М ] ф Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А.М.Лавров «Реформирование бюджетной системы: новеллы нормативного и правового регулирования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ] ф Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А.М.Лавров г. Омск 1 октября 2010 года Реализация Программы повышения эффективности бюджетных.
Advertisements

Минфин России Вопросы реализации 83-ФЗ в 2011 году Директор Департамента бюджетной политики и методологии А.М. Лавров.
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А.М.Лавров Международная конференция «Россия и мир: вызовы десятилетия» Пленарная.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
111 Порядок финансирования бюджетных расходов в 2013 году.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
1 Порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания Чудовский муниципальный район.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
М ] ф Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А.М.Лавров г. Москва 7 октября 2010 года Формирование и финансовое обеспечение государственных.
СЛАЙД 1 Докладчик: Романов Сергей Владимирович -заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 10 июля 2010 года Организация.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Минфин России О методологии формирования перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
Транксрипт:

М ] ф Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А.М.Лавров «Реформирование бюджетной системы: новеллы нормативного и правового регулирования» 17 сентября 2010 года Итоги, проблемы и перспективы развития управления общественными финансами в Российской Федерации

М ] ф Концепция реформирования межбюджетных отношений в гг. (постановление от ) Первая системная постановка проблемы реформирования межбюджетных отношений Переход к новой методике выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ Создание Фонда развития (реформирования) региональных финансов (займ МБРР) – основного инструмента продвижения бюджетных реформ на региональном уровне в первой половине 2000-х годов

М ] ф Программа развития бюджетного федерализма в РФ (постановление от г. 584) Финансовые основы новой системы местного самоуправления (131-ФЗ, октябрь 2003) Разграничение расходных обязательств Ликвидация (в основном) необеспеченных федеральных мандатов (122-ФЗ, август 2004) Закрепление на постоянной основе доходов за бюджетами бюджетной системы (БК, август 2004) Система межбюджетных трансфертов (дотации, субвенции, субсидии) Внешняя финансовая администрация (не применяется)

М ] ф Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований МР (субв.)РРМуниципалитетам 3б. Делегирование полномочий субъектов РФ М РФ(субв.)РФ Муниципалитетам РРФ (субв.)РФ Субъектам РФ 3а. «Делегирование» полномочий РФ МММРФМуниципалитеты (М) РРРРФСубъекты РФ (Р) 2. Совместные полномочия МММММуниципалитеты (М) РРРРСубъекты РФ (Р) РФ 1. Собственные полномочия Введение Исполнение Финансовое обеспечение Регулированию Полномочия по: Установление Р/МР/МР/МР/МРФ Субъект РФ/Мун. Необеспеченный федеральный мандат

М ] ф Принципы реструктуризации бюджетного сектора в РФ (октябрь 2003, решение Правительства) Первая постановка вопроса о структуре государственного сектора и новых организационно-правовых форм Идея государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации (ГМАНО – прообраз автономных учреждений, введены с 2007 г.) Идея специализированного государственного (муниципального) учреждения (СГМУ – прообраз новых бюджетных учреждений, вводятся с 2011 г.)

М ] ф Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в гг. (постановление от ) Среднесрочное бюджетное планирование (в гг. – перспективные финансовые планы на 3 года, с 2008 года – трехлетние бюджеты) Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР): первая постановка вопроса доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) министерств ведомственные целевые программы (ВЦП) Новая бюджетная классификация и система учета

М ] ф Плановый период (2 года) Плановый период (2 года) Очередной год Очередной год Плановый период (2 года) Очередной год t +1 t +2 t +3t +4 t +5 корректировка разработка «Скользящая трехлетка»

М ] ф Основные понятия БОРа Ресурсы, затраты (inputs) - то, что используется для получения непосредственного результата (объекты, персонал, помещения, оборудование, медикаменты...) Непосредственные результаты (outputs) - то, для чего используются ресурсы, оказанная услуга, мероприятия (построенные дороги, выпускники, вылеченные больные, проведенные проверки, спасенные, раскрытые преступления…) Готовность, возможность (capacities) - потенциальная способность обеспечить непосредственный результат (вооруженные силы, пожарные, скорая помощь, МЧС…) Конечные результаты (outcomes) - ожидаемые позитивные последствия непосредственных результатов или повышения готовности (качество рабочей силы, продолжительность жизни, снижение заболеваемости, безопасность, удовлетворенность населения…)

