Методическое сопровождение введения ФГОС ООО (подготовка педагогических работников к решению вопросов введения и реализации требований ФГОС) Ильина Е.И.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анкетирование учителей Готовность педагогов школы к инновационной деятельности.
Advertisements

Приложение 1. Приложение 2 «Применение ИКТ в работе» Приложение 3 ИКТ Урок 19 чел. (61%) Плани- рование 28 чел. (90,3%) Поиск в интернете 22 чел. (71%)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Двинская средняя общеобразовательная школа 28 Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического.
РЕЗУЛЬТАТЫ исследования по выявлению уровня инновационного потенциала педагогического коллектива МКОУ детский дом «Семья» Дата проведения: г.
Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности.
Модернизация системы образования. Полученные эффекты. Открытая площадка на базе МБОУ «СОШ 17»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Учителя Года. Учебное занятие (30 минут) Учебное занятие – показатель профессионализма учителя 1.Выбирайте ту форму, которая наиболее подходит к теме.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
К педсовету «ФГОС ООО» Зам по УВР :Шарипова А.А..
Транксрипт:

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО (подготовка педагогических работников к решению вопросов введения и реализации требований ФГОС) Ильина Е.И., зам.директора по НМР МБОУ «Лицей 57» г.Прокопьевска

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. И.Кант Учитель имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя учителем, т.е. чувствует развитие своих порфессиональных задатков. не И.Кант

План семинара 1.Подготовка педагогических работников к решению вопросов введения и реализации требований ФГОС ООО. Ильина Е.И., зам директора по НМР 2.Особенности и отличительные черты УМК, направленного на реализацию ФГОС ООО (на примере УМК по обществознанию и биологии). Голушко Н.Л., учитель обществознания, Мясникова Р.И., учитель биологии. 3.Технологическая карта в контексте современного урока Савельева Н.В.,учитель русского языка и литературы; Михайлова О.В., учитель математики 4.Итоги семинара. Рефлексия. Буланова С.Р., методист ИМЦ Ильина Е.И., зам..директора по НМР

Инновационная деятельность – благо

Инновация не будет реализована, если не подготовлен учитель, и учитель не будет профессионально расти, если не будет участвовать в инновациях

ФГОС – сложный и многоплановый процесс

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Ключевые образовательные компетенции Уметь учиться Уметь общаться Уметь работать Уметь оценивать свои поступки Уметь сохранять своё здоровье

Главная задача учителя мотивировать учащегося на проявление инициативы и самостоятельности Учитель должен уметь организовать самостоятельную деятельность учащегося, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы

Отличия ГОС и ФГОС Цель: ЗУН Научить учиться Деятельность учителя: Информатор Организатор Деятельность ученика: Получатель Деятель знаний

Результат: ЗУНПланируемые результаты Формы контроля: Итоговыеитоговые контрольные контрольные работы, работы ГИА, ЕГЭ+ комплексные контрольные работы _______________________________________________ Трад. – 80%; разв. – 20%разв. – 80%, трад. – 20%

Цели методической работы в условиях введения ФГОС Цель методической работы – создание кадровых, организационно- методических, информационных условий, обеспечивающих формирование готовности к введению ФГОС

Нормативные документы Основная Образовательная Программа; Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего введение ФГОС НОО; Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов; Дорожная карта ФГОС ООО; Программы внеурочной деятельности или комплексная программа внеурочной деятельности

Учебный план МБОУ "Лицей 57« на учебный год. Основное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (5 класс) Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю 5абвг6абвгВсего Обязательная часть Филология Русский язык5644 Литература3324 Иностранный язык3324 Математика и информатикаМатематика5540 Общественно-научные предметы История2216 Обществознание118 География118 Естественно-научные предметыБиология118 Искусство Музыка118 Изобразительное искусство118 Технология 2216 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура3324 Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса4432 Филология Русский язык 1 4 Математика и информатика Математика 14 Информатика и ИКТ118 Естественно-научные предметыФизика. Химия118 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ118 Максимально допустимая недельная нагрузка

