Российское энергетическое агентство 13.08.10 Законодательство Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической и экологической эффективности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Advertisements

Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Начальник отдела Чмуль Валерий Николаевич Официальный.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Основные условия проекта энергосервисного договора энергосервисного договора при реализации энергосервиса в бюджетной сфере г. Омска г. Омск 16 апреля.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями энергетической эффективности Ерофеева Татьяна Павловна
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание с главами муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу.
07 июня 2012 г. Ведущий специалист Реев Степан Николаевич.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Российское энергетическое агентство Предложения по совершенствованию требований к энергетическому обследованию, саморегулируемым организациям.
«Политика в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации» Круглый стол по итогам реализации проекта на ОАО «Пролетарский завод»
Правовые основы энергосбережения
Лекция 2 Федеральный закон « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности » ФЗ от 23 ноября 2009 г.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Транксрипт:

Российское энергетическое агентство Законодательство Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической и экологической эффективности как основа для развития энергосервисных услуг в бюджетной сфере Руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликов Алексей Викторович

Российское энергетическое агентство Новые вызовы Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения в Российской Федерации Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 г. Энергоэффективность и энергосбережение – одно из 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития страны Перечень поручений Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. Энергоэффективность должна пронизывать все приоритеты технологической модернизации Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Необходимо снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. не менее, чем на 40 % по отношению к уровню 2007 г. Энергетическая стратегии России на период до 2030 года Сокращение к 2030 году удельной энергоемкости ВВП – более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП – не менее чем в 1,6 раза

Российское энергетическое агентство Системообразующий федеральный закон Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пришел на смену Федерального закона от 3 апреля 1996 г. 28-ФЗ «Об энергосбережении» За более, чем 13-летнюю историю применения данный ФЗ так и не оправдал, возложенные на него надежды. Связано это было как с общим несовершенством его положений, так и с нежеланием исправлять имеющиеся пробелы и недочеты в рамках принятой концепции закона

Российское энергетическое агентство Ход исполнения Федерального закона от г ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Завершается принятие подзаконных актов к Федеральному закону 261-ФЗ (принято более 95% нормативных правовых актов федерального уровня) Во всех субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Зарегистрировано более 130 CРО, объединяющих более лиц, имеющих право на проведение энергетических обследований Интенсивное развитие конкурентного рынка приборов учета энергетических ресурсов, энергосберегающего оборудования и материалов Формирование новых финансовых продуктов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности В декабре 2010 года утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» 6 6

Российское энергетическое агентство Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления: Требования к обороту отдельных товаров Запреты или ограничения производства и оборота товаров Обязанности по учету используемых энергетических ресурсов Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений Требования к проведению энергетического обследования Обязанности проведения мероприятий в отношении общего имущества Требования при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Требования к региональным и муниципальным программам Требования к программам организаций Информационное обеспечение Государственная поддержка Энергосбережение в гос. и муницип. учреждениях

Российское энергетическое агентство «10 задвижек потоку энергорасточительности» Озаботиться энергосбережением и повышением энергетической эффективности должен каждый Такая логика закона...

Российское энергетическое агентство Энергетическая эффективность при обороте товаров Ст.10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Производимые, импортируемые в Россию товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках бытовых энергопотребляющих устройствах с 1 января 2011 года бытовых энергопотребляющих устройствах с 1 января 2011 года компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 года компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 года иных товаров с даты, установленной Правительством РФ иных товаров с даты, установленной Правительством РФ виды товаров устанавливает Правительство РФ категории товаров в пределах их видов устанавливает уполномоченный орган он же устанавливает исключения Постановление Правительства РФ от Приказ Минпромторга РФ от "Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности" Приказ Минпромторга РФ от "Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку" Приказ Минпромторга РФ от "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые … не распространяются требования …"

Российское энергетическое агентство Энергетическая эффективность при обороте товаров Виды товаров, в отношении которых применяются классы С 1 января 2011 г. С 1 января 2014 г. 1) холодильники бытовые 2) морозильники бытовые 3) машины стиральные бытовые 4) кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители 5) машины посудомоечные бытовые 6) лампы электрические бытовые 1) телевизоры 2) электродуховки бытовые, в том числе в составе электроплит кухонных бытовых 3) лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях)

