Синхронизация профессионального образования с потребностями рынка труда

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
II Каспийская международная образовательная Ассамблея Формирование региональной системы развития квалификаций Астраханская торгово-промышленная палата,
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Транксрипт:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Синхронизация профессионального образования с потребностями рынка труда

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий. Новый импульс должны получить восстановление, модернизация и дальнейшее эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в современные технологии, науку и образование. Современной России нужна конкурентоспособная образовательная система, поскольку происходящие в стране глубочайшие социально- экономические сдвиги и вхождение ее в постиндустриальную эпоху привели к некоторому отставанию всех уровней профессионального образования от запросов общества. Насущность проблемы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Задачами Программы являются: Модернизация общего и дошкольного Образования как института социального развития. Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Целью Федеральной целевой программы развития образования на годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации Ключевые цели ФЦПРО

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования. Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов на базе отраслевых межрегиональных ресурсных центров. Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций, создание экспертно- методических центров. Ключевые вопросы:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации; Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов; Улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования. Мероприятие «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» ФЦПРО гг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка В настоящее время в России быстро расширяется практика участия работодателей̆ в образовательной̆ деятельности учебных заведений и оценке качества образования. Работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной̆ квалификации, способных сразу приступить к работе. Участие работодателей в образовательной деятельности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Согласно статье 96 нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», работодатели и их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. Закон «Об образовании в РФ». Статья 96.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Поскольку в основе оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей̆, то оценка будет выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования. Учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей̆ и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей̆ к качеству образования. К профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, несомненно, должны привлекаться только работодатели, активно «потребляющие» выпускников и действительно заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах. Такие работодатели могут объективно оценить, в какой мере молодой специалист ориентируется в современных технологиях, знаком ли он с последними достижениями в сфере своей профессиональной деятельности, повысит ли его деятельность конкурентоспособность предприятия. Основополагающие принципы оценки качества образования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Работодатели в процессе общственно-профессиональной аккредитации Как потребители результатов образовательной̆ деятельности Работодатели, заинтересованные в установлении реального потенциала программ, оценке качества образования с точки зрения его достаточности для ведения профессиональной деятельности на своих предприятиях. В этом качестве работодатели хотят расширить свое участие в определении направлений подготовки и набора компетенций, формируемых в ходе обучения; в предоставлении учебным заведениям. Работодатели независимых экспертных организаций: участвуют в оценке как независимые эксперты, хорошо знающие потребности работодателей, и обязаны соблюдать нормы и правила, установленные экспертной организацией, и не могут быть лоббистами интересов соответствующих предприятий или профессиональных сообществ. Участие работодателей в качестве независимых экспертов в оценке качества профессионального образования представляется перспективным методом их влияния на качество образования, но требует от работодателей готовности к экспертной работе и определенного ресурса времени. Как эксперты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка «Можно сделать вывод, касающийся образования, что действительно работодатели, в том числе предприниматели, чувствуют все увеличивающийся разрыв между их потребностями и тем результатом, который достигается всей системой образования России… Вузы должны ориентироваться на заказ работодателей и слышать потребности рынка. Необходимо поставить цель для образовательных учреждений всех уровней – наладить такое взаимодействие, причем она должна пронизывать не только высшее образование, но и, прежде всего, среднее и начальное профессиональное образование, которое готовит рабочих специалистов». Сергей Ренатович Борисов, председатель Попечительского совета «Опоры России», Председатель Наблюдательного совета АККОРК

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Профессионально-общественная аккредитация программ выгодна и для учебных заведений, поскольку позволяет им оценить достоинства и недостатки собственных образовательных программ; выявить факторы, сдерживающие их развитие; реалистично оценить соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам. Выполнение рекомендаций экспертов позволит учебным заведениям разрабатывать образовательные программы, способные гибко следовать за изменениями конъюнктуры рынка труда, т.е. Повысить собственную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Выгода профессионально-общественной аккредитации для образовательных организаций

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Для решения поставленных задач в рамках системной работы по модернизации российского образования Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется работа по формированию сети ведущих вузов страны – национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов. За период с 2008 по 2010 гг. этим вузам удалось накопить существенный инновационный потенциал, что стало возможным благодаря усилиям Приоритетного национального проекта «Образование». Формирование сети вузов- флагманов реформ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Создание национальных исследовательских центров; Поддержка формирования исследовательских университетов для достижения научно-технологического прорыва по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий; Формирование научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; Увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИОКР; Создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно. Концепция долгосрочного социально- экономического развития России на период до 2020 г. предусматривает, в том числе, решение таких среднесрочных задач: Формирование образовательных кластеров