План внеурочной деятельности МБОУ "Лицей 57" на учебный год. (5 класс) Направления развития личностиНаименование рабочей программы5а5б5в5гИтого Спортивно-оздоровительное«Зарница» 1 12 Лыжи22228 Шахматы11114 Духовно-нравственное"Колесо истории" 112 Социальное"Права и обязанности юного потребителя" 11 2 Юный исследователь 1113 Общеинтеллектуальное"Реальная математика"11 2 Робототехника LEGO WEDO 112 "Окно в Европу/"Клуб виртуальных путешественников" 1 1 "Почему мы так говорим"/ "Увлекательный русский язык" Клуб любителей математики "Пифагор" Естествознание11114 Общекультурное"В мире кукол"1 12 Театральный кружок11114 Итого:10 39

План внеурочной деятельности МБОУ "Лицей 57" на учебный год. (6 класс) Направления развития личностиНаименование рабочей программы6а6б6в6гИтого Спортивно-оздоровительноеЛыжи22228 Шахматы11114 Духовно-нравственное"Моя родословная"1 12 Социальное"Школа общения" 1 12 "Я- гражданин!"11 2 "Школа организаторского мастерства"111 3 Социально значимая добровольческая деятельность: проект "Цветы для любимой школы" 11 2 ОбщеинтнллнктуальноеМир вокруг математики (реальная математика) Клуб любителей математики "Пифагор"11 2 "Юный путешественник" 1113 "Аптека под ногами" 112 Естествознание11114 Общекультурное"В мире кукол"1 12 Театральный кружок 112 Итого: 10 40

Кто будет строить? Готов ли учитель вашей школы к данной инновации?

Вхождение в инновацию - диагностика готовности педагогического коллектива и каждого учителя в частности к инновационной деятельности с целью выяснения, как пойдут инновации, какие риски мы можем испытывать при введении инновационной деятельности; - создание условий для профессионального роста педагога, соответствующего вводимой инновации; - безболезненный вход в инновацию и её результативная реализация; - анализ и коррекция условий участия педагогов в инновационной деятельности

Составляющие готовности Первая составляющая готовности – наличие мотива включения в эту деятельность

Составляющие готовности Вторая составляющая готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования

Составляющие готовности Третья составляющая готовности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.

Анкета Восприимчивость педагогов к новшествам Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности? 2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием? 3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности? 4. Вы сотрудничаете с научными консультантами? 5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? 6. Вы открыты новому?

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле: К =К факт К макс где: К факт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; К макс – максимально возможное количество баллов (18). Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели: К< 0,45 – критический уровень; 0,45

Анкета Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку" 1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить. 2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов. 3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми. 4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей. 5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины. 6. Потребность в лидерстве. 7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе. 10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 11. Потребность в риске. 12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Анкета Барьеры, препятствующие освоению инноваций Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений) 1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому. 3. Плохое здоровье, другие личные причины. 4. Большая учебная нагрузка. 5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения. 6. Отсутствие материальных стимулов. 7. Чувство страха перед отрицательными результатами. 8. Отсутствие помощи. 9. Разногласия, конфликты в коллективе. И получилась картинка, которая дала нам уверенность в том, что вступать в инновации имеет смысл, при условии планомерного и систематического повышения уровня квалификации педагогов, причём в разных формах.

Учителям школы необходимо было по 5-ти балльной шкале от 0 до 5 оценить, насколько приведённые ниже утверждения соответствуют положению дел в школе: 0 – полностью не соответствует, 5 – полностью соответствует. Обвести выбранный балл 1. Цели развития школы четко определены и являются достижимыми Цели развития школы мне понятны Я имею возможность проявить свои индивидуальные способности Мне предоставлена возможность принять участие в составлении программы развития школы Меня устраивает система вознаграждений в школе Система контроля в школе позволяет объективно оценить работу каждого педагога Меня привлекает перспектива развития школы и повышения моего педмастерства Достижение результатов потребует от меня огромного напряжения Я верю, что в коллективе в результате инновационной деятельности улучшится психологический климат Инновационная деятельность школы найдет отклик среди обучающихся и родителей

Ведущие принципы ФГОС ООО = преемственность + развитие

Ведущие проблем = проблема соблюдения преемственности + проблема организации развития ребёнка

Преемственность Проблема: сохранение методических подходов, использование системно-деятельностного подхода

Учитель не всегда умеет поставить проблемный вопрос урока; применить современные педагогические техники; выстроить диалог; выбрать оптимальный темп урока; проанализировать свой собственный урок

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода Дидактические принципы: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Семинар «Методическое сопровождение введения ФГОС ООО» (октябрь) I.Вступительное слово II.Работа по теоретическому материалу (понятие «учебная задача» и «системно-деятельностный подход», типология урока); III. Просмотр видеоматериала (урок); IV. Анализ фрагмента; V. Работа с технологическими картами; VI. Информация по самооцениванию обучающихся на уроке; VII. Итоги семинара

Учебная задача – ключевое понятие теории УД Учебная задача – это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа. Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности. Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.