Российское энергетическое агентство Запреты или ограничения производства и оборота товаров С 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются лампы накаливания мощностью 100 Вт и более не допускается размещение заказов на поставки ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд А что на счет ламп накаливания? С 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории РФ ламп накаливания мощностью 75 Вт и более С 1 января 2014 года - ламп накаливания мощностью 25 Вт и более С 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории РФ ламп накаливания мощностью 75 Вт и более С 1 января 2014 года - ламп накаливания мощностью 25 Вт и более Ключевое слово – «может быть»

Российское энергетическое агентство Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений Ст.11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Здания, строения, сооружения должны соответствовать: требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с Приказ Минрегиона России от 28 мая 2010 г. 262 не зарегистрирован Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения: культовые здания, строения, сооружения здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома строения, сооружения вспомогательного использования отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. 18

Российское энергетическое агентство Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений Градостроительное законодательство РФ Ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: 11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов Постановление Правительства Российской Федерации от "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" Раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" должен содержать: в текстовой части а) перечень мероприятий б) обоснование выбора оптимальных решений и их надлежащей реализации в) перечень требований, которым объект должны соответствовать и сроки их действия в графической части г) схемы расположения в зданиях, строениях и сооружениях приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Российское энергетическое агентство Требования оснащения приборами учета Ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г. объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 КВт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, органы власти и управления До 1 января 2011 года Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Закона 261-ФЗ, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах До 1 июля 2012 года

Российское энергетическое агентство Энергетическое обследование Ст.15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Энергетическое обследование – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте Продукции Технологического процесса Юридического лица Индивидуального предпринимателя Энергетическое обследование может проводиться в отношении: Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования: Приказ Минэнерго РФ от "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования" Приказ Минэнерго РФ от "Об утверждении требований к энергетическому паспорту...»

Российское энергетическое агентство Обязательные энергетические обследования Ст.16 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юр. лиц организации с участием государства или муниципального образования организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды и энергетических ресурсов организации, совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов превышают 10 млн руб. за календарный год организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов Указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет Энергетическое обследование может быть: добровольное обязательное

Российское энергетическое агентство Содействие в развитии рынка энергетических обследований ФБГУ «РЭА» Минэнерго России координатор взаимодействия : Рабочая группа по вопросам проведения энергетических обследованиям: Блоки: Технический, методический, образовательный, нормативно-правовой Рабочая группа по вопросам проведения энергетических обследованиям: Блоки: Технический, методический, образовательный, нормативно-правовой Государственная политика и нормативно-правовое регулирование по вопросам энергетических обследований Контроль за деятельностью СРО Информационно-аналитическое, методическое и консультационное обеспечение деятельности в области энергетических обследований Минэнерго России СРО и их объединения ФГБУ «РЭА» Минэнерго России СРО и их объединения

Российское энергетическое агентство Система государственной поддержки на основе программно-целевого планирования энергосбережения и энергоэффективности Государственная программа в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности Региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комиссии при Президенте РФ энергосервисные и иные инвестиционные проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности типовые проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности социальные и иные проекты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности хоз. субъектов

Российское энергетическое агентство Основные подходы к разработке и реализации программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Оснащение объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов Проведение энергетического обследования на объекте Разработка перечня мероприятий (программы) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 3 3 Разработка прединвестиционной документации и формирование пакета проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 4 4 Выход на финансирование проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на условиях энергосервисных договоров (контрактов) 5 5 Реализация мероприятий программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 6 6

Российское энергетическое агентство Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Организации с участием государства или муниицпального обравзования и регулируемые организации должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели и их значения мероприятия по энергосбережению, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий иные требования Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" требования утверждают ФСТ России Органы тарифного регулирования субъектов РФ Органы местного самоуправления в области тарифного регулирования в соответствии с Требования должны включать в себя: целевые показатели (без указания их значений) перечень обязательных мероприятий и сроки их проведения показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами Требования могут содержать значения целевых показателей и иные показатели

Российское энергетическое агентство Энергосбережение в государственных (муниципальных) учреждениях. Ст.24 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Начиная с 1 января 2010 г. учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3% Начиная с 1 января 2010 г. ГРБС осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ ) находящимися в их ведении учреждениям на основании данных об объеме фактически потребленных учреждениями в 2009 г. каждого из энергетических ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3% При планировании бюджетных ассигнований для учреждения не учитывается сокращение расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного объема

Российское энергетическое агентство Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением энергетических ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий Порядок определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Энергосбережение в бюджетных учреждениях Ст.24 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Приказ Минэкономразвития России от N 591

