическую рефлексию как процесс осознания школьником своей речевой деятельности. Поэтому последующая деятельность учащихся на уроке направлена на речетворческое осмысление некоторых разносклоняемых существительных, в частности: время и путь. В каждой ситуации снова привлекаются знания учащихся и личностный опыт. В результате совместной исследовательской деятельности выстраивается цепочка: наблюдение над отдельным словом, затем его «участием» во фразеологизме (до поры до времени), в пословице (от худого семени не жди доброго племени), в тексте «Царь велит своим боярам Времени не тратя даром, И царицу, и приплод Тайно бросить в бездну вод.» Логическим завершением данной работы является творчество: создание собственного текста на основе опорных слов ( группы слов по выбору учеников). Большую заинтересованность проявили учащиеся в исследовании многозначной функции слова путь и его эмоциональную (оценочную) роль в произведениях А.С.Пушкина. Создание таких педагогических ситуаций (сопоставление, анализ, поиск) на уроке помогает моим ученикам сформировать собственную культуру общения с художественным текстом, внимательно относиться к отдельному слову и таким образом приобретать навыки творческой и исследовательской работы. Подтверждением этого являются многочисленные творческие работы моих учеников: «Семантика слова рабочий во временном аспекте», «Сила русского глагола», «Ключевое слово воля в драме Островского «Гроза» и другие. Вернуться в оглавление

Образовательная программа Формирование исследовательских умений учащихся должно «вырастать» из урочной работы на разных предметах. Создать условия (ситуацию) для развития субъектной позиции учеников я стремлюсь и на уроке литературы. Рассмотрим урок (вступительный) по изучению биографии В.В.Маяковского. Ситуация первая (стадия вызова): сопоставьте два отрывка из стихотворений Маяковского : «Слушайте, товарищи Потомки, Агитатора, Горлана, Главаря…» и «Грядущие люди! кто вы? Вот – я, Весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души» и, осмыслив стихи поэта и сообщения из его биографии, создайте свое собственное видение поэта, поделитесь своими мнениями в конце урока. Кто же для вас Маяковский: агитатор, горлан, грубый гунн или тонкий лирик, легкоранимый поэт? Кроме того, класс был разбит на творческие группы; каждая из них выбрала вопрос или задание, рассчитанное на личностное восприятие поэта: Ваши ассоциации, связанные с фамилией Маяковский. Что бы вы ответили автору записки, которую получил поэт на одном из публичных выступлений: «Мы с товарищем не понимаем ваших стихов»? Что бы вы ответили критику, который сказал Маяковскому: «Ваша автобиография несерьезна»? Какая из фотографий: (поэт во весь рост, Маяковский улыбается, Маяковский – футурист) наиболее соответствует вашему видению поэта? Такой урок помог избежать монотонности при изучении биографии поэта. Создание нестандартных ситуаций (представить себя на месте поэта и др., как вы понимаете автопотрет Маяковского?) способствовало творческому восприятию биографии поэта и созданию в дальнейшем стихов-подражаний Маяковскому (см. приложение). Как сказано выше, технология создания личностно ориентированной ситуации находится в состоянии исследования. Поэтому в своей работе не претендую на абсолютно верную трактовку этих положений, так как мне как учителю в условиях развивающихся технологий предстоит очень многое сделать. Любая технология включает в себя 5 основных этапов: 1.Конструирование задачи творческого характера 2. Планирование способов поиска решения задачи 3. Решение задачи 4. Представление результата, коррекция 5. Рефлексия В результате использования педтехнологий решаются следующие задачи: -развитие мышления учащихся, способность принимать самостоятельные решения -развитие способностей учащихся к совершенствованию знаний, умений и навыков -формирование потребности в новых знаниях -открытие новых возможностей для самореализации и личностного роста ребёнка. -развитие творческой самостоятельности, независимости мышления и повышения мотивации к образованию. Урок «Следствие ведут знатоки» Следственный лист Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся год русскийлитература б, 9а, 11 классы а, 9б, 10 классы а, 10а, 11 классы Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся гг. 8б,9а,11 классы гг. 5а, 9б, 10 классы гг. 6а, 10а, 11 классы Русский язык – 50% Литература – 67% Русский язык – 57% Литература – 70% Русский язык – 59% Литература – 74% гг. 9а класс гг. 10 класс гг. 11 класс Русский язык – 46% Литература – 65% Русский язык – 62% Литература – 76% Русский язык – 64% Литература – 76% Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Основные показатели, результаты и достижения учащихся Вернуться в оглавление

Обобщение и распространение опыта на региональном уровне Вернуться в оглавление

Грамоты и сертификаты Вернуться в оглавление

Отзывы о деятельности педагога Вернуться в оглавление

Образование Вернуться в оглавление