Знание Понимание Применение: Составьте предложение с использованием каждого из данных слов. Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье. Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь. Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится. Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности.

Учебные задачи Анализ Синтез: Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов. Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий. Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки. Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты. Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона. Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора.

Учебные задачи Оценка Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование? Сравните двух главных героев поэмы. Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему? Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию. Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ. В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода Типология уроков А.К.Дусавицкого Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования учебной модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки

Семинар «Методическое сопровождение введения ФГОС ООО» (декабрь) I.Каков инновационный урок? Требования к современному уроку; II.Методические принципы инновационного урока, требования к заданиям на уроке; III.Работа по созданным технологическим картам (анализ); IV. Постановка проблемного вопроса урока. V.Фрагмент урока с использованием системно- деятельностного подхода (выступление учителя); VI. Итоги семинара; Д\З Найти педагогические техники, приёмы развивающего обучения, которыми вы не знакомы.

Требования к современному уроку: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока; учитель выступает в роли организатора, а не информатора; обязательная рефлексия учащихся на уроке; высокая степень речевой активности учащихся.

Структурные элементы урока: Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Критерии урока РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙПРОДУКТИВНЫЙЭФФЕКТИВНЫЙОПТИМАЛЬНЫЙУСПЕШНЫЙ

Требования к заданиям на уроке: проблемный и поисковый характер; комплексное применение знаний из нескольких разделов предмета.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

Педагогические техники Интеллектуальная разминка Метод морфологического ящика Приём группового творческого мышления ШЕСТЬ ШЛЯП Техника обратной связи (ПОПС-формула) Техника репродукции знаний ( Сорбонка, Аукцион, Подбери пару, интеллектуальный ринг); Техника сжатия учебной информации

Интеллектуальная разминка Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы? Купил семена, приезжай тянуть. Купил семена, приезжай тянуть. Помни, всё исчезнет в 12 ночи. Помни, всё исчезнет в 12 ночи. Ушёл от зайца, волка и медведя. Ушёл от зайца, волка и медведя. Ключ достал. Скоро буду. Ключ достал. Скоро буду. В гости не приду. Мотор барахлит. В гости не приду. Мотор барахлит. Купила самовар. Приглашаю к чаю. Купила самовар. Приглашаю к чаю. Ищу шестерых братьев после страшного происшествия. Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс более запоминания привлекательным и разнообразным. 988 Креще- ние Руси

Креще ние Руси 988 Основа- ние Москвы 1147 Невская битва Невская битва 1240 Ледовое побо- ище Ледовое побо- ище 1242 Куликов ская битва 1380 Полтав- ская битва 1709 Фрагмент анимированной сорбонки по истории далее

Стокгольм Швеция Копенгаген Дания Осло Норвегия Хельсинки Финляндия далее

ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)

Предложения-маркёры «Я считаю, что…» «Потому что …» «Я могу это доказать это на примере …» «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Примеры применения ПОПС - формулы Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Примеры применение ПОПС- формулы Инновации – это благо для учителя «Я считаю, что…» «Потому что …» «Я могу это доказать это на примере …» «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Составляющие успешного урока структурированность (продуманные этапы урока в соответствии с типом урока, использование технологической катры); мотивирование ребят на работу в течение всего урока и на отдельных его этапах; умение поставить проблему; кто больше говорит на уроке, тот и больше учится; рациональное использование времени урока; систематический контроль выполнения заданий учителя; оценивание словесное и выставление отметок

Важно: 1.Совместное изучение нормативных документов; 2.Посещение уроков в начальной школе; 3.Создание оптимального (разумного) спектра курсов занятий внеурочной деятельности, учитывая связь с дополнительным образованием; 4.Подбор УМК по предметам, его изучение; 5.Обучение на семинарах разных уровней; 6.Изучение педагогических техник развивающего обучения; 7.Создание банка видеоуроков и технологических карт.