М ] ф Критерии оценки эффективности расходов Общественно-экономическая (социально-экономическая) эффективность Затраты Расходы бюджета Ресурсы Финанс. + др.активы Программы, мероприятия процессы Непосредственный результат Бюджетные услуги Экономичность Общественная (социальная) эффективность Экономическая эффективность Конечный результат Эффект

М ] ф Комплексные поправки в Бюджетный кодекс (63-ФЗ от ) Понятие «публично-правовое образование» (впервые в законе) Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Трехлетний бюджет (первый – на гг.) Бюджетная классификация – Бюджетным кодексом Расходные обязательства и виды бюджетных ассигнований Бюджетный процесс (составление, исполнение, проверка) Участники бюджетного процесса

М ] ф Юридические лица публичного права ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ -Органы публично-правового образования -Казённые учреждения Автономные учреждения Бюджетные учреждения Казённые предприятия Унитарные предприятия Государственные корпорации Государственная компания Государственные академии наук

М ] ф Субъекты бюджетных правоотношений Публично-правовые образования Участники бюджетного процесса Законодательные органы власти Исполнительные органы власти « высшие » (правительства) « финансовые » (Минфин, финорганы, казначейство) ведомственные (главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы, администраторы доходов бюджета, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета) Органы бюджетного контроля Получатели бюджетных средств – только бюджетные учреждения

М ] ф Расходные обязательства Федеральные законы НПА субъектов РФ, МСУ Публичные Гражданско- правовые Действующие Принимаемые Лимиты БО

М ] ф Этапы принятия и исполнения расходных обязательств Этап Публичные нормативные обязательства Иные расходные обязательства 1. Правовая основа Законы (акты) «прямого действия» Иные законы (акты), межгосударственные договоры 2. Бюджетное планирование Определение бюджетных обязательств на соответствующий год 3. Закон (решение) о бюджете Бюджетные ассигнования 4. Лимиты на принятие обязательств - Доведение лимитов бюджетных обязательств 5. Принятие обязательств - Договоры, соглашения в пределах ЛБО 6. Подтверждение обязательств Денежные обязательства

М ] ф 15 Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение от р) 1.Необходимость разработки и реализации Программы 2.Цели и задачи Программы 3.Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы 4.Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правового образования 5.Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов 6.Переход к программной структуре бюджетов 7.Оптимизация функций государственного управления 8.Повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг 9.Развитие системы государственного и муниципального финансового контроля 10.Формирование комплексной федеральной контрактной системы 11.Реформирование системы бюджетных платежей 12.Развитие информационной системы управления госфинансами

М ] ф КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ (КДР-2020) ГП 1 Норматино-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Министерство 1.в основном вытекают из КДР и являются инструментом достижения ее целей; 2.объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3.состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП 4.реализуется ответственным министерством, могут быть «соисполнители», отвечающие за свои подпрограммы 5.ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом Министерство Государственные программы Государственные программы:

М ] ф ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ Регулятивные меры лицензирование аккредитация ЕГЭ/Государственный итоговый экзамен стандартизация образовательного процесса и оказания услуг, в т.ч. Болонский процесс квалификационные требования Ресурсное обеспечение бюджетные ассигнования налоговые льготы вычеты НДФЛ вычеты по налогу на прибыль государственное имущество привлечение кредитных ресурсов ГП

М ] ф Примеры государственных программ Российской Федерации Развитие здравоохранения Развитие образования Поддержка семьи Социальная поддержка граждан Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Развитие пенсионной системы Содействие занятости населения Культура России Охрана окружающей среды Экономическое развитие и инновационная экономика Обеспечение личной безопасности, общественного порядка и противодействие преступности

М ] ф Нужно ли выделять «расходы на развитие»?

М ] ф Переход к программному бюджету порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ (июль 2010) перечень государственных программ РФ (июль 2010), госпрограмм на годы – формирование аналитического распределения расходов (приложение к пояснительной записке к федеральному закону о федеральном бюджете); с бюджета на гг. – утверждение программного бюджета (другие разрезы – аналитически)

М ] ф Изменения в классификации расходов Субсидии и субвенции – в соответствующие функциональные разделы (11 раздел – только дотации), с 2012 Целевые статьи расходов – с 2011 максимальное приближение к подпрограммам (по ГРБС), в дальнейшем - подпрограммы Новые (универсальные) виды расходов (для федерального бюджета аналитически – с 2011 г., для всех бюджетов – с 2012 года, по решению субъекта РФ и муниципалитета можно с 2011) Уточнение отдельных позиций КОСГУ (с 2012)