Российское энергетическое агентство Государственные и муниципальные нужды Ст.26 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг Постановление Правительства РФ от N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" Приказ Минэкономразвития РФ от N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" приборы учета электрической энергии классом точности не менее 0,5 количество светодиодных ламп не менее 5 % бытовые энергопотребляющих устройства – наличие класса энерго эффективности не ниже первых двух наивысших классов требования к устанавливаемым системам управления освещением первоочередные требования

Российское энергетическое агентство Рассмотрение и анализ программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности регулируемых организаций Приказ Минэнерго России от 9 июля 2010 г. 218 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по организации и разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» Разработан регламент ФГУ «РЭА» Минэнерго России по исполнению функции по рассмотрению и анализу проектов программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности Рассмотрены программы: ФСК ЕЭС МРСК ТГК Газпром АК Транснефть РусГидро Интер РАО ЕЭС СО ЕЭС и другие ФГУ «РЭА» Минэнерго России: рассмотрение и анализ проектов программ подготовка предложений по корректировке программ мониторинг эффективности деятельности регулируемых организаций подготовка отчетов о результатах мониторинга

Российское энергетическое агентство Государственная информационная система в области энергосбережения и энергоэффективности Ст.23 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях: ОГВ, ОМС представляют в ФОИВ (Минэнерго России), уполномоченный на создание и обеспечение функционирования ГИС ЭЭ, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ Постановление Правительства РФ от N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования"

Российское энергетическое агентство Государственная информационная система в области энергосбережения и энергоэффективности Постановление Правительства РФ от "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования" Ростехнадзор представляет оператору государственной информационной системы информацию, включающую в себя следующие сведения: количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности средние показатели в области энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений; данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов нежилых зданий, строений и сооружений - в части зданий, строений и сооружений, отнесенных к объектам государственного контроля (надзора), осуществляемого указанной Службой данные о нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, выявленных в ходе выполнения указанной Службой возложенной на нее государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Российское энергетическое агентство Информационный портал «Энергоэффективная Россия» - Система отраслевых порталов Интерактивные инструменты Виртуальные демо-зоны Новостная система Информационно- справочный центр Полезные советы и материалы

Российское энергетическое агентство Уполномоченные органы по контролю и надзору в области энергосбережения и энергоэффективности Минэнерго России: Роспотребнадзор: за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации ФАС России: за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов ФСТ России: за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций Пересечение с полномочиями Ростехнадзора

Российское энергетическое агентство Полномочия Ростехнадзора по контролю и надзору в области энергосбережения и энергоэффективности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор: за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок

Российское энергетическое агентство Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений, сооружений. Контроль и надзор Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на 20 – 30 тыс. руб 40 – 50 тыс. руб500 – 600 тыс. руб должностных лиц лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица юридических лиц

Российское энергетическое агентство Эксплуатация зданий, строений, сооружений. Контроль и надзор Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на Собственники зданий, строений, сооружений обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий 10 – 15 тыс. руб 20 – 35 тыс. руб100 – 150 тыс. руб должностных лиц лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица юридических лиц

Российское энергетическое агентство Программы в области энергосбережения и энергоэффективности. Контроль и надзор Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - влечет наложение административного штрафа на 30 – 50 тыс. руб 50 – 100 тыс. руб должностных лиц юридических лиц Ч.4 ст.48 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ: Организации с участием государства или муниципального образования обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Федерального закона Контроль и надзор в отношении программ некоторых организаций с участием государства и муниципальных образований, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности – пересечение полномочий с ФСТ России

Российское энергетическое агентство Обязательные энергетические обследования Контроль и надзор Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на 10 – 15 тыс. руб 20 – 35 тыс. руб50 – 250 тыс. руб должностных лиц лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица юридических лиц В целях выявления лиц, которые должны провести обязательное энергетическое обследование, Ростехнадзор в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у: организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки

Российское энергетическое агентство Основные процессуальные требования. Правила осуществления государственного контроля Государственный контроль осуществляется: с учетом требований Федерального закона от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок Документарная проверка: Выездная проверка: Ст.11, 13 и 14 Закона 294-ФЗСт.12 и 13 Закона 294-ФЗ Постановление Правительства РФ от "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Российское энергетическое агентство Основные процессуальные требования. Правила осуществления государственного контроля Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа в установленном порядке Плановые проверки соблюдения сроков проведения обязательного энергетического обследования подлежат проведению в 2013 году. Проведение проверки оформляется приказом в соответствии со ст.14 Закона 294-ФЗ По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии со ст.16 Закона 294-ФЗ Основания для проведения внеплановых проверок являются: а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) г) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Российское энергетическое агентство Необходимость совершенствования законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности Какие пробелы и проблемы в правовом регулировании еще предстоит решить: -незавершенность правового регулирования в энергетике, промышленности и иных энергоемких отраслях экономики, отсутствие экологической направленности закона -отсутствуют требования к государственной программе и ее связи с региональными и муниципальными программами, в том числе в части целевых показателей -подмена технического регулирования правовым регулированием, отсутствие четких указаний о разработке соответствующих технических регламентов -избыток переходных положений в основной части закона, что затрудняет его восприятие и препятствует его эффективному применению -несоответствие объема полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предъявляемым к ним требованиям -приоритет административных методов правового регулирования перед экономическим стимулированием и саморегулированием -отсутствие положений о мониторинге реализации законодательства, разработке регулярных докладов о его исполнении и предложений о его совершенствовании

Российское энергетическое агентство План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г р Должно было быть принято 38 нормативных правовых акта по состоянию на март 2012 года Не принято 3 нормативных правовых акта Задержка принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне сдерживает запуск мероприятий по энергоэффективности в субъектах Российской Федерации План мероприятий по реализации Закона 261-ФЗ

Российское энергетическое агентство Непринятые нормативные правовые акты Минэнерго России: проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий утверждение правил определения нормативов потребления энергоресурсов и внесение изменений в правила определения объемов потребления энергоресурсов, применяемых при отсутствии приборов учета, с целью поэтапного стимулирования расчетов за энергоресурсы и воду по приборам учета Минрегион России: проект приказа Минрегиона России «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» Минпромторг России: проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении гос. программы по утилизации использованных энергосберегающих ламп

Российское энергетическое агентство Непринятые нормативные правовые акты по государственной поддержке в области энергосбережения и энергоэффективности Налоговое законодательство: проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в отношении которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций Бюджетное законодательство: проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Российское энергетическое агентство Последние изменения в законодательстве об энергосбережении и о повышении энергоэффективности Постановление Правительства РФ от "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита" 56 объектов и технологий для различных отраслей с указанием индикатора энергетической эффективности и критерия отбора взамен Постановления Правительства РФ от 25 октября 2010 г. 857 "Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита" Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перенос сроков оснащения индивидуальными приборами учета газа до 1 января 2015 года и перенос сроков оснащения иными приборами учета в жилищном фонде до 1 июля 2012 года

Российское энергетическое агентство Основные проблемы реализации требований по проведению обязательного энергетического обследования Недостаточная квалификация физических лиц, осуществляющих проведение энергетического обследования, отсутствие контроля за их деятельностью Противоречивые требования по составлению энергетического паспорта, отсутствие требований к отчетам по результатам энергетического обследования 2 2 Недостаточное финансирование проведения энергетического обследования и низкая активность заказчиков по выполнению требований законодательства 3 3 Несбалансированность требований, предъявляемых к различным субъектам, для которых проведение энергетического обследования является обязательным 4 4 Декоративная роль саморегулируемых организаций в области энергетического обследования 5 5 Срыв сроков проведения обязательных энергетических обследований, низкое качество результатов их проведения

Российское энергетическое агентство Какие пробелы и проблемы в правовом регулировании еще предстоит решить в области проведения энергетических обследований -ввести систему аттестации энергоаудиторов – физических лиц, установить требования к их квалификации, создать реестр энергоаудиторов -дифференцировать требования по срокам и объему проведения энергетического обследования в зависимости от объема потребления энергетических ресурсов -предоставление права заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта для организаций с незначительным и нулевым энергопотреблением -детализация требований к результатам обследования, предоставление права составлять несколько энергетических паспортов – на каждое обособленное подразделение, -детализация порядка проведения энергетического обследования в жилищном фонде и на основании проектной документации -возложение полномочий по контролю правильности составления энергетических паспортов на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти -ужесточение требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их членам, стандартам и правилам данных организаций Основные предложения по развитию законодательства:

Российское энергетическое агентство Основные проблемы реализации требований по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов Отсутствуют технические требования (технические регламенты) на приборы учета, конфликты при установлении технических условий на оснащение коммерческими приборами учета используемых энергетических ресурсов Низкое качество приборов учета, невозможность их объединения в автоматизированные системы контроля и учета используемых энергетических ресурсов, игнорирование ресурсоснабжающими организациями показаний приборов учета 2 2 Отсутствует компенсация процентной ставки ресурсоснабжающим организациям, в случае приобретения ими за счет кредитных средств приборов учета для оснащения ими объектов соответствующих потребителей энергетических ресурсов 3 3 Требования по установке приборов учета в Законе 261-ФЗ ориентированы только на сферу потребления и не решают проблем учета в сфере производства и передачи энергетических ресурсов 4 4 Порядок оснащения объектов потребителей приборами учета используемых энергетических ресурсов непосредственно ресурсоснабжающими организациями вступает в противоречие с нормами гражданского законодательства 5 5 Нарушение сроков оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов в бюджетном секторе и жилищном фонде

Российское энергетическое агентство Какие пробелы и проблемы в правовом регулировании еще предстоит решить в области оснащения приборами учета -ввести институт операторов коммерческого учета с возложением на них организации коммерческого учета энергетических ресурсов -ввести дополнительные требования в отношении обеспечения возможности объединения приборов учета в автоматизированные системы контроля и учета энергетических ресурсов, детализировать иные технические требования, прежде всего в рамках технических регламентов Таможенного союза -сформировать правовые положения, направленные на регулирование отношений по оснащению приборами учета в сфере производства и передачи (распределения) энергетических ресурсов -сформировать комплекс правовых положений, направленных на создание единой государственной системы учета потребления энергетических ресурсов и условий для ее функционирования -детализировать перечень лиц, которые обязаны обеспечить оснащение приборами учета в бюджетной сфере и жилищном фонде, а также уточнить источники, сроки и порядок финансирования соответствующих мероприятий -детализировать случаи обязательного технического учета энергетических ресурсов Основные предложения по развитию законодательства:

Российское энергетическое агентство Особенности правового регулирования оказания энергосервисных услуг в Российской Федерации. Типовые энергосервисные договоры (контракты) в бюджетной сфере Руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликов Алексей Викторович

Российское энергетическое агентство Федеральный закон от г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком Энергосервисный договор (контракт) должен содержать: 1)условие о величине экономии энергетических ресурсов 2)условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта) 3)иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов) Иной заказчик Государственный или муниципальный заказчик Энергосервисный контракт Энергосервисный договор Общая характеристика энергосервисного договора (контракта)

Российское энергетическое агентство Федеральный закон от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Глава 7.1. Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд Постановление Правительства РФ от г. 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» Оплата контракта на энергосервис осуществляется исходя из размера предусмотренных контрактом экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта Размещение заказа на энергосервис для государственных или муниципальных нужд

Российское энергетическое агентство Пункт 3 статьи 72 Бюджетный кодекс Российской Федерации Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) Сроки и оплата энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере КОСГУ 223 (Коммунальные услуги)

Российское энергетическое агентство Сроки и оплата энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере Часть 1 статьи 9 Федерального закона от г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий 3 лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более 3 лет Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий 3 года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий 3 лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более 3 лет Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий 3 года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации

Российское энергетическое агентство Условия энергосервисного договора (контракта) Энергосервисный договор (контракт) должен содержать: 1)условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта) 2)условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов 3)иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации Энергосервисный договор (контракт) может содержать: 1)условие об обязанности исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов 2)условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов 3)условие об определении цены в договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов 4)иные определенные соглашением сторон условия

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение Условие - Наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель контракта на энергосервис. При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком в контракт включается перечень мероприятий, сформированный в заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт Перечень мероприятий может формироваться на основании: энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и включаемого заказчиком в документацию о размещении заказа актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления) Заказчиком должен быть обеспечен свободный доступ потенциальных участников размещения заказов к объектам, в отношении которых предполагается оказание энергосервисных услуг

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер экономии, который должен быть достигнут в результате исполнения контракта Условие - Компенсация участникам размещения заказов затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, открытый аукцион в электронной форме или ответа на запрос котировок не производится Условие – Требуемый размер экономии определяется на базе: размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате размещения государственного (муниципального) заказа на энергосервис стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе Стоимость единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) определяется как средневзвешенная цена (тариф)

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер экономии, который должен быть достигнут в результате исполнения контракта Условие – В контракте указывается требуемый размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении за весь срок действия контракта, а также требуемые доли размера экономии в натуральном выражении за определенный период Размер экономии, достигнутый в результате исполнения контракта, определяется на базе: разницы между объемом потребления энергетического ресурса за календарный период достижения требуемого размера экономии (доли размера экономии), определенного до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления энергетических ресурсов При определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, в натуральном выражении объем потребления энергетического ресурса после реализации исполнителем перечня мероприятий рассчитывается за календарный период, соответствующий календарному периоду, за который рассчитывался объем потребления энергетического ресурса до начала реализации исполнителем перечня мероприятий.