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Главной целью создания федеральных университетов, согласно концепции Министерства образования и науки Российской Федерации, является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Также, федеральные университеты способствуют формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Данная миссия реализуется путём организации и координации работы по сбалансированному обеспечению квалифицированными кадрами, крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в составе федерального округа, а также научными, техническими и технологическими решениями. Федеральные университеты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. 307-ФЗ Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Нормативная база сертификации профессиональных квалификаций в РФ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г р; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-318/02. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ- 317/03. Нормативная база сертификации профессиональных квалификаций в РФ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Признание рынком труда (в идеале, на международном уровне): образовательные стандарты должны базироваться на профессиональных стандартах Результаты сертификации являются собственностью кандидата Доверие к процессу сертфикации со стороны граждан. Для этого требуется прозрачность системы сертификации и профессионализм центров сертификации Наличие аппеляционного процесса Наличие информационной и методической поддержки процессов признания Отсутствие бюрократии Удобство для пользователей Наличие нормативной базы Общие требования к системе сертификации

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Разработка классификатора профессий по областям профессиональной деятельности Разработки профессиональных стандартов Формирования банка данных квалификаций, траекторий и возможностей их освоения Формирование отраслевых институциональных механизмов, ответственных за разработку, поддержание и обновление профессиональных стандартов и квалификаций в конкретной области профессиональной деятельности Наличие организации, отвечающей за координацию деятельности отраслевых советов (институт развития квалификаций) Сертифицирующих организаций и структуры, регулирующей их деятельность Условия, необходимые для успешного развития системы сертификации квалификаций

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Развитие квалификаций Оценка квалификаций Признание и сертификация Предоставление и материальное обеспечение услуг обучения Координация рамки Коммуникация, контроль качества, контроль расходования средств Взаимозависимые элементы рамки квалификаций Рамка квалификации

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Разнообразие возможностей и равенство доступа и поступления на обучение всех категорий населения, Все присуждаемые квалификации должны обеспечивать возможности перехода и продвижения, Все квалификации одного уровня равноценны, даже если различаются условия и требования к поступлению, возможности перехода и продвижения, Переход и продвижение обеспечивается в любой точке освоения программы, Если, при переходе на более высокий уровень, на этом уровне отсутствует квалификация в данной или смежной области обучения, рамка предполагает переход на программы обучения, завершающиеся присвоением другой квалификации этого уровня. Принципы квалификационной рамки Рамка квалификации

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Задачи обучения в течение всей жизни. Размывание границ между профессиями и специальностями. Растущую гибкость программ обучения и способов их освоения. Растущее многообразие траекторий и результатов обучения. Иерархию компетенций с точки зрения результатов обучения и знаний, необходимых предприятиям. Комплексную референциальную рамку уровней для траекторий обучения в течение всей жизни. Расширение набора (личностных) умений, которые востребованы в бизнесе и промышленности. Расширения доступа к обучению взрослого населения, в том числе работников, желающих повысить квалификацию и т.д. Решение задач по созданию квалификационной рамки является приоритетным в настоящее время, и содействие их решению могут оказать международные организации в рамках совместных проектов, которые позволят объединить все заинтересованные стороны в России, оптимально учесть имеющийся международный̆ опыт и одновременно предоставят необходимые ресурсы для реализации этого сложного проекта. Квалификационная рамка учитывает: Рамка квалификации

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Основной целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Одна из основных целей непрерывного образования расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни в современных условиях часто меняющихся технологий. Непрерывное образование

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности, Вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; Интеграция учебной и практической деятельности; Учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; Содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; Единство профессионального, общего и гуманитарного образования; Самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; Интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса. Основные принципы непрерывного образования

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Социализация подрастающего поколения Приобщение к профессии (профессиональная ориентация) Расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации) Достижение определенного социального статуса (ученая степень или ученое звание) Общее развитие личности (т.е. определение и достижение жизненных целей и ценностей) Примечание: дополнительное профессиональное образование способствует формированию профессиональной основы кадрового потенциала современной высокотехнологичной экономики. Расширенный список целей непрерывного образования Непрерывное образование

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Организация и формирование персонала управления Овладение умением определять, понимать и решать возникающие проблемы Воспроизводство и интеграция персонала Адаптация и внедрение нововведений Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации Цели непрерывного образования кадров на производстве с позиции работодателя Непрерывное образование

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Приобретение профессиональных знаний вне сферы основной деятельности Приобретение знаний о «внешних» организациях, влияющих на работу фирмы Развитие способностей в области планирования и организации производства Цели непрерывного образования кадров на производстве с позиции работника Непрерывное образование

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (Статья 10. Структура системы образования). Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. (Статья 10. Структура системы образования). Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. (Статья 76. Дополнительное профессиональное образование). Принципы непрерывного образования согласно новому «Закону об образовании в РФ»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Всероссийская конференция «Профессиональные кадры новой России»: pdfhttp://profmonitor.ru/russia_conference/ConferenceFCPRO2012. pdf Официальный сайт ФЦПРО: Доклад «Профессиональное образование и рынок труда как поле обмена» (С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына, АНО «Центр исследований рынка труда») : labourmarket.ru/conf7/reports/alasheev_kutejnicyna.doc Доклад Всемирного банка и НИУ ВШЭ «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике»: Журнал «Профессиональное образование и рынок труда»: rt.ruhttp://po- rt.ru Важные ссылки

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАГОЛОВКА НАЗВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ второстепенная часть заголовка Спасибо за внимание!