М ] ф Код Действующая бюджетная классификация расходов Код Предлагается 01Общегосударственные вопросы 01Общегосударственные вопросы 0111 Обслуживание государственного и муниципального долга 02Национальная оборона02Национальная оборона 03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 04Национальная экономика04Национальная экономика 0409Дорожное хозяйство 05Жилищно-коммунальное хозяйство 05Жилищно-коммунальное хозяйство06Охрана окружающей среды 06Охрана окружающей среды07Образование 07Образование08Культура и кинематография 08 Культура, кинематография, средства массовой информации 09Здравоохранение 09Здравоохранение, физическая культура и спорт10Социальная политика 0908Физическая культура и спорт 11Физическая культура и спорт 10Социальная политика12Средства массовой информации 11Межбюджетные трансферты13 Обслуживание государственного и муниципального долга 1101 Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 14 Дотации региональным и местным бюджетам 22 Предложения по изменению разделов, подразделов классификации расходов бюджетов

М ] ф Распределение предельных объемов на 2011 год в разрезе новых разделов бюджетной классификации (млрд.руб.) 23 НаименованиеРз Раздел 01 Обще- госу- дарствен- ные вопросы Раздел 02 Нацио- нальная оборона Раздел 03 Нацио- нальная безопас- ность и правоохра- нительная деятель- ность Раздел 04 Нацио- нальная эконо- мика Раздел 05 Жилищно- комму- нальное хозяйство Раздел 06 Охрана окружа- ющей среды Раздел 07 Образо- вание Раздел 08 Культу- ра и кинема- тография Раздел 09 Здраво- охране- ние Раздел 10 Социаль- ная поли- тика Раздел 11 Физи- ческая культура и спорт Раздел 12 Средст- ва массо- вой инфор- мации Раздел 13 Обслу- живание госу- дарствен- ного и муници- пального долга Раздел 14 Межбюд- жетные трансфер- ты Итого 2011 В с е г о 809,11 433,51 192,21 611,8202,014,5492,574,5375,63 059,675,858,8386,2598, ,1 Общегосудар- ственные вопросы ,5386,21 184,7 Национальная оборона ,3 Национальная безопасность и правоохранитель- ная деятельность ,8 Национальная экономика ,3 Жилищно- коммунальное хозяйство ,8 Охрана окружающей среды 06 14,5 Образование07 471,0 Культура, кинематография, средства массовой информации 08 71,458,8130,2 Здравоохранение, физическая культура и спорт 09 0,2310,760,3371,2 Социальная политика ,0 Межбюджетные трансферты 11 10,62,216,4178,316,20,121,53,264,92 697,715,5598,83 625,3

М ] ф СЛАЙД Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных инвестиций) 210Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд 211Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 212Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий 213Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества 214Закупка товаров, работ, услуг в целях содержания имущества казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований 215Переподготовка и повышение квалификации кадров 216Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных инвестиций) 220, 230, 240 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники (с дальнейшей разбивкой), ГОЗ, госрезервы и т.д.

М ] ф СЛАЙД Предоставление субсидий в целях оказания государственных (муниципальных) услуг 610Субсидии бюджетным учреждениям 611Субсидии бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг 612Субсидии бюджетным учреждениям, за исключением субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и бюджетных инвестиций 620Субсидии автономным учреждениям 621Субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг 622Субсидии автономным учреждениям, за исключением субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и бюджетных инвестиций 630Субсидии некоммерческим организациям (кроме БУ и АУ) в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание ими государственных (муниципальных) услуг

М ] ф ППО БУКУ БУ СубсидииОпла- та услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ ППО БУ КУ Иные ЮЛ Публично-правовое образование Рынок Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица Обозначения: Рынок Настоящее время Проект Закона IIIIII РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ АУ 26

М ] ф Место государственного задания в системе планирования Непосредственные результаты для: Конечные результаты для: Концепция долгосрочного развития ФОИВ - ответственного исполнителя госпрограммы Госпрограмма РФФОИВ - ответственного исполнителя госпрограммы ФОИВ, реализующего подпрограмму Подпрограмма (по оказанию госуслуг) ФОИВ, реализующего подпрограмму (учредителя) ФГУ Государственное заданиеФГУ-

М ] ф В государственное задание могут быть включены: 1) ЛЮБЫЕ платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена возможность оказания их за плату? 2) Только ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (по отношению к подразумеваемому, но четко не определенному «стандарту») платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена такая возможность (указана для образования, здравоохранения, библиотек, архивов…)? 3) Только те платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного задания НЕПОСРЕДСТВЕННО предусмотрена федеральным законом (на данный момент отсутствуют, нужно ли вносить изменения)?