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Определение объема потребления энергетического ресурса Условие – Определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий в следующем порядке: при наличии данных об объеме потребления, определенных при помощи прибора учета, - на основании планируемого объема потребления, сформированного заказчиком по фактическим данным в предшествующий период при отсутствии данных об объеме потребления по прибору учета, - с учетом установки исполнителем прибора учета и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее 1 календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий Условие – В контракте должен быть указан порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий на основании объемов, зафиксированных прибором учета, в течение определенного сторонами периода (не менее 1 календарного месяца) Достигнутый размер экономии определяется без учета экономии, полученной за счет установки прибора учета используемого энергетического ресурса

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Определение объема потребления энергетического ресурса. Дополнительная экономия Факторы, влияющие на объем потребления энергетического ресурса: изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода Условие – Должен быть определен механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии Условие – Контракт заключается в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Размер и сроки оплаты контракта Условие - Сроки оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту должны составлять дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты Условие – Размер платежа устанавливается на базе: процента от достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам), фактически сложившимся за период достижения размера экономии Стоимость единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) определяется как средневзвешенная цена (тариф) Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии При этом процент дополнительной экономии, выплачиваемый исполнителю, не может превышать фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на получение энергетического ресурса, предусмотренного контрактом

Российское энергетическое агентство Требования к условиям контракта на энергосервис. Обязанности исполнителя и заказчика Обязанности исполнителя: обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов Обязанности заказчика: предоставление актуальных сведений об объекте надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения мероприятий по энергосбережению обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий

Российское энергетическое агентство Типовой контракт на энергосервис На официальном сайте Минэкономразвития России размещены проекты примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис: На официальном сайте Минэкономразвития России размещены проекты примерного государственного контракта на энергосервис и примерной конкурсной документации на заключение контракта на энергосервис: Структура примерного государственного контракта на энергосервис: Преамбула 1.Используемые понятия 2.Предмет контракта 3.Сроки выполнения контракта 4.Цена контракта и порядок расчета 5.Порядок определения фактического размера экономии 6.Реализация энергосберегающих мероприятий 7.Права собственности на результаты выполненных работ 8.Ответственность сторон 9.Порядок разрешения споров 10.Заключительные положения 11.Банковские реквизиты

Российское энергетическое агентство Примерное техническое задание на энергосервис Основная часть 1.Общие положения 2.Основания для оказания услуг 3.Цели и задачи оказания услуг 4.Состав услуг 5.Требования к услугам 6.Результаты оказания услуг 1.Объект (перечень Объектов), в отношении которого (ых) осуществляются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также его (их) характеристики, режимы и условия использования энергетических ресурсов 2.Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 3.Перечень оборудования и материалов, используемых для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 4.План-график осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 5.Режимы (условия) использования энергетических ресурсов 6.Порядок определения экономии энергетических ресурсов 7.Показатели экономии энергетических ресурсов Приложения

Российское энергетическое агентство Предложения по совершенствованию правового регулирования в области оказания энергосервисных услуг разработка дополнительных моделей контрактов на энергосервис для государственных и муниципальных нужд, в том числе с элементами поставки в рассрочку, определением экономии расчетными способами и ограниченное число раз, упрощение процедуры размещения заказа детализация различных типов (моделей) энергосервисных договоров (контрактов), заключаемых в частном и государственном (муниципальном) секторах, в зависимости от распределения финансовых рисков, возникающих у заказчиков и исполнителей раскрытие условий энергосервисного договора (контракта), связанных с передачей объектов права собственности от исполнителя заказчику, а также иных условий по которым требуется детализация в законодательстве установление стимулов для создания и развития региональных и муниципальных энергосервисных компаний, а также центров энергосбережения, осуществляющим методическую и информационную поддержку энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях создание механизмов стимулирования разработки программ в области энергосбережения и оказании энергосервисных услуг по результатам энергетических обследований установление изъятий, при которых соблюдение ГРБС требований о снижении бюджетных ассигнований государственным (муниципальным) учреждениям на приобретение энергетических ресурсов, не препятствует заключения и исполнения ими энергосервисных договоров (контрактов) установление случаев предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний

Российское энергетическое агентство СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликов Алексей Викторович