М ] ф Предложение: НЕ ВКЛЮЧАТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НИКАКИЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ И НЕ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЭТО ДЕЛАТЬ: 1) Каждая платная услуга – отдельная услуга, в том числе четко отделенная от основной (оказываемой в рамках госзадания) услуги (включая более комфортные условия их оказания, дополнительные расходные материалы, более высокая квалификация персонала и т.д.) 2) Для учреждений культуры предметом госзадания (услугой) являются результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т.д.), а число посетителей – лишь один из показателей их качества (не планируется, см.ниже), при этом одним из условий субсидии может быть непревышение определенного уровня цен на билеты (в том числе для льготных категорий, разных типов постановок и пр.).

М ] ф Организация работы с госзаданием Утверждение (уточнение) базового (отраслевого) перечня госуслуг – Министерства в сферах ведения ФОИВ для подведомственных госучреждений: 1.Утверждает (уточняет) ведомственный перечень госуслуг 2.Утверждает (уточняет) порядок определения расчетно-нормативных затрат 3.Утверждает требования к качеству госуслуг 4.Утверждает порядок формирования и финансового обеспечения госзаданий (может включать пункты 2 и 3) 5.Утверждает порядок осуществления контроля за выполнением госзадания (может быть объединен с пунктом 4) 6.Формирует и утверждает госзадания, рассчитывает (в пределах бюджетных ассигнований) субсидии 7.Перечисляет в установленном порядке субсидии (в рамках кассового плана) 8.Осуществляет контроль за исполнением госзаданий (в т.ч. проводит проверку отчетности)

М ] ф Изменение формата перечня госуслуг Наименован ие услуги Категории потребителе й Перечень и единицы измерения показателей объема Основные требования к качеству услуги Реквизиты НПА, утверждающего адм.регламент Перечень утверждает отраслевое министерство для всех учреждений соотв. отрасли по форме: Министерство ОБЯЗАНО утвердить в базовом перечне Наименован ие услуги Категории потребителей Перечень и единицы измерения показателей объема Основные требования к качеству услуги Наименован ие ФГУ (групп ФГУ) Министерство ВПРАВЕ (в ряде случаев – обязано) утвердить в базовом перечне В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ФОИВ ОБЯЗАН утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации) ФОИВ ВПРАВЕ (в ряде случаев – обязан) утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации)

М ] ф ФОРМУЛА РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ Nочр – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги ФОИВ (ФБУ) на соответствующий финансовый год; ki – количество единиц оказания одной государственной услуги в соответствующем финансовом году. МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ЕДИНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ нормативныйструктурныйэкспертный да нет да нет СЛАЙД 32

М ] ф Направления развития нормативов НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий Индиви- дуальные Региональные коэффициен- ты Групповые нормативы Поправоч- ные коэф- фициенты Фор- мульные Цель

М ] ф Варианты утверждения перечня платных услуг (1) учредитель формирует исчерпывающий перечень платных услуг для каждого подведомственного учреждения (2) учредитель формирует и утверждает единый исчерпывающий перечень платных услуг, а учреждение определяет какие услуги из данного перечня оно оказывает (3) учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг по согласованию с учредителем (4) учреждение самостоятельно формирует и утверждает перечень платных услуг (1) учредитель формирует исчерпывающий перечень платных услуг для каждого подведомственного учреждения (2) учредитель формирует и утверждает единый исчерпывающий перечень платных услуг, а учреждение определяет какие услуги из данного перечня оно оказывает (3) учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг по согласованию с учредителем (4) учреждение самостоятельно формирует и утверждает перечень платных услуг

М ] ф Варианты утверждения цен (тарифов) на платные услуги (1) учредитель утверждает состав затрат и цены (тарифы) по каждой платной услуге, оказываемой подведомственными бюджетными учреждениями; (2) учредитель утверждает предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу, оказываемую подведомственными бюджетными учреждениями; (3) бюджетное учреждение утверждает цены на оказываемые им платные услуги по согласованию с учредителем; (4) бюджетное учреждение самостоятельно утверждает цены на оказываемые им платные услуги (1) учредитель утверждает состав затрат и цены (тарифы) по каждой платной услуге, оказываемой подведомственными бюджетными учреждениями; (2) учредитель утверждает предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу, оказываемую подведомственными бюджетными учреждениями; (3) бюджетное учреждение утверждает цены на оказываемые им платные услуги по согласованию с учредителем; (4) бюджетное учреждение самостоятельно утверждает цены на оказываемые им платные услуги